Автошколы: опять двойка!

Редко какую тему руководители страны поминали чаще, чем необходимость реформировать обучение водителей.

Пока требования к автопарку школы не слишком строгие. Главное, чтобы автомобили были в хорошем техническом состоянии и имели дублирующие органы управления.

Пока требования к автопарку школы не слишком строгие. Главное, чтобы автомобили были в хорошем техническом состоянии и имели дублирующие органы управления. Пока требования к автопарку школы не слишком строгие. Главное, чтобы автомобили были в хорошем техническом состоянии и имели дублирующие органы управления.
Пока требования к автопарку школы не слишком строгие. Главное, чтобы автомобили были в хорошем техническом состоянии и имели дублирующие органы управления.

ХРОНИКА БЕЗДЕЙСТВИЯ

Осенью прошлого года на сайте МВД появился новейший проект регламента приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. При внимательном изучении стало ясно, что новизна в нем чисто косметического характера. Скажем, изменилось (на одно) количество упражнений при сдаче экзамена на площадке — и что?

Регламент должен был вступить в силу в феврале-марте 2013-го, но вдруг проект… с сайта исчез. Видимо, иначе быть и не могло. В нынешней системе, как сказал председатель межрегионального профсоюза дальнобойщиков Валерий Войтко, любое подобное поручение МВД можно считать «просто имитацией деятельности». Может, он выразился слишком резко, но, видимо, достало…

Количество часов на изучение матчасти в автошколах ныне сокращено до минимума, зато увеличилось число занятий по оказанию первой помощи.

Количество часов на изучение матчасти в автошколах ныне сокращено до минимума, зато увеличилось число занятий по оказанию первой помощи.Количество часов на изучение матчасти в автошколах ныне сокращено до минимума, зато увеличилось число занятий по оказанию первой помощи.
Количество часов на изучение матчасти в автошколах ныне сокращено до минимума, зато увеличилось число занятий по оказанию первой помощи.

ОТ ЧЕГО ОТКАЗЫВАЕМСЯ?

По статистике, сегодня в стране подготовкой водителей занимаются до 8 тыс. автошкол, из которых часть принадлежит Минобрнауки, Минтрансу и ДОСААФ, а порядка 40% — частные. Ежегодно водительское удостоверение получают около 2,2 млн. человек, большинство проходят обучение в школах, а 10–20% сдают экзамены экстерном, после самостоятельной подготовки. (Многие специалисты считают самоподготовку фикцией, но это отдельная тема.)

Нынешний порядок сдачи водительских экзаменов установлен еще в 1999 году и корректировался неоднократно. Однако власти уверяют, что система все равно работает очень плохо и выпускает «недоучек». А они, молодые и неопытные водители, и есть, дескать, одна из главных причин высокой аварийности в стране! Цифры приводят совершенно разные: от 9,8% (сайт проекта «Единой России» «Безопасные дороги»; правда, в другом разделе сайта тот же показатель равен уже 15,9%) до «четверти дорожных аварий» (ГИБДД Москвы; на этом же сайте есть и 17%). Но чаще всего говорится о том, что водители со стажем до трех лет виновны в 30% аварий. Отсутствие единодушия свидетельствует: такую статистику должным образом никто в стране не ведет. Вспомните, как выглядит протокол о ДТП, — там нет графы «Стаж водителя»! Выходит, цифры, что называется, взяты с потолка (если, конечно, не проводятся специальные исследования или опросы).

1 no copyright

1 no copyright

Впрочем, никто не возьмется утверждать, что наши автошколы работают хорошо и выпускают полноценных водителей. Сами руководители учебных заведений считают, что реформы назрели. Только какие?

СДЕЛАЙ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО

«Для начала нужно описать профессиональный стандарт водителя, то есть его характеристики, уровень навыков на том или ином этапе и т. д., — уверена президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — То есть определить, кого мы готовим в обычной автошколе, а каким критериям должен соответствовать водитель-профессионал, которому доверят автобус с детьми. Лишь на базе этого профстандарта следует разрабатывать программы подготовки и переподготовки, повышения квалификации и методики приема экзаменов».

С Шутылевой в принципе согласен и глава ГУОБДД МВД России генерал В. Нилов. Он считает, что нужна многоуровневая система обучения: одно дело — подготовить автолюбителя, другое — водителя-профессионала, который будет за рулем зарабатывать деньги. Сейчас же у нас все смешаны в одну кучу.

По мнению экспертов, многие новые стандарты следует внести в новый Закон о безопасности дорожного движения. Его проект прошел первое чтение в Госдуме… и завис на годы. Говорят, ждали, когда примут Закон об образовании: положения двух документов во многом пересекаются. И вот «образовательный» закон, пусть не без скандалов, приняли, наконец. Кстати, в нем нет никаких упоминаний об автошколах! Видимо, существующие придется со временем переоформлять как колледжи или нетиповые учебные заведения, и во что это выльется, пока никто не представляет. У Минобра есть полгода на подготовку подзаконных актов, которые касаются учреждений, где готовят водителей. Но в любом случае теперь нам обещают, что Закон о безопасности дорожного движения тоже примут, причем уже в ближайшие месяцы. Следом за этим сразу внесут изменения в правила приема экзаменов — пока только формальные, так как появятся подкатегории. Иностранцы, если они хотят работать в РФ водителями, тоже должны будут сдать экзамены (пока они могут трудиться при наличии национального водительского удостоверения).

Подобный полигон может себе позволить далеко не всякая автошкола, при том что здесь не установлена дорогая компьютерная система (одно время собирались обязать все школы иметь такую).

Подобный полигон может себе позволить далеко не всякая автошкола, при том что здесь не установлена дорогая компьютерная система (одно время собирались обязать все школы иметь такую). Подобный полигон может себе позволить далеко не всякая автошкола, при том что здесь не установлена дорогая компьютерная система (одно время собирались обязать все школы иметь такую).
Подобный полигон может себе позволить далеко не всякая автошкола, при том что здесь не установлена дорогая компьютерная система (одно время собирались обязать все школы иметь такую).

Словом, перемены нужны, перемены важны, — но какие именно? В исчезнувшем проекте регламента предполагалось вообще отстранить автошколы от приема экзаменов. А ведь в течение нескольких лет говорили о том, что надо больший объем ответственности передать школам, в том числе (возможно) и прием части экзаменов. Но тут выяснилось, что дать правильную оценку водительским навыкам могут только в ГИБДД! Однако у ГАИ нет для этого оборудования (автодромы и т. д.), не определены пока и требования к экзаменаторам. То есть формально в качестве строгого судьи может выступать лейтенант без педагогического образования и водительского опыта. Выходит, сами мы не очень готовы принимать экзамены на современном уровне, но другие — хуже, а главное — безответственнее…

КУДА БРЕДЕМ?

Понятно, почему эту систему все время пытаются «реформировать». Одних, видимо, реально беспокоит рост числа пострадавших в ДТП, другие хотели бы откусить свой кусок от сытного пирога. Ведь это большой бизнес — 8 тыс. школ, 100 тыс. преподавателей и сотрудников, 2 млн. учеников, которые только официально платят за обучение свыше 30 млрд. руб. в год. А еще — закупки оборудования, аренда помещений… Серьезный масштаб!

Поэтому считаю, что… делать ничего не надо. Нынешняя система хоть и не без недостатков, но работает. Конечно, надо решительно бороться с коррупцией при выдаче водительских корочек. Контролировать работу автошкол, чтобы отсечь фирмы-однодневки (таких пока немало). Может быть, окончательно запретить сдачу экзаменов экстерном. Ведь никто не предлагает заочно обучать летчика или хирурга, — а водителя, выходит, можно? Но ведь от его навыков и действий тоже зависят людские жизни…

Сейчас при сдаче экзамена на площадке надо выполнить три упражнения; позволительно допустить три мелкие ошибки.

Сейчас при сдаче экзамена на площадке надо выполнить три упражнения; позволительно допустить три мелкие ошибки.Сейчас при сдаче экзамена на площадке надо выполнить три упражнения; позволительно допустить три мелкие ошибки.
Сейчас при сдаче экзамена на площадке надо выполнить три упражнения; позволительно допустить три мелкие ошибки.

В любом случае непродуманные, волюнтаристские решения тут не нужны. Например, можно спокойно обсудить идею, которую высказал не так давно замминистра МВД В. Кирьянов: по окончании автошколы молодым водителям выдавать на год права… с ограниченными правами. Подобное давным-давно практикуют в США, Канаде, других странах. Там для новичков введены ограничения максимальной скорости движения, числа пассажиров, времени суток для управления автомобилем (ночью нельзя!) и т. д. Если молодой водитель за год не нарушал правил дорожного движения и этих ограничений, ему выдают полноценное удостоверение. Нарушал — отправят на дополнительное обучение, продлится и срок временного удостоверения. И это действительно помогает снизить уровень аварийности среди молодых водителей. В разных штатах США, к примеру, удалось сократить число ДТП на 9–40%.

Но тут же генерал Кирьянов сам себя притормозил: эту идею надо внимательно обсудить, обдумать… Наверное, стоит. А пока хорошо бы заняться решением других, не менее важных проблем. Например, обновить после зимы разметку на всех дорогах страны. Это очень нужно!

Пока не определены требования к экзаменаторам, формально в качестве строгого судьи может выступать лейтенант без педагогического образования и водительского опыта.

ТРИ ВОПРОСА ПРО ЭКЗАМЕНЫ

Где можно подготовиться к сдаче экзаменов?

В любой автошколе или самостоятельно. Но к тем, кто готовился экстерном, в ГИБДД предъявляют особые требования.

Где сдавать экзамены?

В регистрационном подразделении ГИБДД по месту жительства или регистрации (в том числе временной).

Сколько раз позволяется сдавать практический экзамен по вождению?

Количество попыток не ограничено, но надо уложиться в срок действия теоретического экзамена (три месяца). Российский рекорд — экзамен был сдан с 87-й попытки (эпопея длилась два года)! 

ТРИ ВОПРОСА ПРО ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ

Какие удостоверения выдают сейчас?

Новые, образца 2009 года. Получают их по окончании действия имеющегося документа или по желанию. Для выезда за границу годятся все три действующих варианта.

Будут ли еще какие-то новые права?

Видимо, в ближайшее время на оборотной стороне водительского удостоверения появятся подкатегории. Действующие права менять из-за этого не придется, а указанная в них категория включит в себя и все подкатегории.

Где можно поменять права?

В регистрационном подразделении ГИБДД по месту жительства или регистрации (в том числе временной).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии