Фурами поперек налога

Правительство РФ обязало владельцев тяжелых грузовиков со следующего года компенсировать ущерб, который большие машины наносят дорогам федерального значения. На самом же деле раскошелиться придется всем, кто ходит в магазины.

Фурами поперек налога. zr.ru

Фурами поперек налога. zr.ruПравительство РФ обязало владельцев тяжелых грузовиков со следующего года компенсировать ущерб, который большие машины наносят дорогам федерального значения. На самом же деле, раскошелиться придется всем, кто ходит в магазины.
Правительство РФ обязало владельцев тяжелых грузовиков со следующего года компенсировать ущерб, который большие машины наносят дорогам федерального значения. На самом же деле, раскошелиться придется всем, кто ходит в магазины.

Соглядатай не упустит ни рубля

Тариф — 3,5 руб. за каждый километр пробега. Если принять, что большинство машин «разрешенной максимальной массы свыше 12 тонн» в течение года проходит до 200 тыс. км, а в иных случаях и больше (так утверждают перевозчики), их хозяевам предстоит выкладывать за единицу техники от 700 тыс. до 1 млн и выше (в отдаленных регионах) руб. в год. Если у предпринимателя автомобилей три, пять, десять, то соответственно…

Не всю, но приличную часть денег надо приготовить к 1 ноября следующего года, когда порядок вступит в силу: придется внести аванс на специальный абонентский счет. Деньги с него будут отчисляться по мере увеличения пробега, который насчитает установленный на борту «спутниковый» счетчик-соглядатай — устройство с sim-картой.

С ним условия для «решить вопрос на месте» даже не возникнут — контроль будет полностью автоматизированным, передача информации базироваться на ГЛОНАСС или GPS. Распознавать бортовое устройство, «промерять» габариты автомобиля и считывать его регистрационные номера доверят приборам с инфракрасными камерами и лазерными датчиками — их стационарно установят на федеральных трассах. Если засекут, что машина в рейсе, а денег на счету нет или недостаточно, уклониста оштрафуют на 5 тыс. руб.

В сравнении с расходами за проезд сопутствующие покажутся мелочью, но это кому как. Автовладелец обязан заключить с уполномоченным оператором договор (на услуги, а они бесплатными не бывают). Тот, помимо того что бесплатно предоставит бортовое устройство слежения, будет обязан контролировать персонифицированный учет пробега и снятые с клиентских счетов средства перечислять в бюджет. Что предполагает и банковские расходы. Вряд ли их возьмет на себя оператор.

В СМИ прошли сообщения: подорожные сборы ежегодно будут приносить доход в бюджет до 160 млрд руб. (в первый год — 83 млрд). По прикидкам «За рулем.РФ», не меньше 280 млрд, минус накладные расходы — свое возьмут операторы и банки. Но и это сдержанный прогноз. (В конце материала отчет, как мы считали.)

Тариф будут индексировать на размер инфляции.

«Бизнес придется свернуть»

Государственный интерес понятен — попробуем разобраться с плательщиком.

Прежде всех обеспокоились дальнобойщики из Приуралья и Сибири — плечи их поездок самые протяженные. Даже наиболее выгодные до сих пор рейсы, скажем, Новосибирск – Санкт-Петербург и обратно (8 тыс. км), теряют привлекательность. Из 200 тыс. руб. вознаграждения за перевозку сейчас в минус идут налоги, различные платежи (например, за аренду помещений), зарплата водителя и проч. Стоимость ГСМ на поездку в Питер — 80 тыс. руб. Будущий покилометровый налог вырвет еще 28 тыс. — 14% от суммы вознаграждения.

Владелец небольшой компании «Уральские грузоперевозки» из Челябинской области Николай Матвеев сказал корреспонденту «За рулем.РФ», что другого не останется, как поднять тарифы на транспортировку. Клиенты «проглотят» повышение цен. А куда денутся — их поднимут все перевозчики! За заказы придется драться злее. «Могу не выстоять, и придется бизнес свернуть».

На платных трассах — двойная такса?

Собеседник с Урала задал еще один вопрос, который заслуживает отдельной главы: все больше участков федеральных дорог становятся коммерческими, так не придется ли отдавать вдвойне — еще и за проезд по местному тарифу?

На что есть два ответа, один противоречит другому.

Глава департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Игорь Костюченко в мае говорил, что двойную плату на коммерческих трассах никто брать не намерен. Платить понадобится только по тарифу проезда по платной трассе.

С тем же вопросом редакция «За рулем.РФ» на днях обратилась в ГК «Автодор» (специализация госкомпании — строительство и организация эксплуатации платных автодорог). Пресс-служба «Автодора» сообщила, что такой вопрос не рассматривался. Отсюда, надо понимать, все-таки платить придется одновременно по обоим тарифам.

Перевозчикам кипятиться рано: наверняка автотранспортные власти вопрос еще обсудят и примут ожидаемое решение. Чтобы не отложилось в долгий ящик, наша редакция напомнит — направим этот материал в Минтранс РФ.

По-своему напомнит и межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов. Его руководитель Александр Котов рассказал, что организация пойдет на акции протеста, вплоть до блокирования трасс фурами. Профи не устраивает не только то, что на платных дорогах с них будут драть две шкуры. Необоснованным считают принуждение платежи авансировать. Власти проигнорировали реальность: владельцы грузов предоплату не признают, рассчитываются с задержкой на месяц и два после доставки грузов. Дальше: индивидуальный перевозчик может заболеть и надолго приостановить деятельность или вовсе ее прекратить по веским личным причинам... Правда жизни.

Дойти до кошелька каждого!

А вот что считают представители крупных транспортных компаний.

Понятно, все будут оплачивать проезд по федеральным дорогам не из собственного кармана, а «растворят» плату в стоимости своих услуг, убежден Алексей Кичатов, ген. директор курьерской компании City Express. Владельцы же грузов постараются компенсировать возросшие расходы, повысив цены при реализации продукции... В конечном счете не критически, но свою лепту в раскрутку инфляции правительственная мера внесет. Крупные компании с полными портфелями заказов и высокой рентабельностью переживут новацию относительно безболезненно. Небольшие — хуже: возможно, переориентируются на другой сегмент перевозок. В целом же, считает Алексей Кичатов, ожидать радикальных последствий не стоит.

Не вполне согласна с коллегой Мария Тимакова, руководитель отдела логистической компании FM Logistic:

— Рост тарифов на перевозку спровоцирует повышение цен, особенно на те товары и услуги, на чьи ценники основательно влияет стоимость поставок, например на продовольствие. Социальные последствия неизбежной инфляции очевидны.

Гипотетически дополнительный налог должен бы улучшить состояние дорожной сети, предположила Мария Тимакова. Если, конечно, собранные деньги используют по назначению.

Продавцы снизят свой доход?

Мнение Владислава Дорошенко, директора автопарка «Ителла»:

— Установленный тариф средний и малый бизнес практически не способен выдержать. Одно хорошо: исчезнут и полулегальные перевозчики, чья деятельность слабо поддается госрегулированию.

Как это повлияет на ценники в магазинах? Общая логистическая составляющая (не только перевозка, но и хранение, сортировка) торговой наценки в сетевых магазинах колеблется от 8 до 11%, из них доля чисто транспортных затрат — 3%. Отсюда, можно прикинуть в рублях динамику подорожания.

При этом конкуренция в розничных продажах, скорее всего, возрастет, считает Владислав Дорошенко. И ритейлеры, чтобы стимулировать покупателей, могут пойти на снижение торговой наценки (это то, из чего формируется их доход. - Прим. ред.), что, соответственно, притормозит рост потребительских цен… Но нельзя знать наверняка, что произойдет именно так, сделал оговорку эксперт.

Что же до качества дорог, на которые собираются направить взысканные деньги, то если они будут такими же, как уже проложенные платные и с тарифами за проезд не выше действующих (скажем, в Воронежской области: 3,77 руб./км), то это будет наилучший эффект, которого можно ожидать.

Пример государства заразителен

Но вот что еще беспокоит перевозчиков: как бы примеру федеральных властей не последовали региональные — установили путевой налог и за проезд по дорогам местного значения.

Подозрения не беспочвенны. Зам. руководителя Федерального дорожного агентства Иннокентий Алафинов сообщал, что системой уже заинтересовались в ряде регионов. Законных оснований для ее введения здесь пока не существует, однако после пары лет наблюдений за тем, как она работает на федеральных трассах, могут инициировать внесение поправок в директивные документы. Если их примут, основания появятся.

Иннокентий Алафинов поведал и такие детали: тариф за проезд будут определять власти регионов, но в рамках нормативов, установленных федеральными предписаниями. Одно из условий — использовать собранные средства исключительно на ремонт и эксплуатацию дорог.

Если уже известны такие установочные подробности, значит, как говорится, вопрос на рассмотрении.

Кстати, о распространении покилометрового налога на региональные дороги говорил и глава профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов — когда называл причины к тому, чтобы перекрыть трассы фурами.

Фурами поперек налога. zr.ru

Фурами поперек налога. zr.ru

Счетчик

Как в редакции определяли возможные суммы сборов от покилометрового налога. Пересчитаем вместе.

Стоимость километра пути, по постановлению правительства, — 3,5 руб.

По информации Минтранса РФ, бортовых устройств идентификации закажут 2 млн штук. Законно предположить, для машин, активно курсирующих по федеральным трассам (в прошлом году общий парк грузовиков по стране, согласно статистике ГИБДД, составил 5,7 млн единиц). В одном из документов, подготовленных для парламента РФ, фигурирует цифра: средний годовой пробег грузовых автомобилей по стране — около 40 тыс. км. Проверьте наши вычисления — перемножьте все три цифры, и должны получить 280 млрд руб. Опять-таки минус накладные расходы.

Почему называем эту сумму минимальной? Пробег в 40 тыс. км — средний для всего (5, 7 млн) парка грузовиков, включая те, что выполняют внутригородскую транспортировку, в пределах района, области, зоны строительства и т.п. Дальнобойные машины меньше 100 тыс. км не совершают, и это для них скромная цифра. Приняв ее как одно из множимых чисел, еще раз пересчитайте. Получите результат в 2,5 раза больший — 700 млрд руб.

Насколько существенна эта сумма для госбюджета? Для сравнения: в минувшем году Росавтодор освоил на приведение дорог в порядок 300 млрд руб. Комментируйте сами.

Подпишитесь на «За рулем» в