РЫНОК

МАРКИ, МОДЕЛИ, МОДИФИКАЦИИ

БМВ

Эти автомобили представлены тремя основными семействами, в каждом из которых “выросло” уже несколько поколений.

Сергей КАНУННИКОВ

Рассмотрим БМВ самых распространенных серий – 3, 5 и 7. Остальных – купе серии 6, которые выпускали в конце 70-х-начале 80-х годов, сверхдорогих БМВ-850 и тюнинговых “эмок” (продукции подразделения “Моторшпорт”) – у нас в стране мало.

В трехзначном индексе БМВ первая цифра – обозначение серии (семейства моделей), две другие – округленный объем двигателя (например, 320 – 2 л). Буквы в обозначениях расшифровываются так: i – впрыск топлива, е – катализатор (с тех пор, как катализаторы ставят на все машины, обозначение не применяется), х – полный привод, d – дизель, td и tds – турбодизель.

В таблице приведены технические характеристики двигателей. В дополнение – краткое описание БМВ трех основных серий от 70-х годов до наших дней.

Серия 3 увидела свет в 1975 году, придя на смену семейству 1500/1600. Заводское обозначение “трешек” первого поколения – Е21. Внешне эти машины выделялись вертикальными указателями поворота и двумя большими фарами (только на части машин монтировали четыре фары). Е21 выпускали только с двухдверным кузовом. В гамме моторов был один с впрыском системы “Бош К-Джетроник” (модель 320i), остальные двигатели оснащали карбюраторами “Солекс”. Коробки передач – механические, четырех- или пятиступенчатые. В 1977 году появилась первая “трешка” с шестицилиндровым впрысковым двигателем объемом 2 л, сменившая предыдущую четырехцилиндровую модель. Индекс ее, в соответствии с принятыми на фирме правилами, остался прежним – 320i.

В 1982 году на конвейере появилось семейство Е30 с новым двухдверным кузовом. Его линии стали более плавными, а решетка радиатора и традиционные фирменные “ноздри” уменьшились. Все Е30 были с четырьмя круглыми фарами и вмонтированными в бампер указателями поворота. Старый кузов сохранился только у модели 315, которую вскоре сняли с производства. Двигатели БМВ-315 и 316 – карбюраторные (“Пирбург” и “Солекс” соответственно); коробки передач – с четырьмя ступенями в стандартной комплектации и пятью – по заказу. На других моделях были моторы с впрыском топлива и пятиступенчатые коробки в базовой версии. “Автомат” предлагали на заказ для любой модели, кроме 315.

Машины семейства Е30 первых лет выпуска у нас часто называют переходными, имея в виду, что они многое унаследовали от автомобилей предыдущего поколения. Постепенно машины совершенствовали, новинки появлялись чуть не каждый год. В 1983 году освоили модель 323i (уже не только с двух-, но и с четырехдверным кузовом седан). Тогда же увидели свет модели 318i (вместо 318) и 325е. В 1985 году были представлены кабриолет и полноприводная модификация, а также дизельная БМВ-324td. В том же году появилась БМВ-325i. Четырехдверные машины с любым двигателем можно было приобрести, начиная с 1987 года. В 1988-м начали выпуск универсала “Туринг” с двигателем 1,8 л.

Наконец, в 1989 году появился БМВ-318is. Модернизированный мотор при том же рабочем объеме – 1796 см3 стал шестнадцатиклапанным и, соответственно, более мощным.

На машинах серии 3 применяли впрыск “Бош LE-Джетроник” (на 320i и 325е – “Бош МЕ-Мотроник”).

В 1990 году стартовало семейство Е36, которое выпускают и до сих пор. Первым внешность сменил седан. В 1992 году на конвейер встало новое купе, в 1993-м – кабриолет и хэтчбек “Компакт”, а в 1995-м – универсал. Гамма двигателей была расширена турбодизелем (БМВ-318tds). Вместо дизеля объемом 2443 см3 (324td) начали выпускать новый – 2498 см3 (325td и 325tds). Шестицилиндровый мотор модели 325i уступил место более мощному объемом 2,8 л.

Машины Е36 комплектуются системой впрыска “Бош-Мотроник”. Сейчас на очереди “трешки” нового поколения Е46 (ЗР, 1998, № 4).

Серия 5 (Е12) появилась в программе БМВ еще в сентябре 1972 года. Внешне эти машины походили на автомобили серии 3, но отличались, помимо размеров, четырьмя круглыми фарами. Первенцами были седаны с четырехцилиндровыми двигателями – модели 520 (карбюратор “Пирбург”) и 520i (впрыск “Бош К-Джетроник”). В августе 1973-го увидел свет шестицилиндровый БМВ-525, а в феврале 1974-го – БМВ-528 (также с карбюратором “Пирбург”). С 1977 года вместо четырехцилиндрового БМВ-520i делали шестицилиндровую модификацию. Коробки передач на “пятерках” первого поколения были четырехступенчатыми.

В 1981 году изменились кузов и отделка интерьера. На “пятерках” этого семейства (Е28) ушли в прошлое четырехступенчатые коробки, постепенно сменяли друг друга двигатели. Поэтому автомобили семейства Е28 у нас тоже называют переходными. В 1983 году сошла со сцены карбюраторная модель 518. Ей на смену пришла 518i с впрыском “Бош LT-Джетроник”. В том же году появились 525е и турбодизельная 524td. Менее мощные “атмосферные” дизели стали устанавливать с 1986 года.

В январе 1988 года фирма начала производство семейства Е34. Кузов стал более обтекаемым, появились вертикальные указатели поворота, противотуманные фары под бампером. С 1990 года на версии 520i и 525i устанавливали модернизированные 24-клапанные шестицилиндровые двигатели. В 1992 году модели 530i и 535i получили новые моторы V8. В 1991 году появился универсал “Туринг” и полноприводный БМВ-525ix.

Все двигатели комплектовались впрыском “Бош-Мотроник”.

С сентября 1995-го в Баварии выпускают семейство Е39. Прекращено производство четырехцилиндровых вариантов. Появились новые модели БМВ-525tds, 528i, БМВ-540i получил новый двигатель рабочим объемом 4,4 л, а автомобиль с 2,5-литровым двигателем стали обозначать 523i.

Серию 7 – представительский класс – выпускают с 1977 года (первое семейство – Е23). “Семерки” всегда строили с кузовом седан. Двигатели – только шестицилиндровые (на модели 745i – с турбонаддувом), с 1979 года – с впрыском топлива (“Бош L-Джетроник”, позднее – “МЕ-Мотроник”). Машины первого поколения за “агрессивно” заостренную линию передка у нас прозвали “акулами”.

Новый кузов появился в 1986 году (Е32). “Семерки” этого семейства немного похожи на автомобили 5-й серии – Е34. Кроме двух шестицилиндровых двигателей (модели 730i и 735i), с июня 1987-го под капотом роскошной модели-флагмана “прописался” V-образный 12-цилиндровый мотор (БМВ-750i).

Последнее семейство Е38 на конвейере с 1994 года. Кузов стал более “зализанным”, фары в соответствии с современным фирменным стилем спрятались под общими стеклами. Постепенно идет “перетряска” двигателей. Вернули “слабую” “шестерку” 2,8 л. Увеличился объем двигателя V12 – 5379 см3. С 1996 года можно приобрести “семерку” с турбодизелем – 725tds.

БМВ – автомобили недешевые. Но их поклонников в нашей стране становится все больше. В баварском многообразии многие смогут подобрать себе машину по вкусу.

1. БМВ-Е21.

2. БМВ-Е30.

3. БМВ-Е36.

4. БМВ-Е12.

5. БМВ-Е28.

6. БМВ-Е34.

7. БМВ-Е39.

8. БМВ-Е23.

9. БМВ-Е32.

10. БМВ-Е38.

1. БМВ серии 3 (Е21, 1975-1982) выпускали только с двухдверным кузовом. Часть машин комплектовали двумя фарами. В 1977 году на “трешках” появились шестицилиндровые двигатели.

2. “Трешку” семейства Е30 строили в 1982-1990 гг. Начался выпуск седанов, кабриолетов и универсалов.

3. Кузова семейства Е36 (1990-1998) заменяли постепенно. В 1990-м появился новый седан, в 1992-м – купе, в 1993-м – кабриолет и хэтчбек “Компакт”, в 1996-м – универсал.

4. БМВ-Е12 (1972-1981). На фото – версия для американского рынка – “пятерка” первого поколения.

5. Второе поколение серии 5 – семейство Е28 (1981-1988). Эти машины отличались внутренними фарами меньшего диаметра.

6. БМВ серии 5 семейства Е34 выпускали в 1988-1995 гг. С 1991 года строили универсалы “Туринг”.

7. Четвертое поколение “пятерки” (Е39) в производстве с 1995 года.

8. Первые “семерки” (Е23, 1977- 1986) в России часто называют “акулами”.

9. БМВ серии 7 семейства Е32 строили в 1986-1994 гг. В 1987-м появился мотор V12.

10. “Семерка” Е38 в производстве с 1994 года. С 1996-го в гамме двигателей – турбодизель.