С правым уклоном

С ПРАВЫМ УКЛОНОМ

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

Приемная

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ «ЯПОНОК»

С ПРАВЫМ УКЛОНОМ

АНАТОЛИЙ СУХОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

«ПОЛНЫЙ ФАРШ» — СТАНДАРТНО

Когда-то ходил такой анекдот. Присмотрел покупатель машину в салоне, спрашивает: «Здесь есть кондиционер и электропакет?» Ему в ответ: «За опции придется доплатить 1500 долларов». Дорого! Отправился на рынок праворульных машин: «Хочу такую „Тойоту“, но только с электростеклами и кондиционером». А продавцы говорят: «Извините, мы автомобили не разукомплектовываем, на ней еще второй кондиционер, люк и подогрев „дворников“.

Этим и подкупают «японцы»: электрозеркала отряхиваются от снега и помнят настройки, «дворники» — с подогревом, в салоне — ионизатор воздуха, массажер, телевизор, навигационная система. Вот далеко не полный перечень оборудования, которое все еще удивляет наших да и большинство европейских автомобилистов. Ну, а центральный замок, подогрев зеркал и сидений, кондиционер и круиз-контроль — это их стандарт даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня.

Когда после падения «железного занавеса» из Японии стали привозить «тойоты», «ниссаны», «хонды» и «мицубиси», они быстро завоевали почти все пространство к востоку от Урала. Во враждебной всякой технике среде обитания они показали себя неожиданно живучими: моторы безропотно переваривали отечественный бензин, подвеска глотала ямы, требуя внимания куда реже, чем «жигулевская», а в электрику вообще мало кто вникал, поскольку работала она безотказно.

Но через Уральский хребет «японки» перетекали медленно: о том, чтобы вытеснить ВАЗы и ГАЗы с их исконных территорий, не было и речи. Чем дальше от богатой и цивилизованной Японии, тем дороже запчасти, хуже сервис, да и доставлять машины нелегко. На что же рассчитывать покупателю в европейской части России и, вообще, стоит ли овчинка выделки?

МАШИНА ДЛЯ ЛЕНТЯЯ

Коробка-"автомат" на европейских авто встречается нечасто, и за возможность забыть о третьей педали и рычаге придется доплатить несколько сотен "зеленых". В Японии — наоборот, редкостью считается механика. Даже культовые автомобили со спортивной жилкой (" Хонда Прелюд", " Тойота Селика", "Ниссан-Z") не миновали "автоматизации".

Японские коробки надежны и незадумчивы. Убивают их лихие русские гонщики, переносящие навыки обращения с ручной КП на «автомат»: передергивают рычаг и тут же вжимают газ до упора. Несколько таких стартов — и коробка станет дергаться уже независимо от педали газа. Порой губит «автомат» домашнее обслуживание: сколько и что заливать в «черный ящик», понимают не все. Забывают порой и о том, что вместе с маслом нужно менять (на некоторых авто — очищать) фильтр.

Нам же «автомат» как нельзя кстати — не надо переучиваться шуровать рычагом левой рукой. Если же вы ярый сторонник традиционных коробок, то поиск желанного автомобиля может затянуться. И не исключено, что праворульный «японец» с механикой обойдется дороже.

ГРЯЗНАЯ СОЛЯРКА ИЛИ РАЗБАВЛЕННЫЙ БЕНЗИН?

Оба этих фирменных отечественных продукта для японского мотора, что для француза — денатурат: прежде чем помереть, помучается. Японские дизели, прихлебывая среднестатистическую мутноватую российскую солярку, долго не протянут, хотя по первости год-другой — «ни в одном глазу». Не слил отстой из топливного фильтра — готовься к замене ТНВД. А езда с переливающими форсунками сводит на нет главное достоинство дизеля — экономичность. Автомобиль с черным или густо-белым выхлопом по расходу денег через выпускную трубу может переплюнуть даже бензиновый аналог. Дизель, пожалуй, оправдан только для большой машины (вседорожника), когда сэкономленное топливо позволяет с лихвой окупить даже возможный ремонт топливной аппаратуры.

С бензиновыми двигателями проще. Насос и форсунки дешевле, менять их несложно, да и угол впрыска регулировать не придется. Вместе с тем, в скромные по объему моторы японцы ухитряются запихать столько «лошадей» (100 л. с. с литра без наддува — не предел), что малейшая неисправность системы охлаждения грозит пробитой прокладкой, а то и покоробленной головкой цилиндров. Соответственно — многие знаки до запятой в сумме заказ-наряда.

При этом к октановому числу моторы непривередливы. Многие, даже вполне современные агрегаты с многоточечным впрыском довольствуются «91-м» бензином. О «98-м» нет и речи. Главное, не заправить автомобиль этилированным топливом — оно выводит из строя нейтрализатор, лямбда-зонд и, как следствие, нарушает нормальную работу программы управления.

