ШЕЛ ГОД 1928-й...

ШЕЛ ГОД 1928-й...

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

у камина

НАШИ РОВЕСНИКИ

ШЕЛ ГОД 1928-й...

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

«Лозунг „Автомобиль или телега“ — неправильный, так как не может быть никакого „или“. Всем ясно: автомобиль, а не телега». Утверждение, прозвучавшее с первой страницы первого номера «За рулем» в апреле 1928-го, многие тогда восприняли как оторванную от жизни ненаучную фантастику.

В тот год в СССР, по разным данным, насчитывалось 18–20 тысяч автомобилей, причем примерно треть из них иначе как «безнадежной недвижимостью» назвать было нельзя. Даже в бывших провинциях Российской империи — Польше и Финляндии автомобильный парк перевалил за 20 тысяч, в Германии он составлял более 300 тысяч, в Британии — свыше миллиона, а по «загнивающим» Северо-Американским Соединенным Штатам ездили более 22 млн. (!) машин. В нашей же стране основным транспортным средством по-прежнему была телега (половину года — сани), а самоходных экипажей многие никогда в жизни в глаза не видели. А ведь автомобиль к тому времени давно вышел из младенческого возраста.

Заводы Европы и США уже выпускали машины десятками тысяч: на «Опеле» в 1928-м собрали почти 43 тысячи автомобилей, на «Кадиллаке» — больше 41 тысячи. Заводы «Форд» в Германии, Англии и за океаном после постановки в 1928-м на конвейер модели А (в СССР ее будут выпускать под маркой ГАЗ-А) за 16 месяцев произвели более миллиона (!) машин.

В год рождения «За рулем» у нас в стране сделали... 840 машин: 740 грузовиков АМО и ЯГ, полсотни легковых НАМИ, столько же АМО — автобусов.

Конструктивно советские модели никак нельзя было отнести к «последнему слову» техники. Маломощный (всего 35 л. с.) и не очень надежный АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 т — потомок ФИАТ-15 Тер. С тем же мотором — трехтонный ярославский грузовик. Легковой 18-сильный НАМИ-1 (он был создан на базе чехословацкой «Татры-11»), более-менее современный по конструкции, для российского бездорожья выглядел явно слабоватым. Иных легковых машин в СССР не выпускали, а импортных привозили очень мало, в основном для партийных и государственных чиновников.

В 1928-м Советская Россия, по сути, лишь начинала менять телеги на авто, в то время как стенды международных выставок пестрели самыми разнообразными новинками. Мировой тенденцией в ту пору стал рост мощности двигателей. Тон, конечно, задавали американцы. Средняя мощность легковых машин США в 1928-м была под 71 л. с., лишь 6,5% заокеанских авто имели четырехцилиндровые моторы, большинство (58%) — «шестерки», остальные — входившие за океаном в моду восьмицилиндровые двигатели. Европейские авто были послабее заокеанских, однако 40-50-сильные модели и здесь считались нормой.

Среди дебютантов 1928-го — средние модели с «шестерками» «Опель-8/10» мощностью 40 л. с., 50-сильные «Вандерер-W11», ФИАТ-521. Французы представили «Гочкисс-АМ80», его трехлитровый мотор в разных модификациях развивал 70–75 л. с. На чехословацком «Вальтере-6В» стоял 65-сильный двигатель объемом 2,9 л.

Немногочисленные еще V-образные моторы показали американцы на обновленном «Кадиллаке серии 341», конечно же — «восьмерки». «Лянча» представила восьмую серию уже знаменитой модели «Лямбда», где мощность двигателя V4 подняли до 69 л. с. В Британии начались продажи «Дэймлера-Дабл Сикс» с бесклапанным, очень тихим мотором V12, развивающим 150 л. с. 

Еще один способ поднять мощность — механические компрессоры. В 1928-м у «Альфа-Ромео 6С1750» появилась версия «Супер Спорт». Мотор объемом всего 1,8 л с двумя распредвалами и нагнетателем развивал 100 л. с. 

Фирма «Майбах» удивила полуавтоматической коробкой передач. На модели W5SG применили так называемую систему быстрого переключения с вакуумным приводом. Водитель перемещал рычажок под рулевым колесом, управляя воздушными золотниками, а затем переключал передачу нажатием педали сцепления. Коробка «Майбаха» имела всего две ступени, но благодаря мощному 120-сильному мотору с высоким моментом этого вполне хватало огромному тяжелому автомобилю.

Конечно, европейцы в основном ездили на совсем других машинах — компактных, простых, недорогих. Французский «Розенгарт» 1928-го представлял собой очередную вариацию на тему хорошо известного тогда английского 10-сильного «Остина-Севен». Аналогичные «дикси» были очень популярны в Германии. Правда, вскоре у немецких машин появилась другая марка: осенью 1928-го завод в Айзенахе купила мюнхенская фирма БМВ. Более того, в малом классе возникло еще одно новое имя. Известный производитель мотоциклов представил автомобиль ДКВ-Р15 с двухцилиндровым двухтактным мотором мощностью 16,5 л. с. Прямым ценовым конкурентом мотоцикла с коляской был и чехословацкий «Аэро-500». Двухтактный одноцилиндровый мотор развивал всего 10 л. с., однако простая в обслуживании и ремонте дешевая машина пользовалась успехом.

...Через три года в Москве и Нижнем заработают сборочные заводы по производству «фордов» — КИМ и «Гудок Октября», а через четыре — с конвейера нижегородского, огромного, по европейским меркам, предприятия сойдут первые НАЗы, позднее получившие марку ГАЗ. Через двенадцать лет КИМ начнет выпускать в небольших количествах компактные машины, рассчитанные на «частников», но только лишь в конце 40-х для граждан СССР словосочетание «собственный автомобиль» начнет приобретать реальный смысл.

Пока, в 1928-м, в СССР примерно... 270 «частников». А первый номер «За рулем» рассказывает: «Нынешней зимой организовано регулярное автомобильное движение между Вяткой и уездными городами. Уплатив гривенник за каждый километр, вы садитесь в машину. Вы обгоняете ползущие обозы и смотрите, как встречные лошади, пугаясь, рвутся из оглоблей и становятся на дыбы. Приближаясь к деревне, вы видите большую толпу крестьян и слышите возгласы: „Едет! Едет!“. Если шофер смилостивится над мужиками и замедлит ход, вы среди гама различите крики восхищения и зависти. За автомобилем гонятся мальчишки, за мальчишками собаки...».

Шел 1928-й... История «За рулем», как и сама история автомобилизации страны, только начиналась...

Народный «Аэро-500» из Чехословакии. Машинку, достигающую 65 км/ч, выпускали до 1932 года.

ДКВ-Р15 с двигателем объемом 0,6 л пришелся по душе небогатым немцам.

У бельгийских «минерв» в 20-х была репутация одних из лучших представительских машин Европы. Бесклапанный шестилитровый двигатель модели АК 32СV 1928 года развивал 90–100 л. с. 

Первый грузовик «Вольво-LV40» появился в феврале 1928-го. Шведскую полуторку оснащали 28-сильным мотором легкового автомобиля.

Американский «Дюзенберг-J» поразил мощностью даже американцев. Рядный восьмицилиндровый мотор в разных версиях развивал 210 — 265 л. с. 

«Мерседес-Бенц N56» с шестицилиндровым дизелем мощностью 70 л. с. перевозил 50 пассажиров.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии