Коротко: ЗИЛ - навсегда?

Грядет реновация огромной территории ЗИЛа. С проектом ознакомился автор – и остался в недоумении.

Столичные власти наконец-то определились, что делать с бывшим заводом ЗИЛ. Хотя формально он еще существует, но уже больше двух лет автомобили не выпускает. Да и до этого последние десять лет делал плохие машины, которые продавались очень слабо. А скоро на промышленной площадке в 290 га, расположенной всего в 5 км от Кремля, построят современный многофункциональный район. Огибаемый Москвой-рекой полуостров, как нам обещают, станет полигоном нового градостроительства. Вообще, проект «Полуостров ЗИЛ» (стоимость 15 млрд. долларов, срок реализации – до 2021 года) – первая попытка создать в столице на месте промзоны нечто цельное и позитивное.

Потому уже всем понятно: завод давно не жилец. Его долги превышают 14 млрд. рублей, 90% помещений пустует (ЗР, 2012, № 3). Но контрольный пакет ЗИЛа принадлежит московскому правительству, поэтому мэрия решила провести международный конкурс на перепрофилирование территории завода. Чтобы, во-первых, вдохнуть жизнь в огромный участок земли в центре города и, во-вторых, избавиться от долгов, которые накопил завод.

Главное новшество плана – в нем основательно проработана транспортная инфраструктура района. Будут построены два автомобильных и два пешеходных моста, новую сеть дорог с туннелем под железнодорожными путями проложат на самой территории бывшего завода. Тут возникнет целый город: офисные здания, жилые кварталы со всем обеспечением, ледовый дворец, набережная, парк…

Все это, конечно, здорово, но один вопрос остается открытым. На части территории, как раз рядом с новым парком, собираются... организовать производство автомобилей. Именно организовать – с нуля! Как планирует мэрия, «обновленный ЗИЛ» к 2018 году будет собирать до 60 тыс. коммерческих автомобилей иностранных марок. Плюс завод хочет выпускать до 20 тыс. грузовиков под собственным брендом. Оба производства займут территории площадью 55 и 9,6 га соответственно. Для этого уже создано совместное предприятие «МосавтоЗИЛ», чей контрольный пакет принадлежит Сбербанку. Тот берет на себя финансирование нового производства.

СП планирует заключить соглашения с мировыми автоконцернами (называли «Фиат», «Рено», «Пежо-Ситроен», «Хёндэ» и др.). Представители компаний подтвердили: да, такие переговоры идут. Но от комментариев воздержались. Лишь в частном порядке сообщили: мол, сильно сомневаются, что такой проект экономически оправдан. Вдобавок как сочетать на одном производстве модели конкурирующих фирм? И вообще, автозаводов нет ни в одной европейской столице. Но эти русские такие выдумщики!

С точки зрения экономики и впрямь невозможно объяснить стремление столичного правительства сохранить автозавод в центре города, тем более что у ЗИЛа есть производственные площадки в регионах. Одни говорят, что это решение политическое: такое обещание заводу дал в свое время президент. Другие – что по статье «Поддержка московской промышленности» без конца списываются бюджетные средства на поддержание того, что составляло когда-то гордость советского автопрома.

Так это или нет, сказать сложно. Столичное руководство вместо серьезного разговора о том, нужен или нет автозавод в центре города, обычно ограничивается общими фразами.

Подпишитесь на «За рулем» в