В целом двигатели надежны, за исключением карбюраторных, доживающих свой век на российском рынке. По сложности японские карбюраторы сравнимы, пожалуй, лишь с их же компьютерами. Но еще хуже карбюраторы с электронным управлением. Вкладывать деньги в такой автомобиль не стоит. Даже официальные дилеры шарахаются от них, как ошпаренные, а единственный отработанный метод диагностики — замена хитрого прибора на заведомо исправный. Только где ж его взять, разве что возить с собой запасной?

РЕДКИЙ ЗВЕРЬ

«Впереди планеты всей» японцы не только в комфорте. Нетрадиционные решения, не нашедшие отклика у прагматичных европейцев, японские инженеры довели до конвейера. Это и роторные двигатели, и активно подруливающие задние колеса (причем даже в полноприводных версиях), и перераспределение крутящего момента двигателя в зависимости от загрузки ведущих колес.

Работают все эти системы так, как и полагается серийным узлам — надежно. Не прощают лишь дилетантства в обслуживании и ремонте. Например, при нарушении геометрии передка задняя подруливающая подвеска «Хонды» (второго поколения — с электронным управлением) будет стремиться компенсировать увод, и водитель ничего не заметит. Но от постоянной нагрузки электроприводы подруливающего механизма могут выйти из строя. Также при регулировке углов установки задних колес нужно знать, как выставить механизм в среднее положение. Без этого загубите его наверняка. Впрочем, при нормальной эксплуатации даже в российских условиях сервисная книжка не врет — в обслуживании узел не нуждается.

КРЭШ-ТЕСТ КОШЕЛЬКА

Авария — всегда расходы, но для праворульной «японки» добавляется проблема поиска запчастей. На европейской территории России таких машин мало и найти нужную деталь на разборках или по объявлению с ходу удается редко. Железо и оптика от «европейцев», как правило, не подходят. Можно, конечно, заказать «оригинал», но Япония далеко, порой узел приходится ждать месяц, да и цены ой как кусаются.

Неоценимую помощь здесь оказывают клубы владельцев таких авто в разных городах. Завалявшиеся запчасти на рынке не продашь, выбрасывать жалко, а помочь попавшему в беду — пожалуйста.

СПРАВА НАЛЕВО

Нашего человека не пугают трудности. Многолетний опыт подсказывает: автомобиль можно и даже нужно дорабатывать. Поэтому заманчивая идея переставить руль справа налево, сохранив всю «начинку» и получив таким образом «эксклюзив», будоражит многие умы. Часто начинание умирает на корню, наткнувшись на отсутствие леворульного аналога. Но если даже теоретически переделка возможна, практически придется перестроить половину автомобиля — моторный щит, кронштейны, жгуты, магистрали, приборную панель и т. д. и т. п. В результате странной модели автомобиль с сомнительной отныне надежностью и безопасностью обойдется дороже родной леворульной версии.

«ЗА» И «ПРОТИВ»

Подытожим вкратце плюсы и минусы праворульных машин. К первым относятся надежность, комфорт, богатая комплектация, умеренная цена, низкая угоняемость. К тому же у водителя больше шансов выжить в серьезном ДТП — фронтальный и боковой удар слева приходится в пустоту (если водитель в машине один). Не забудем и удобный выход на тротуар — для России с ее грязью на дорогах это существенно (с другой стороны, пассажир высаживается на проезжую часть...).

Главный недостаток — худший обзор при обгоне. Но безопасность прежде всего определяется стилем вождения, немало водителей ездит «вслепую» и на леворульных авто. На «японках» же думающий водитель просто будет держаться подальше от впереди идущих грузовиков и автобусов, благо мощность мотора позволяет не затягивать обгон.

Другой недостаток обычно недооценивают, хотя он нередко приводит к опасной ситуации. Вашего покорного слугу чуть не хватил инфаркт, когда " Volvo 740", припаркованный у тротуара, вдруг вывернул влево перед самым носом без "поворотников" и без водителя (!) — через стекла четко просматривался пустой подголовник. Инстинктивный удар по тормозу и внутренний вопль: этого не может быть! Только через секунду удалось разглядеть девушку за рулем. Справа.

Сегодня покупатель может судить о разных автомобилях не понаслышке, выбор — на любой вкус и карман. И, судя по данным ГИБДД, с каждым годом все больше россиян уступает соблазну «переметнуться вправо», предпочитая новым авто образца семидесятых старую технику двадцать первого века.

На парковке зеркала можно сложить, нажав на кнопку.

Навигационная система есть даже на пожилых «японках».

" Хонда Прелюд" — один из лучших

«автомобилей для водителя».

Активно подруливающая задняя подвеска серийно устанавливается на «хондах» уже почти 15 лет.

Съезд владельцев праворульных машин в Москве.

Бачок омывателя вплотную

к расширительному бачку — жидкость не замерзнет.

В один блок объединены телевизор, магнитола и проигрыватель компакт-дисков. И не ломаются — вот уже десять лет!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии