Закупоренный город

ЗАКУПОРЕННЫЙ ГОРОД

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

полезное действие

ДОРОГА НА ДАЧУ

ЗАКУПОРЕННЫЙ ГОРОД

АНДРЕЙ БОЙКО, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО, АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

"Эх, дороги!.." - а дальше многозначительная пауза. Пожалуй, эти два слова - единственно приемлемое для печати из всего того, что можно услышать от нашего водителя, когда колесо его автомобиля проваливается в огромную яму или птицей взлетает на колдобине.

Из года в год обещают улучшить качество российских дорог, построить новые мосты, скоростные трассы. Вот только скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Перед началом летнего сезона мы решили проехать по дорогам Центрального округа и посмотреть, что там делается, что ждет десятки тысяч людей, которые будут рваться из душной и жаркой Москвы на волю.

ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ...

Калужское шоссе прямо на выезде из Москвы встречает путешественников бесконечной пробкой: дорога вдруг начинает извиваться и сужается до одной полосы в каждую сторону. Причина - строят многоуровневую развязку для въезда на территорию популярного торгового центра. Даже весной здесь можно "зависнуть" надолго, а что будет летом? Уф, прорвались, можно ехать на крейсерской скорости - 90 км/ч. Но радость была недолгой: на тридцать первом километре опять попадаем в плен. Переправа через Десну реконструируется уже второй год, машины движутся (чаще стоят) в один ряд. Можно ли объехать? Судя по информационному стенду - да, он рекомендует отправиться на Киевское шоссе. Что ж - рискнем.

Через несколько минут мы на отличном шестиполосном автобане. Но... и здесь нас ждет неприятность. Хорошая дорога внезапно заканчивается (видно, деньги на реконструкцию кончились) на 22-м километре возле совхоза "Московский". Проезжая часть резко сужена - из-за, судя по всему, давненько приостановленного строительства очередной развязки. Масла в огонь подливает и перекресток со светофором метров через пятьсот. Если двигаться дальше, можно основательно застрять после Обнинска - почти до самой Калуги идут масштабные строительные работы: дорогу расширяют до четырех полос. Какие-то участки готовы, к иным только приступают. Да, несладко будет дачникам на этом направлении...

Вечным затором на выезде из Москвы провожает путешественников Можайское шоссе. Еще бы - ежедневно через узкую горловину проезжает свыше 80 тысяч автомобилей - абсолютный российский рекорд! Правда, построенный несколько лет назад металлический отбойник несколько облегчил жизнь - теперь не надо бояться какого-нибудь лихача, выскочившего на встречную полосу. Но добавили проблем торговые центры и рынки, расположенные по обе стороны шоссе, - в выходные сюда устремляются тысячи москвичей. За Одинцовом дорога почти европейская, четырех-шестиполосная, только после зимы ее не мешало бы подлатать.

Волоколамское шоссе славится своей "узкой шириной" - выбираться по нему на дачу не очень просто, но можно воспользоваться расположенной рядом трассой М-9 (Новорижское шоссе). Здесь попасть в затор практически невозможно до самого Волоколамска. Только сильно разгоняться не стоит - дорога хоть и обозначена знаком "автомагистраль", качество асфальта оставляет желать лучшего.

Недавно реконструированное Ленинградское шоссе встречает водителей пробкой на первых же километрах, возле подмосковных Химок, а строящийся неподалеку от поворота на "Шереметьево-2" железнодорожный мост сильно осложнит выезд на природу. Дальше вроде бы строек нет, но особенно не разгонишься - скоростной режим ограничен до 60 км/ч почти до самого Солнечногорска. И светофоры, светофоры, светофоры. Давненько, помнится, обещали построить объезды Клина и Солнечногорска, но по-прежнему тянутся через города нескончаемые вереницы автомобилей...

По параллельному Ленинградке Пятницкому шоссе объехать заторы вряд ли получится: можно потерять массу времени в ежедневном "стояке" у Митинского радиорынка. В выходные даже жители Митина предпочитают добираться домой окружным путем, через Волоколамку.

Расслабившись у широченного выезда из Москвы по Ярославскому шоссе, путешественники немедленно попадают в рукотворный "капкан": сразу за МКАД дорога значительно сужается. А справа поджимают автомобили, плотным потоком сворачивающие с кольцевой. Вокруг трассы несть числа строительных рынков и рыночков; движение на скорости 10-20 км/ч до города Королева гарантировано даже в будний день. А сразу за Королевом поджидает еще одна пробка - перед строящимся на 23-м километре мостом можно и заночевать.

Горьковское шоссе радует дорожным полотном. Только въезд на трассу с кольца как всегда забит - с прошлого года идет ремонт. Поток неспешно ползет через Балашиху с ее несчетными светофорами, чтобы затем рвануть с ветерком аж до отметки 54-й км, где на объездной Ногинска автомобилистов встречает узкий мост (движение по одному ряду в каждую сторону) с огромными ямами.

ГОНИМ И ПЕРЕГОНИМ

Так уж получилось, что в 90-х годах темпы дорожного строительства у нас быстро росли, а в начале нового века - стали замедляться. На прошедшем недавно в Пятигорске Всероссийском совещании дорожников глава Росавтодора Игорь Слюняев сказал даже, что цена перехода на новую систему финансирования - потеря 300 (!) крупных объектов дорожного строительства, число которых нынче сократилось... до двух, да и те сооружают на иностранные кредиты. Как известно, один из них находится на Дальнем Востоке, другой - в Питере. Столичному же региону при дележе средств досталось не слишком много.

- Главный объект капитального ремонта в этом году - автодорога Москва-Дмитров-Дубна, - рассказывает начальник федерального управления автомобильных дорог "Центральная Россия" Валерий Дорган. - Ей, как и Щелковскому шоссе, в начале 90-х здорово не повезло: они не попали ни в список федеральных, ни в список территориальных дорог и "бесхозными" были без малого 10 лет. Сейчас положение изменилось. Мы продолжаем капитальный ремонт на участках от МКАД до Дмитрова и от Дмитрова до Дубны. В июне 2003 года начнется реконструкция (считай, новое строительство) моста через канал им. Москвы, по сути - парадного въезда в Дмитров; закончится она к августу 2004 года, в канун 850-летия города. Это никак не должно отразиться на движении по шоссе - у моста есть несколько "дублеров".

Из других крупных (по местным меркам, понятно) объектов - строительство автомобильного обхода населенного пункта Непецино (возле Коломны) на трассе "Урал", завершение строительства путепровода на 23-м километре Ярославского шоссе (обещают поспеть к началу мая!), а также новой многоярусной развязки в начале Калужского шоссе (летом будет готова). Этот объект примечательный: его возводят владельцы торгового комплекса за счет собственных средств, а дорожники строго следят за выполнением всех технических условий.

Еще будут продолжаться ремонтные работы на трассе Москва-Рославль (Калужское шоссе) на участке от 81-го до 108-го километра (в районе границы области), на двух участках автодороги "Крым", на трассах "Дон", "Урал", "Балтия", "Холмогоры", "Украина", Рублево-Успенском шоссе, Малом и Большом московских кольцах... Не так чтобы очень густо - речь скорее о поддержании дорог в приемлемом состоянии. На большее нет денег.

Продолжится кампания по освещению дорог области и Центрального региона до 2010 года. В этом году настанет очередь Ярославского шоссе (планируется до Тарасовки), Дмитровского, Рязанского (до Бронниц), Ильинского, трех участков Симферопольского шоссе. Кое-что делают и для пешеходов: летом появятся два новых надземных перехода: на 26-м километре Калужского шоссе и на Малом московском кольце в районе Бронниц.

Как бы хотелось, конечно, чтобы страна покрылась автобанами, прямыми, как стрела, и ровными, как стекло, и чтобы можно было по ним мчаться с ветерком на "Мерседесе". Только вот не получается никак, да и "мерседесов" маловато, не говоря уже о том, что старую картошку на рассаду в них грузить не поднимется рука. А вот кинуть в багажник "шестерочки", да по нашей дороге на дачу - посевная начинается! - будет в самый раз.

...Если, конечно, в пробках не простоять до сбора урожая...

"Миллионы километров дорог, нуждающиеся в ремонте, надо чинить не так, как раньше - технически неграмотно и неумело, а так, чтобы от этой работы дорога действительно улучшалась и делалась проезжей во всякое время... Это дело требует громадных денежных средств, которыми советская власть пока не располагает". ("За рулем", 1928, № 1)

На трассе Москва-Нижний Новгород идут ремонтные работы, и к 2004 году на всем протяжении она станет четырех-шестиполосной. Правда, есть такая российская закономерность: чем лучше дорога, тем выше аварийность...

На автодороге Москва-Санкт-Петербург в преддверии 300-летия Северной Пальмиры, как по секрету рассказал ее начальник Олег Маликов, в этом году будет завершен капитальный ремонт на участках от МКАД до 49-го км, от 62-го до

72-го км (между Солнечногорском и Клином), в самом городе Клин (85-89-й км) и на границе с Тверской областью (108-113-й км). Везде будут установлены барьеры, проведено освещение.

Начальник управления автомагистрали Москва-Минск Владимир Левдиков предупреждает водителей: летом будет проходить капитальный ремонт на двух участках в районе Сафонова. Проезжая часть будет расширена до 23 метров, сделана осевая разделительная полоса, установлено металлическое ограждение. В апреле-мае дорожники отремонтируют трассу от МКАД до границы Одинцовского района Московской области и на двух участках в Смоленской области, где зимой больше всего пострадало покрытие.

На трассе "Волга" к лету обязательно закончат ремонт путепровода на выезде из столицы - так обещал Игорь Донато, начальник управления дороги Москва-Нижний Новгород. Кроме того, в этом году будет капитально отремонтировано и введено в строй еще четыре моста и путепровода, в том числе через реку Киржач (на границе с Владимирской областью). Продолжится реконструкция печально знаменитого путепровода на 54-м километре; предположительно ее закончат в следующем году, тогда будет ликвидировано одно из самых узких мест автомагистрали. А еще в 2003-м трассу на протяжении 32 км (на территории Владимирской области) расширят до четырех полос.

Ни зимой, ни летом не прекращаются работы на дорогах Центрального региона. Правда, по расчетам строителей, средств на поддержание их в хорошем состоянии надо бы выделять раза в два-три больше.

Подпишитесь на «За рулем» в