«За рулем» – 85: как мы строили дороги

Обратимся к давней и одной из главных тем «За рулем». Журнал не только следил за строительством автотрасс, но иногда и инициировал его.

Непролазная грязь, в которой утопают колеса любого транспортного средства, до сих пор символ нашей страны. А что говорить о 1928-м, когда вышел первый номер «За рулем»! Автомобилей в СССР насчитывалось совсем мало, дорог в современном понимании практически не было. Журнал начиная с первого номера настойчиво продвигал здравую мысль: пока не поздно, надо опережающими темпами строить дороги, по которым могли бы ездить пусть пока не автомобили, но хотя бы телеги.

«Во многих районах Союза, – писали тогда, – дороги не только не проезжи, но и не проходимы, а в ряде районов нет никаких дорог». Чуть не в каждом номере публиковали статьи о конструкции дорог, смесях для их постройки. Сейчас это выглядит наивно, но ведь по таким публикациям где-нибудь в глубинке могли соорудить несколько километров чего-нибудь более-менее приличного.

Дороги, а вернее, бездорожье – одна из главных тем «За рулем» конца 1920-х – начала 1930-х годов.

В соответствии с романтическим духом 1920-х журнал порой инициировал и вполне утопические проекты. В 1929-м писали о «постройке Амур-Якутской магистрали длиной в 1200 км, берущей начало от станции Большой Невер Уссурийской железной дороги и имеющей направление на Якутск». В тех краях и по сей день с дорогами не все благополучно.

Нынешнее Ярославское шоссе в границах Московской области лишь недавно стало напоминать автостраду, за которую журнал агитировал еще осенью 1929-го. Идти она должна была в Пушкинский район, где планировали построить Зеленый город – «показательный город-сад» по проекту архитектора Н. Ладовского. Идея в те годы была весьма популярной, существовал вполне реальный план и даже построили макеты домов в натуральную величину. Но начинание заглохло году в 1934-м.

Наша экспедиция в Магадан продемонстрировала: с дорогами в стране пока не все гладко.

Кое-что тем не менее воплощалось в реальность. «За рулем» активно продвигал постройку шоссе Москва – Горький, и уже в 1935-м оно было готово. Примерно тогда же журнал затеял дискуссию о так называемом «дорожном пауке» – основных подъездах к Москве. Журналисты настаивали: подъездные шоссе должны иметь усовершенствованное покрытие хотя бы в радиусе 100–150 км от столицы.

Потом, в 1960–1970-е годы, мы писали о проекте трассы Москва – Куйбышев – Челябинск, которая «будет проложена в тех местах, где сейчас можно проехать на автомобиле только летом в сухую погоду», о шоссе Москва – Воронеж – Шахты, о современной дороге между Вильнюсом и Ригой.

Строительству МКАД – высшему достижению советского дорожного строительства 1960-х – журнал уделял особое внимание.

Журнал подробно описывал каждый этап строительства Московской кольцевой. В первой половине 1960-х она была одной из самых современных трасс Союза. Кстати, предназначали ее в первую очередь для транзитников, ведь кольцо отстояло от границ тогдашней Москвы на 15–18 км.

Ну а в совсем уж недавнем прошлом мы пристально следили за прокладкой трассы на Дальний Восток, ставили вопрос о постройке хорошего шоссе из европейской части страны до Магадана, открывали участок Чита – Хабаровск, отправив экспедицию на восток.

Мы пристально следили за постройкой трассы на Дальний Восток практически с начала работ и открывали готовый участок Чита – Хабаровск.

Конечно, за 85 лет дороги в нашей стране сильно изменились. Но словосочетания «попал в яму», «утонул в грязи» не исчезли из шоферского лексикона. Так что дорожной темы журналу хватит, думаю, еще не на одно десятилетие…

Подпишитесь на «За рулем» в