Ретро: целое состояние

Хорошие олдтаймеры бывают двух видов: либо после реставрации до состояния «как с завода», когда все блестит, либо в идеальной сохранности без серьезного вмешательства с момента выпуска автомобиля. Второй вариант намного интереснее, но не только лишь одним фактором редкости.
Mercedes-Benz W114 1970 года

Давно заметил: публика на выставках олдтаймеров с большим вниманием рассматривает не восстановленные, а сохраненные машины, с родной обивкой и ни разу не крашеные, и, наверное, думает при этом: «Вот раньше-то делали – на века!» Однако пот­рясающая сохранность автомобиля стоит не меньшего труда, чем работа тех же реставраторов. В этом мы убедились, познакомившись с зеленым купе Mercedes-Benz W114 1970 года выпуска и его владельцем Владимиром.

Шильдик 250 С на крышке багажника означает карбюраторный мотор мощностью 146 л.с. и объемом 2,5 л. Версия с впрыском называлась бы 250 CE. В 1970 году купе 250 С стоило 18 430 дойчмарок, а с инжектором – на 940 марок дороже. Самой мощной являлась модификация 280 CE – купе с впрыс­ковым двигателем объемом 2746 куб. см и мощностью 185 л.с., а наиболее экономичным дизелем купе W114 не оснащались

Первые мили Mercedes начал наматывать в Калифорнии, в городке эль-гранада, в 1970 году

В Москве такой Mercedes единственный. Поклонники марки почему-то обходят стороной купе 114-й серии, останавливая выбор на седанах. Но дело даже не в этом – сохранность автомобиля возрастом «слегка за сорок» поистине удивительна: заводское лакокрасочное пок­рытие, «родные» кожа в салоне и хром на бамперах. Нынешний владелец – всего лишь третий по счету, а Россия – третья страна пребывания. Изначально купе цвета «олив грюн» предназначалось для американского рынка: рычаг АКП на рулевой колонке, спидометр и одометр в милях, светотехника стандарта США. Первые мили Mercedes начал наматывать в солнечной Калифорнии, в городке Эль-Гранада, вместе со своим владельцем Теодором Глэдстоуном. С местом обитания автомобилю несказанно повезло – калифорнийский климат, сухой и теплый, сам по себе способствует сохранности кузовного железа. Сейчас на одометре 91 824 мили. И 42 года эксплуатации. Машины такого возраста, столько же намотавшие по Европе, требуют как минимум лакокрасочных работ. Поэтому подобные хорошо сохранившиеся экземпляры пользуются спросом и у европейцев. В 2007-м купе попало на родину, в городок Крефельд на западном побережье Рейна, – там расположен салон олдтаймеров из США.

Когда-то в Германию уехал на ПМЖ друг Владимира по мос­ковскому клубу Mercedes-Benz Classic – он-то и нашел этот автомобиль. Точно такую же машину Владимир когда-то увидел в мелодраме «Год оружия» с еще молодой Шарон Стоун. В итоге зеленое купе W114 прибыло в Россию в ноябре 2007 года.

Расположение рычага на руле создает ощутимую пустоту в пространст­ве между сиденьями, занятом полочкой для мелких вещей. Для них же предусмотрены и объемные карманы в дверях
Обивка салона и сидений из кожзаменителя MBtech, прекрасно сохранившегося наряду с лакокрасочным покрытием

Состояние оказалось хорошим, но все же потребовало работ по доведению до отличного: замена масел, тормозной жидкости, различных резинок, химчистка салона. На краску и хром Владимир не пожалел ни паст, ни полиролей – лишь бы сохранить все «в родне». Отношение к «Мерседесу» максимально бережное – владелец не только ставит его на зиму в гараж, но даже летом старается не выезжать в дождливую погоду. Для ежед­невных поездок используется другой классический Mercedes-Benz – менее ценный седан W124, кстати, тоже зеленый.

Спидометр и одометр размечены в милях, внизу находится окошко индикатора положения рычага АКП.

