Очарование Русского Севера

К столетию своего присутствия в России компания Peugeot приурочила марафонский автопробег от Москвы до Калининграда на западе, Иркутска на востоке и обратно до столицы. Мы присоединились к нему на одном из самых интересных этапов — участке от Мурманска до Архангельска.

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера

Давно хотелось побывать «на северах», посмотреть на тамошние красоты, прикоснуться к истории. Но как-то все не складывалось. Поэтому, когда выпал шанс поучаствовать в пробеге почти через всю страну — от Прибалтики до Байкала, из множества этапов, на которые он разбит, я, не раздумывая, выбрал участок от Мурманска до Архангельска.

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера

Мурманск встретил нас настоящим полярным днем: солнце круг­лые сутки висит над горизонтом, и «светло как днем» — вовсе не фигура речи, а реальное положение дел. Это вам не какие-нибудь там пошлые белые ночи, растиражированные на туристических открытках с видами Питера. В Заполярье все по-настоящему.

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера Памятник Петру I благодаря пятисотрублевке стал одним из символов Архангельска. На самом деле это лишь уменьшенная копия скульптуры работы Антокольского, оригинал которой хранится в музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге
Памятник Петру I благодаря пятисотрублевке стал одним из символов Архангельска. На самом деле это лишь уменьшенная копия скульптуры работы Антокольского, оригинал которой хранится в музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге
Памятник Петру I благодаря пятисотрублевке стал одним из символов Архангельска. На самом деле это лишь уменьшенная копия скульптуры работы Антокольского, оригинал которой хранится в музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге

500 рублей

500 рублей

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера Рубка АПЛ «Курск» установлена в Мурманске в память подводникам, погибшим в мирное время
Рубка АПЛ «Курск» установлена в Мурманске в память подводникам, погибшим в мирное время
Рубка АПЛ «Курск» установлена в Мурманске в память подводникам, погибшим в мирное время

Неудивительно, что прогулка по Мурманску затянулась далеко за полночь. Сходили к «Алёше», как здесь называют памятник «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». Огромная фигура воина высится на холме над Кольским заливом. Между прочим, статуя «Алёши» вторая в России по высоте и уступает лишь монументу «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Есть в Мурманске и мемориал морякам, погибшим в мирное время. Особое место в нем занимает фрагмент рубки подводной лодки «Курск», установленный в память о подводниках. Побывали мы и на площади Пяти Углов, где находится 18-этажная гостиница «Арктика» — самое высокое, как говорят, здание за Полярным кругом. А на следующий день перед отъездом заглянули на Морской вокзал и сходили на экскурсию по атомному ледоколу «Ленин». В итоге впечатлений набралось немало, а ведь весь путь еще впереди. Так что отправляемся на юг — в Беломорск.

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера Беломорканал — мрачноватое наследие сталинской эпохи. На фото — один из шлюзов и здание бывшей гостиницы управления канала в Медвежьегорске, построенное в 1936 году
Беломорканал — мрачноватое наследие сталинской эпохи. На фото — один из шлюзов и здание бывшей гостиницы управления канала в Медвежьегорске, построенное в 1936 году
Беломорканал — мрачноватое наследие сталинской эпохи. На фото — один из шлюзов и...в Медвежьегорске, построенное в 1936 году

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера ...здание бывшей гостиницы управления канала в Медвежьегорске, построенное в 1936 году
...здание бывшей гостиницы управления канала в Медвежьегорске, построенное в 1936 году
...здание бывшей гостиницы управления канала в Медвежьегорске, построенное в 1936 году

По мере удаления от Мурманска и без того не очень загруженная трасса М18 «Кола» становится почти пустынной. Попутные и встречные машины попадаются нечасто. Естественно, копам тут ловить нечего, и на дороге их практически нет. Правда, кое-где стоят стационарные камеры, так что бдительность терять не стоит. Но все-таки нам удается поддерживать очень высокий темп движения. По пути проезжаем Оленегорск, Мончегорск и Кандалакшу, пересекаем Полярный круг и уже к вечеру оказываемся в Беломорске — конечной точке Беломорканала. Очередная ночная прогулка приводит нас на берег удивительно красивой реки Выг с каменистыми порогами. Кажется, любоваться северной природой можно бесконечно. Чему, кстати, очень способствуют белые ночи. Но надо все-таки заставить себя выспаться...

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера

С утра предпринимаем не­боль­шую экспедицию к пос­леднему шлюзу Беломорско-Балтийского канала и в поморское село на берегу Белого моря. Вот где дух захватывает! Усыпанный валунами берег, бескрайний простор и идиллическая тишина, которую нарушают лишь редкие крики чаек. С трудом оторвавшись от созерцания пейзажей, возв­ращаемся через Беломорск на федеральную трассу и, отмахав больше 200 км и свернув с нее на Медвежьегорск, добираемся до начальной точки Беломорканала, расположенной в поселке Повенец, что на берегу Онежского озера. Во время войны здесь проходил рубеж обороны, а сам поселок был практически полнос­тью смыт водяным валом, когда наши саперы взорвали шлюзы «Повенчанской лестницы».

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера Характерный для севера дом-двор, первая треть XIX века. Перевезен в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» из деревни Большой Халуй бывшего Каргопольского уезда Олонецкой губернии
Характерный для севера дом-двор, первая треть XIX века. Перевезен в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» из деревни Большой Халуй бывшего Каргопольского уезда Олонецкой губернии
Характерный для севера дом-двор, первая треть XIX века. Перевезен в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» из деревни Большой Халуй бывшего Каргопольского уезда Олонецкой губернии

Дорога, вьющаяся неподалеку от берега Онежского озера, привела нас в старинный Пудож, где мы ушли на восток — в сторону Архангельска. На выезде из Карелии асфальт закончился, и Архангельская земля встретила нас залихватски-извилистым лесным грейдером. Да тут ралли можно проводить! Но мы гонки устраивать не стали, а тихо и мирно приехали в Каргополь — патриархальный городок, расположившийся на берегу реки Онега. Здесь сохранились множество красивых храмов и особый непередаваемый колорит российской глубинки. А еще традиции производства глиняной игрушки.

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера

...Последний день и завершающий бросок на север — через Плесецк и космический городок Мирный, большой и шумный Архангельск в Малые Корелы, где расположен музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России. В этом музейном комплексе площадью около 140 гектаров собрано порядка 120 различных деревянных построек: крестьянские и купеческие усадьбы, мельницы, амбары, церкви, часовни, колокольни, свезенные сюда из северных сел и деревень. И такое прикосновение к отечественной истории стало отличным финалом путешествия по удивительному Северному краю.

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера Первенец советского атомного ледокольного флота после «выхода в отставку» превратился в одну из достопримечательнос­тей Мурманска
Первенец советского атомного ледокольного флота после «выхода в отставку» превратился в одну из достопримечательнос­тей Мурманска
Первенец советского атомного ледокольного флота после «выхода в отставку» превратился в одну из достопримечательнос­тей Мурманска

Атомный ледокол «Ленин»

Первый в мире атомный ледокол был построен на верфях в Ленинграде, но создавала его буквально вся страна: в проектировании и постройке пионера атомного флота участвовало около 30 НИИ и 60 КБ, а также свыше 250 предприятий отечественной промышленности. На воду ледокол был спущен в 1957 году и после монтажа ядерной энергетической установки и запуска реактора передан флоту в конце 1959-го. А в 1960-м был приписан к Мурманскому морскому пароходству. Атомоход на протяжении 30 лет работал на Северном морском пути, проводя по нему караваны транспортных судов, участвовал в высокоширотных арктических экспедициях. В 1989 году ледокол вывели из эксплуатации. Активная зона обоих атомных реакторов выгружена и заполнена бетоном. Утратив способность к самостоятельному передвижению, «Ленин» тем не менее остался в составе флота и с 2009-го стоял у причала Мурманского Морвокзала и был открыт для посещения. Вскоре после нашего визита легендарный корабль увели в док для осмотра и ремонта, но вернется ли он снова на прежнее место, пока не известно.

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера

Очарование Русского Севера Инсталляция в реак­торном отсеке атомного ледокола
Инсталляция в реак­торном отсеке атомного ледокола
Инсталляция в реак­торном отсеке атомного ледокола

Peugeot 408

В качестве экспедиционного транспорта нам служил седан Peugeot 408. Выбор модели оказался на редкость удачным: разработанный для российского рынка и адаптированный к местным условиям автомобиль проявил себя с лучшей стороны. Дорожный просвет в 178 мм и отлично настроенная подвеска, уверенно справляющаяся даже с серьезными неровностями и в то же время обеспечивающая хорошую управляемость, — это главные козыри 408-го. Они позволяют ему одинаково уверенно чувствовать себя и на скоростном шоссе, и на разбитых грунтовках, коих у нас по-прежнему вдоволь. Прибавьте к этому просторный салон и вместительный багажник, и вот вам идеальный автомобиль для путешествий.

Peugeot 408

Peugeot 408

Вердикт

Александр Столяров, заместитель главного редактора:

Александр Столяров

Александр Столяров

— Русский Север имеет богатую и непростую историю, щедр на достопримечательности и способен бесконечно удивлять красотой своей природы. А формат автомобильного путешествия как нельзя лучше подходит, чтобы узнать его поближе и побывать в самых дальних уголках. Конечно, нескольких дней, как в нашем случае, недостаточно даже для короткого знакомства с этим потрясающим краем. И, если уж соберетесь сюда, не жалейте времени на поездку. А однажды побывав здесь, непременно захотите вернуться вновь.

Фото: автор
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Peugeot 408

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Комментарии