Путешествие от Швеции до Испании: Европа для блондинки

Идеи, куда поехать, рождаются порой в самых неожиданных местах, например на кухне. Засиделись, заболтались, отыскали в ближайшем будущем свободные дни... Изучать Европу отправилась симпатичная петербурженка с тремя друзьями.

Питер располагает к подобного рода авантюрам: до Хельсинки около 500 км, дальше паром в Скандинавию, а там, как говорится, всё рядом. Выехав утром из Питера, на подъезде к границе купили страховку на автомобиль и заправили полный бак соляркой: в Финляндии она в два с половиной раза дороже. В Хельсинки мы были на пару часов раньше запланированного: очереди на границе не оказалось. Осталось время даже на обед – вкусный, что типично для финских придорожных кафе. Потом заспешили на паром, который выходит из Хельсинки ежедневно в 17:30 и прибывает в Стокгольм в десять утра. Автопакет (место для автомобиля и каюта на четверых) обошелся в 110 евро.

ШВЕЦИЯ

Сойдя на землю шведскую, решили не останавливаться для осмотра Стокгольма, поскольку все там уже бывали, и взяли курс на Копенгаген. Здесь самое дорогое в Европе топливо. Дороги отличные, 650 км пролетели мигом. На подъезде к Копенгагену – самый длинный в Европе мост, совмещенный с туннелем: он соединяет Скандинавию с континентальной Европой. Длина моста почти 8 км, а туннеля – 4 км.

ДАНИЯ, КОПЕНГАГЕН

Просторный, светлый, не отягощенный высотками город чем-то похож одновременно и на Хельсинки, и на Берлин. Путешествуя на автомобиле, ночевать здесь необязательно: все достопримечательности легко «освоить» за день. Что мы, собственно, и сделали. Замечу, Копенгаген – один из самых дорогих городов Скандинавии, а датчане – адепты простоты и комфорта. Своим принципам они верны и в архитектуре, и в дизайне, и в еде. Повсеместно рестораны и кафе правильного и простого питания, а вот фаст-фуд нам не попался.

Копенгаген – один из самых велосипедных городов Европы, и считаться с этим приходится постоянно. Там то и дело заглядываешься на таких вот пассажиров.

Парковок в городе предостаточно. Из экзотики, не входящей в туристический справочник, отмечу довольно-таки эксцентричное место (по сути, государство в государстве) – хиппи-квартал Христиания. Фотографировать там запрещено, зато разрешена вся хиппи-атрибутика.

В городе, даже в центре, застрять в пробке не удалось. Копенгаген, наверно, вторая (после Амстердама) велосипедная столица Европы. Нагулявшись, надышавшись холодным и свежим морским воздухом, к вечеру двинулись в Германию.

ГЕРМАНИЯ, БРЕМЕН

В Бремен приехали глубокой ночью. А наутро открыли для себя этот город, с детства знакомый по сказке «Бременские музыканты». Здесь на удивление интересная архитектура, город очень уютный, потрясающе красивый. На главной площади возвышается статуя Роланда высотой 10 метров 21 сантиметр – символ города и олицетворение его независимости. Имперский орел на щите означает, что город подчиняется только императору и никому более. И еще чуть занудства. Здешняя Рыночная площадь с ратушей, построенной в 1405–1410 годах, и собором святого Петра (XI век) считается одной из красивейших в Европе. По правую руку здание городского парламента 1966 года постройки. Средневековые бюргерские дома на площади чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда пострадало более 90% всех старинных построек Бремена.

Повернув за угол очередного архитектурного изыска, случайно наткнулись на музей художницы Паулы Модерзон-Беккер, представительницы раннего экспрессионизма, подруги Сезанна и Гогена. И конечно, тут обязательно надо посмотреть памятник бременским музыкантам. Проголодались? Можно пообедать в старом районе Шнор, пестрящем художественными лавочками и приятными ресторанами.

Что касается знаменитых автобанов, то главное – подстроиться под местную особенность: спокойные и рациональные немцы ни с того ни с сего отчаянно перестраиваются из правого ряда в левый, едва включив поворотник.

В Бремене можно пообедать в старом районе Шнор, пестрящем лавочками.

ГОЛЛАНДИЯ

От Бремена до Амстердама 350 км езды, меньше трех часов. Погода переменчивая, как в Лондоне или Питере. Каждый день нужны и зонтик, и солнцезащитные очки. Ездить в солнечную погоду – удовольствие: ярко-зеленая трава, цветочные поля, рыжие, белые и пятнистые коровы, ветряные мельницы, милейшие сельские домики.

Стоит прокатиться по дамбам, – это современный символ Голландии, столь же знаменитый, как мельницы и сыр. Самая протяженная – заградительная дамба, часть гидрологического проекта «Южное море». Там же можно и пообедать. Только что выловленные морские гады, приготовленные в портовом кафе на гриле, свежайший белый хлеб с хрустящей корочкой, бокал белого вина или кружка голландского пива – типичный обед рабочих порта. Приятно удивили цены: за 5 евро подадут полдюжины устриц, а бокал ледяного вина к ним – в подарок.

Таким замечательным образом в Голландии мы провели два дня, а затем, поздним вечером, оказались опять в Германии, в городе Баден-Баден.

Подобные авто всегда улучшают настроение.

ГЕРМАНИЯ, БАДЕН-БАДЕН

Блесну эрудицией. Баден-Баден знаменит своими горячими источниками, еще древние римляне отметили их целительные свойства. Здесь сохранились развалины римских бань. Баден-Баден – главный европейский курорт в русской истории. Именно здесь зародилась мода на отдых на водах.

Отели здесь – в лучших традициях вальяжного аристократизма. Очень хотелось надеть кринолин, но, увы, забыла прихватить из дома… А казино в Баден-Бадене – старейшее в Германии и одно из самых знаменитых в Европе.

Дух belle epoque преследует и за пределами города. Он читается в грузных фигурах степенно прогуливающихся наследниц русской аристократии, в звенящем воздухе; откуда-то издалека, из XIX века, звучит детский смех, скрипка, цокот копыт по мостовой и поскрипывание колес открытой кареты.

ШВЕЙЦАРИЯ, ЛЮЦЕРН

Люцерн, город в самом центре Швейцарии, расположен на озере (называется оно – не выговорить! – Фирвальдштетское), через которое перекинут деревянный мост, украшенный множеством цветов. Припарковавшись, можно сразу идти в старый квартал. Находится он у озера, на возвышении, башни его ратуши и живописные фасады домов видны отовсюду. Стены почти всех построек (они в основном средневековые) покрыты росписями: тут можно увидеть театральную постановку в духе шекспировских страстей. На берегу располагаются пятизвездочные отели и кафе с видом на Альпы, озеро и яхты. И конечно же, неторопливые, почти ручные лебеди.

Выпив кофе на набережной, мы отправились дальше, в сторону Италии. В путь по живописной горной дороге внесли коррективы многокилометровые пробки и проливные дожди, да такие, что зона видимости сжалась до десяти метров. Но это и добавило остроты нашему плавному европейскому туру.

ИТАЛИЯ, МИЛАН

Приехав поздно вечером, мы обнаружили, что в центре города поселиться невозможно. Виной тому стала Миланская неделя моды: отели забиты знаменитостями мировой модной индустрии. Пришлось отъехать подальше, но и там ежеминутно натыкались на модельеров, дизайнеров, их многочисленную свиту и толпы фанатов. Не говоря уже о супермоделях, количество которых на один квадратный метр превышало все нормы.

Солнце, велосипедные дорожки, желтый «Феррари»… Хорошо!

Хотя, может быть, завидую? Ведь я сама красавица и все внимание должно быть приковано ко мне.

Если забыть о шопинге, то главная городская достопримечательность – Миланский кафедральный собор, Duomo di Milano. Его строительство начали в 1386 году и завершили лишь в конце прошлого столетия. Этот собор четвертый по величине в мире и третий – в Европе. Построен из белого мрамора, в позднеготическом стиле. В нем живут 3600 статуй. Здесь же, в центре города, расположена огромная торговая зона, в том числе Галерея Виктора Эммануила.

Прощаемся с Италией и держим путь дальше.

РАПАЛЛО

Курортный городок на побережье Лигурийского залива, недалеко от Генуи, пленил спокойствием и тихими набережными. Безлюдье гарантировал дождик, внезапно сменивший миланское солнце. В море я была единственным купальщиком. Пусть не очень чистая и серого цвета, зато теплая вода Средиземного моря и бокал просекко здесь же, на берегу, подбросили в копилочку еще немного счастья. Согревшись в Рапалло, мы поехали в Портофино смотреть лучшие в Европе яхты.

ПОРТОФИНО

Это кусочек самой что ни на есть европейской роскоши, не кричащей, но ощущаемой повсюду. Приехав, стоит сразу подняться на гору Портофино и полюбоваться видом на залив, скалистый утес с монастырем на вершине и остров Корсика. Затем можно спуститься вниз, к бухте. Яхты здесь, кажется, со всего мира! Отсюда двинули в Испанию. Обошлось без пробок на въездах в туннели, под вечер распогодилось. Путь предстоял долгий: около 800 км.

ИСПАНИЯ

Страна корриды, хамона, густого, ароматного и терпкого красного вина, радушных и улыбчивых людей. Испания всегда встречает солнцем и теплым воздухом. Если не стремиться к побережью, а прокатиться по центральной части страны, заезжая в маленькие горные городки, впечатлений получите куда больше.

Похоже, это участник завтрашней корриды.

Центральная Испания существенно отличается от прибрежной, туристической. Только распорядок жизни всегда одинаков: обязательная сиеста после обеда, когда даже магазины закрыты (обычно с 14 до 17 часов), и поздний ужин: он начинается около десяти вечера и длится до середины ночи, если это выходной день. Повсеместный шум и гам – это нормально, не шуметь после 23 часов – это не про Испанию.

В этих краях родился Дон Кихот.

Дороги везде отменные, катить по ним чрезвычайно приятно. Имея под рукой русско-испанский разговорник, автопутешественник не будет испытывать проблем: люди везде рады помочь иностранцу.

ДОМОЙ!

Мой отпуск подошел к концу, и компания, проехав за восемь дней 3900 км, разделилась. Семейная пара, владельцы автомобиля, отправилась дальше гостить у родных недалеко от Барселоны, а мы с другом полетели обратно в Питер.

С учетом среднего расхода топлива в 13 л на 100 км вся дорога обошлась примерно в 800 евро. Добавляем страховку на автомобиль (грин-карта, от 35 евро за две недели до 70 евро за месяц) и паром – получаем около 1000 евро. За ночевки в разных отелях мы вчетвером заплатили в общей сложности 1300 евро. На питание и всякую мелочовку у нашей компании ушло 1440 евро. Итого (1000 плюс 1300 плюс 1440) 3740 евро на всех. Делим это на четыре и получаем, что на одну блондинку пришлось примерно 935 евро на все про все. С обратной дорогой, сувенирами и бутылкой испанского вина, которая грела потом в дождливом Питере, у меня вышло около 1100 евро.

С обратной дорогой, сувенирами и бутылкой испанского вина у меня вышло около 1100 евро.

***

Возвращаться домой всегда приятно. А петербургский дождик, опадающие листья и легкая грусть только усиливают приятные воспоминания и желание вновь и вновь садиться за руль.

Подпишитесь на «За рулем» в