Но ради нас сделано исключение. Закрыв широченную дверь, оказываешься в недалеком прошлом. Но здесь есть инерционные ремни безопасности, кондиционер и круиз-контроль. Набор вполне приличный и для современной машины. Больше всего пространства занимает руль – огромного диаметра, с тонким ободом и хромированным кольцом звукового сигнала. Такой ставился на ранние W114, позднее его сменил менее изыс­канный вариант, которым потом будет комплектоваться следующее поколение W123. Сиденья выполнены из кожзаменителя более темного оттенка зеленого, нежели цвет кузова – такой колор именуется «дункель-грюн».

На поворот ключа в замке мотор отзывается легкой виб­рацией. Под капотом у «Мерседеса» двигатель объемом 2,5 л и карбюратор. С настройкой этого канувшего в Лету прибора поначалу были проблемы, но все разрешилось с нахождением опытного «карбюраторщика», каким-то чудом не утратившего свои навыки в современном мире.

Дверные форточки открываются с помощью рукояток – при сильном встречном ветре они не закроются

Mercedes американский, и рычаг «автомата» находится на руле. Из-за этого пространство между сиденьями кажется пустоватым, но любой европейский заказчик W114 мог выбрать и более распространенную в те годы «механику» или АКП с селектором на привычном месте. Такая опция никак не отражалась на цене автомобиля.

Подушки передних сидений регулируются только по длине, а их спинки откидываются для посадки и высадки задних пассажиров – благодаря приличной широте дверей процесс этот проходит без неудобств

Поездка на W114 еще раз подтверждает аксиому: «Старых «Мерседесов» не существует, бывают только классические»

Привычной буквы D в окошке на приборной панели нет, поэтому перемещаю рычаг так, чтобы стрелочка оказалась напротив цифры 4 – для этого его нужно потянуть на себя, а потом вниз. Отпускаю тормоз, и машина плавно начинает движение вперед. Немного газа, но и тут Mercedes не торопится поразить динамикой. Еще газу, чувствуется легкий толчок от перехода на более высокую передачу – «автоматы» тех лет не отличаются абсолютной плавностью и незаметным переключением. Резвой машина становится только после 50 км/ч. До того все команды выполняются нетороп­ливо.

Люк бензобака спрятался между задним номерным знаком и правым фонарем. Нормы безопасности в начале 70-х были мягче.

Мы катаемся в переулках между Остоженкой и Пречистенкой, изобилующих поворотами, спусками и подъемами. Крутить руль огромного диаметра непривычно, да и не создан он для быстрого маневрирования. К счастью, не надо переключать передачи. Остаются только удовольствие от мягкости езды и какая-то непривычная сопричастность с прошлым. И, конечно же, приятно следить, как переливается и мерцает трехлучевая звезда на капоте. Это знакомо любому владельцу Mercedes-Benz вне зависимости от года выпуска автомобиля. А старых «Мерседесов» и не существует – только классичес­кие.

Поль Брак

Автора внешнего облика моделей W114/W115 – француза Поля Брака – пригласили на работу в Штутгарт в 1957 году. Благодаря его таланту новые модели приобрели неповторимый вид и стали одними из самых оригинальных в истории Mercedes-Benz. В первую очередь из-за необычных передних фар, предложенных Браком, а ныне признанных одной из вех в истории автомобильного дизайна.

В 60-е француз рисовал всю серию классических «Мерседесов» с вертикальными фарами, в которую вошла и модель W114: седан (1968 год, фото внизу), а затем и купе (1969 год). Рука Поля Брака угадывается и в огромном заднем стекле, а два хромированных молдинга на крыше выполняют и декоративную функцию, «разбавляя» пустоту крыши. Более чем смелым было решение Брака сделать купе без центральной дверной стойки – хардтоп. Потом уже это станет классикой на всех купе E-класса – от сменившего 114-й C123 до самого пос­леднего С212. А литера C из индекса модели войдет в обозначение всех последующих двухдверок.

Вердикт

Иван Баранцев, автор:

– Автомобиль потрясает своей сохранностью! Вряд ли в России можно найти подобный экземпляр. Хотя периодически на свет вытаскивают из гаражей почти нетронутые «Москвичи» и «Волги», такое практически невозможно с сорокалетним «Мерседесом». Поэтому аутентичную немецкую классику приходится везти из-за океана с последующим преодолением таможенных барьеров. И все же оно того стоит – раритетный Mercedes-Benz великолепно сох­ранился и не потребовал серьезного ремонта. О, Калифорния-рай!

Подпишитесь на «За рулем» в