Езда на плоском месте

ЕЗДА НА ПЛОСКОМ МЕСТЕ

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

Безопасность

КОНТРАВАРИЙНАЯ ПОДГОТОВКА

ЕЗДА НА ПЛОСКОМ МЕСТЕ

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ.

ФОТО АВТОРА

Полноприводники нынче в моде. Конструкторы, не изменяя внешнего вида легкового автомобиля, оснащают его приводом на все колеса со всеми вытекающими отсюда преимуществами. Но вот незадача: чтобы ими воспользоваться и по-настоящему вкусить прелесть всех ведущих, нужно, как говаривал известный классик, «учиться, учиться и учиться».

Один из пионеров полного привода на стандартных авто — фирма «Ауди» создала специализированную школу вождения полноприводных автомобилей Audi driving experience — Школу водительского мастерства «Ауди».

ПОДАВИТЬ ВОДИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИНКТ

В школе «Ауди» считают, что лучше всего постигать полный привод зимой на... льду лесного озера. Да, да, именно на идеально горизонтальной ледяной поверхности можно как следует почувствовать и понять поведение машины, выработать правильные реакции. К такому, казалось бы, парадоксальному для нас выводу пришли инструкторы школы. Интересно бы убедиться в этом самому, и я отправляюсь в Швецию, в местечко Идре.

Куда ни кинешь взгляд — снежная равнина огромного озера! Лед присыпан снегом, но там, где предстоит тренироваться — очищен до блеска. Восемь сверкающих А4 с шильдиками Quattro замерли в оцепенении на тридцатиградусном морозе.

Сухой чистый лед. По нему и ходить-то нужно с осторожностью, не то что ехать. А инструктор школы, раллистка Сьюзанн Котулински, предлагает разогнаться до 70 км/ч и метров за двадцать до препятствия в обозначенном коридоре начать тормозить, резко ударив по педали и далее не отпуская ее (именно так нужно выполнять экстренное торможение с АБС), постараться объехать препятствие слева, не выходя за пределы конусов. Не очень-то в это верится, но попробую.

Систему ESP на время заездов отключили, чтобы не испортить естественной картины взаимодействия льда, колес и человека. Разогнаться я, конечно, разогнался. И начал тормозить вовремя, и удачно объехал препятствие. Но вот на выходе пару конусов сбил. Ошибкой было, как мне объяснила Сьюзанн, что, когда препятствие стало стремительно надвигаться на меня, я инстинктивно дернул руль слишком быстро. Машина среагировала. Чтобы выправить положение, на выходе пришлось повернуть руль на больший угол в противоположную сторону. Автомобиль частично потерял устойчивость, и вот результат — коридор оказался для меня слишком узким.

Не раз и не два пришлось проделать это упражнение, пока удалось вопреки всему своему естеству заставить себя при виде препятствия очень плавно и дозированно поворачивать рулевое колесо в направлении объезда и уже потом чуть поспешнее возвращать в исходное положение.

В этом упражнении полноприводная машина ведет себя точно так же, как передне- или заднеприводная. При нажатии на тормоз водитель одновременно выключает сцепление — колеса разобщены с трансмиссией. Возможность не сорваться в скольжение определяет только характеристика покрышек, настройка АБС и... разумный выбор скорости в сочетании с правильной работой рулевым колесом.

Но вот задача меняется. Вместо того, чтобы резко затормозить, нужно просто сбросить газ. С учетом уже накопленного здесь опыта плавного руления прохожу коридор без ошибок. Смотрю в зеркало заднего вида и глазам своим не верю — все конусы на месте! На такой скорости, будь я на передне- или заднеприводной машине, от прямого столкновения отклонился бы, но в коридор явно не вписался. Впрочем, нет, вписался, только скорость пришлось бы уменьшить. На «Кваттро» крутящий момент двигателя, положительный при разгоне и отрицательный при сбросе газа, распределяется на все колеса, а не только на два, как в машинах традиционной компоновки. Отсюда и преимущества полноприводных версий в езде по льду и вообще на скользкой дороге.

МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ И МАНЕВРОМ

Не знаю, есть ли название у геометрической фигуры, представляющей собой овал, стиснутый в «талии», или «восьмерку», обведенную по контуру без перекрестия посередине. Именно такую форму имела расчищенная от снега трасса для тренировок «поворот веером». Когда научишься его выполнять правильно — поймешь, что это даст тебе в повседневной жизни на дороге. Но пока учишься...

Чтобы правильно «развернуть веер», нужно разогнаться, сбросить газ и, «загрузив» переднюю ось, направить автомобиль в сторону поворота. Дождавшись начала скольжения задней оси, вновь увеличить обороты двигателя и далее, контролируя тягу, стараться удержаться в управляемом заносе. Когда задние колеса начинают пробуксовывать, чувствую, как дифференциал повышенного трения «Торсен» перераспределяет тяговое усилие на передние колеса. Именно они должны «затянуть» автомобиль внутрь ледяного радиуса, но так, чтобы не очутиться на снежной целине. Создается впечатление, что великан раскручивает вокруг себя автомобиль, держа его за привязанный к передней части незримый буксирный трос.

Когда удается сделать все, как нужно, возникает соблазн увеличить скорость. Но решившись на это, сталкиваешься с другой сложностью — теперь нужно удержаться на радиусе. Чуть перебрав с газом, легко сорваться в неконтролируемое скольжение всех колес и улететь в сугроб, как если бы «великан» выпустил трос из рук. Или наоборот, как если бы потянул нить на себя, въехать внутрь и, зацепившись за снежный бордюр, развернуться против движения.

В который раз убеждаюсь: сколь совершенными ни были бы автомобили, какой бы ни располагали трансмиссией и как бы ни старались шинники улучшить сцепные свойства покрышек, изменить законы физики невозможно. Поэтому в процессе тренировки только тем и занимаешься, что ищешь компромиссы между скоростью и возможностью выполнить маневр, не испортив «талии» у «восьмерки».

А практическая польза? Конечно, в управляемом заносе по дорогам общего пользования не ездят. Но не ровен час, случится непредвиденная ситуация и машине придется повернуться боком — у водителя, прошедшего подготовку, больше шансов выйти сухим из воды.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Уроки хороши, когда они выучены. В Идре знания учеников Школы водительского мастерства «Ауди» проверяли на трехкилометровой трассе, где сплошь закрытые и открытые повороты разной кривизны.

На таком серпантине ты постоянно в напряжении. В одном повороте можно ехать чуть быстрее, перед другим приходится тормозить. С каждым кругом скорость возрастает, я все увереннее чувствую себя за рулем полноприводной «четверки». Совсем близок к тому состоянию, когда уже не я сам буду контролировать поведение автомобиля, а в дело вмешается великан — будет дергать или отпускать веревочку.

И вот тут-то начинается самое трудное. Почти гамлетовский выбор «быть или не быть»... в сугробе. Когда машина многое тебе позволяет, почувствовать, где проходит черта дозволенности, тоже многого стоит. Здесь на тренировочной трассе в Идре расплата за несанкционированный переход границы — сугроб, растрескавшийся бампер и ожидание технички для вызволения из снежного плена. Но на обычных дорогах цена расплаты куда выше.

Грамотно водить автомобиль — это действовать в пределах допустимого. Именно этому учит школа «Ауди драйвинг икспириенс», используя преимущества полного привода. И вот когда ты считаешь себя уже вполне образованным с точки зрения «Кваттро», инструктор Сьюзанн Котулински вдруг ни с того ни с сего предлагает изменить направление движения по трассе. Приходится повиноваться. Ощущение такое, будто переписываешь знакомый текст левой рукой. И снова учение.

Главный результат — я все-таки почувствовал черту, которую нельзя переступать. И не переступил. Поломанные пластмассовые бамперы, тоскливо висящие на проводах «убитые» противотуманные фары, разбортованные колеса других машин говорили, что сделать это было совсем не просто.

Снежный шлейф — признак прохождения участка на высокой скорости.

На выходе передние колеса должны смотреть внутрь поворота, а не по касательной.

Вот почему машину несет прямо.

Сьюзанн Котулински объясняет новое упражнение.

Полоса торможения.

Короток полярный день.

Сугробы — то место, где можно подумать над ошибками.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии