Рейд ЗР: око видит

Немногим более года назад за парковкой в столице стали следить автоматические устройства, размещенные в обычных автомобилях. Как они работают и могут ли ошибаться?

Новенький «Хёндэ-Солярис» с камерой слежения ждал нас недалеко от станции метро «Новослободская». Водитель Алексей и техник-оператор Николай первым делом, как и положено, спросили пароль. Услышав правильное «Мы от Анастасии», попросили быстрее занять места на заднем сиденье: в их работе время – решающий фактор.

Этот патруль курсирует по Бакунинской улице и прилегающим переулкам строго с 8:00 до 20:00. За эти 12 часов (минус время на обед и заправки) автомобиль, оборудованный мобильным комплексом фиксации, успеет проехать весь маршрут десятки раз. Работа у водителя и оператора непыльная, но очень однообразная, даже нудная. Центр столицы буквально забит неправильно припаркованными машинами, только успевай снимать нарушителей!

Название прибора операторы от нас скрыли, – видимо, на то есть причины. Хотя в каждом постановлении указано название регистратора.

Техника на борту прямо-таки шпионская: на ветровом стекле закреплена камера фиксации, информация выводится на встроенный дисплей. Остальное – в недрах авто: процессор для обработки данных и связи с Интернетом. Говорят, именно возможность установить большой дисплей на «бороду» определила выбор «Соляриса» в качестве базовой машины. Внешне спецавтомобиль отличается от рядовых лишь наклейкой на борту. Но как на нее реагируют! Заприметив такую машину, водители, припарковавшиеся в неположенном месте, вздрагивают или бегут, чтобы успеть вывести авто из запретной зоны.

Наш режим: тронулись – поехали – притормозили – снова поехали. Интервал между проездами одной и той же точки – 15 минут или чуть больше. Контролеры Алексей и Николай уверяли, что никаких «нормативов» отлова нарушителей нет. Экипаж, колесящий по центру столицы, фиксирует за смену в среднем от 100 до 300 случаев нарушения правил стоянки (точнее, отправляет первичные сообщения о нарушении).

По заверениям специалистов Центра организации дорожного движения, прибор способен «прочитать» любой регистрационный знак в любую погоду. Но ночью такие машины не ездят.

КИНОИНДУСТРИЯ

Автомобили-«надсмотрщики» принадлежат Центру организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, входящему в структуру департамента транспорта. ЦОДД заключил договор с ГИБДД, в соответствии с которым его сотрудники фотографируют нарушителей в определенных районах города. С маршрутами мобильных бригад можно ознакомиться на сайте Центра организации дорожного движения (http://gucodd.ru).

Для каждого неправильно припаркованного автомобиля делают привязку к карте с запретным участком при помощи ГЛОНАСС/GPS. Если оставленный под запрещающим знаком автомобиль попался в глазок камеры второй раз, информация направляется в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Все происходит автоматически: камера снимает сама, без услужливого оператора. В ЦАФАПе «кино» проецируют на свою карту и отправляют каждому нарушителю квитанцию для уплаты штрафа.

Мобильные комплексы фиксации следуют по утвержденным ГИБДД маршрутам. Стоит отступить от заданной траектории, система сразу слепнет и глохнет.

Но как быть, если кто-то уберет знак, запрещающий стоянку и остановку (так, например, делают бомбилы возле станций метро)? Несведущий водитель оставит машину, а бездушный прибор запишет его в нарушители.

КТО НЕ ОШИБАЕТСЯ?

Гаишники утверждают, что их приборы и система никогда не ошибаются. Увы, нам известны иные примеры. Одного автовладельца пытались наказать за стоянку 14 января под знаком 3.29, запрещающим стоянку по нечетным числам месяца. Другому в один день выписали аж пять штрафов кряду, хотя машина стояла на одном и том же месте...

А недавно казус случился и с редакционной машиной: мы получили квитанцию о нарушении, которого не совершали. Судя по постановлению, «Форд» был припаркован в Кривоколенном переулке, возле дома № 5, как раз в зоне действия знака «Стоянка запрещена». Но дом, который запечатлен на фотографии, – № 7. Действительно, там раньше остановка была под запретом, но с некоторых пор специально выделили несколько мест для парковки, а знак убрали.

Арбитражный суд Москвы признал: наш автомобиль был припаркован без нарушения правил.

Компьютерная программа, видимо, этого не знала, вот и полетело в редакцию «письмо счастья». Мы обратились с жалобой в Арбитражный суд Москвы. Его вердикт – постановление признать незаконным и отменить. Советуем и другим несправедливо наказанным следовать нашему примеру. А гаишникам рекомендуем поубавить категоричности и напористости, заняться совершенствованием софта и системы. И конечно, провести инвентаризацию запрещающих знаков – проверить, кто и зачем их поставил.

САМЫЙ ХИТРЫЙ

Наши нарушители правил парковки – мастера на выдумки, автомобилистам других стран фору дадут. В этом мы убедились в ходе рейда. То снегом номер замажут, то прошлогодним листком его закроют, то «случайно» прилипшей газеткой. Предостерегаем водителей: во-первых, маскировку может снять сам дорожный патруль, а во-вторых, согласно городскому КоАПу за фокусы, не позволяющие распознать регистрационный знак припаркованного автомобиля, полагается штраф 5000 рублей (ст. 8.14 ч. 3).

За подобную защиту можно получить «приз» – штраф 5000 рублей!

Хотя непонятно, как доказать умышленный характер нарушения. «Извините, я не виноват, – листик случайно прилип и закрыл номер». Поэтому сотрудники ГАИ не проявляют большой активности, составляя подобные протоколы. Разве что владелец прикроет номер специальной железкой на болтах.

Есть еще лазейка – для машин с транзитными и иностранными номерами. Но в Центре автоматизированной фиксации обещают исправить эту ситуацию в ближайшее время. И будьте уверены, исправят! Ведь видеофиксация приносит в бюджет города гигантские деньги. Не зря в этом году к сотне дежурящих автомобилей собираются добавить еще столько же. А вот новых парковок в центре города никто даже не обещает.

Такой способ маскировки встречается все чаще.

За 2012 год в столице выписано 153 845 постановлений о нарушении за неправильную парковку по ст. 12.16 ч. 6 КОАП РФ.

НАРУШИТЕЛЕМ СЕБЯ НЕ СЧИТАЮ

Согласно КоАП РФ постановление можно обжаловать в вышестоящем органе ГАИ или в суде (по месту нахождения подразделения ГИБДД). На это отводится 10 дней с момента получения постановления. По моему опыту, подавать заявление в вышестоящее подразделение ГИБДД не имеет смысла: «своих» там не накажут. Лучше сразу в суд: если постановление вынесено в отношении физического лица, то в районный, если автомобиль принадлежит организации – в арбитражный.

Оказывается, системе не всегда по силам угадать номер машины.

Жалобу составляют в произвольной форме. Главное – указать название суда, кто подает жалобу, кто и когда вынес постановление. В самой жалобе нужно объяснить, почему вы требуете отменить постановление, – например, машина в этот момент находилась в другом месте (как в нашем случае). Можно (и нужно!) предоставить фото- и видеодоказательства в подтверждение отсутствия запрещающего знака; подойдут и показания свидетелей.

По закону доказать вашу вину обязаны гаишники, вынесшие постановление, а все сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого.

Мобильные комплексы фиксации нарушений уже стали «любимыми» в народе. При их виде многие автовладельцы бегут, словно спринтеры, чтобы быстро переставить машину.

Подпишитесь на «За рулем» в