Carsharing: по делу срочно

В Москве появилась возможность арендовать машину с мобильного телефона на несколько минут. Подобная услуга уже много лет пользуется популярностью за рубежом.

1

1

Страшный зверь «каршеринг» означает всего лишь совместное пользование автомобилем. Впрочем, перевести английское слово легче, чем понять, как же всё устроено. Особенно если учесть, что в разных странах этот термин подразумевает разные услуги.

На самом деле глобально каршеринг — это все-таки краткосрочная аренда автомобиля. Ключевое отличие от такси в том, что, во-первых, водитель здесь вы, а во-вторых, тарификация может идти по минутам, часам или дням. От обычной же аренды каршеринг отличается большей мобильностью (машину можно не возвращать в пункт выдачи) и временем пользования (при обычной аренде оплачивается, как правило, использование автомобиля в течение минимум суток).

АВТО В СМАРТФОНЕ

Запущенная в Москве система работает по аналогии с европейскими, то есть до неприличия просто. Регистрируетесь на сайте, подписываете договор (его вам привезут), скачиваете приложение на телефон — и полный вперед!

C помощью мобильного приложения(или сайта, но телефон все-таки удобнее) вы находите ближайшую к вам машину и бронируете ее. Это означает, что в ближайшие 20 минут автомобиль исчезнет с радаров и другие желающие просто не смогут им воспользоваться. Вам же за этот временной отрезок надо добраться до машины, внимательно осмотреть ее на предмет повреждений (об обнаруженных — сообщить оператору) и открыть с помощью все того же смартфона. Кстати, этот момент может разрушить привычные шаблоны: машина стоит с ключами в замке зажигания и даже помигает габаритными огнями, если вы долго не можете ее найти. Круто, правда?

ЧТО ПОЧЕМ

Закончив напевать «До чего дошел прогресс, труд физический исчез», поговорим о суровой правде жизни. К услугам торопящихся — седаны «Фольксваген-Поло». В будущем, возможно, мы дорастем до уровня европейских контор, чей автопарк представлен разными марками и моделями с различными типами двигателей, коробок передач и прочего. А сейчас вернемся к нашим реалиям. Бесплатного сыра, разумеется, не будет, но тарифы не запредельные: 9,90 руб. за минуту, 594 руб. за час, 3600 руб. за день. Есть и дополнительные услуги, например заказ авто к дому (оценивается в 500 руб.). Уточняю: в эти суммы включена стоимость страховки и топлива. Заботы о бензине полностью лежат на компании. Завершая пользование арендованным автомобилем, не надо заправлять его до полного бака. А если за время пользования горючее закончилось, можно бесплатно воспользоваться прилагаемой топливной картой с суточным лимитом 50 л. Больше того, в личном кабинете клиента за заправку начислят компенсацию в виде 15 минут.

Отличие каршеринга от обычной аренды еще и в километраже. Уехать на этих автомобилях далеко не получится — максимум 40 км от МКАД. Много накатать даже в пределах столицы тоже не выйдет — после 201 км за каждую дополнительную тысячу метров будут снимать по 8 рублей. А оставить автомобиль можно только в пределах кольцевой автодороги. Впрочем, каршеринг и рассчитан на тех, кто передвигается немного и только по городу.

Пожалуй, главный минус этой услуги в том, что для начала аренды на вашем счету должно быть 3600 руб. Зато для постоянных клиентов предусмотрены скидки и бонусы.

Каршеринг не только альтернатива такси, но и способ оптимизировать более масштабные вещи. Например, трафик. Совместное пользование сокращает количество машин, ездящих по городу, и это сказывается на экологии: меньше автомобилей — меньше выхлопов. И еще один немаловажный фактор: услуга здорово дисциплинирует водителей, ведь бросить машину в неположенном месте не захочется, так как за штраф или эвакуацию с вас спишут немаленькую сумму.

Возможно, и мы когда-нибудь дорастем до уровня Европы, где в каршеринговом автопарке — тысячи машин, а в городах — отдельные места для парковки.

Возможно, и мы когда-нибудь дорастем до уровня Европы, где в каршеринговом автопарке — тысячи машин, а в городах — отдельные места для парковки. Возможно, и мы когда-нибудь дорастем до уровня Европы, где в каршеринговом автопарке — тысячи машин, а в городах — отдельные места для парковки.
Возможно, и мы когда-нибудь дорастем до уровня Европы, где в каршеринговом автопарке — тысячи машин, а в городах — отдельные места для парковки.

А КАК У НИХ?

Мы далеко не первопроходцы. В Америке и Европе подобная услуга существует давно и пользуется немалой популярностью. Одна из самых известных каршеринговых контор — Zipcar (США). Основанная в 2000 году, сейчас она обслуживает 767 000 пользователей в 20 городах мира. Парк насчитывает более 10 000 автомобилей. Неслабо, правда? Тарификация следующая: 8,50 долл. в час, 66 долл. в день.

Еще есть компания RelayRides. Она отказалась от собственного парка и объединила под своим крылом тех, кто хочет арендовать автомобиль, и тех, кто хочет его сдать в аренду. Компания же выступает гарантом сделки, за что и получает вознаграждение.

Еще одно неожиданное открытие, сделанное при подготовке этого материала: в некоторых европейских странах для каршеринговых автомобилей предоставляются бесплатные парковочные места, а кое-где им даже разрешается ездить по полосе общественного транспорта!

В Великобритании, кстати, каршеринг — это немного другое: в одну машину плотненько набивается необходимое количество незнакомых друг с другом попутчиков. Для явления же, которое мы описываем, там используется другой термин: «автомобильные клубы» (car clubs).

ОБЛАЧНОЕ БУДУЩЕЕ

Основатели московской компании постепенно увеличивают парк автомобилей и надеются на лучшее. Пока их услугами пользуются экспаты и продвинутые менеджеры. А при условии, что в нас еще слишком сильно желание обладать личным автомобилем (как показателем некоего жизненного уровня), услуга вряд ли получит в ближайшее время такое же распространение, как в Америке. Впрочем, и Москва не сразу строилась…

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первое упоминание о подобной услуге датируется далеким 1948 годом. Тогда жилищный кооператив в Цюрихе закупил несколько автомобилей для совместного пользования. Дальнейшие всплески подобной активности отмечены в 1968 (Амстердам), 1970 (Франция) и 1977 (Англия) годах. Но активный рост этого сегмента приходится на гораздо более поздний период.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии