Как заработать миллионы

КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОНЫ

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКОНОМИКА

КАК ЗАРАБОТАТЬ

МИЛЛИОНЫ

ПОЧЕМУ ЗНАКОМИТЬСЯ С ОПЫТОМ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ МЫ ПОЕХАЛИ В СКАНДИНАВИЮ?

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИН, «ФОРТУМ»

Поводом для командировки на завод крупнейшей финской энергетической компании «Фортум» стали не только схожие климатические условия России и Финляндии. Компания с каждым годом укрепляет свои позиции как одного из лидеров нефтепереработки в Европе. В этом году она должна обеспечить почти 30% потребностей Старого Света в полиальфаолефинах (далее — ПАО) — основных компонентах синтетических масел и покрыть значительную долю (по разным данным до 20–30%) потребностей Европы в гидрокрекинговых базовых маслах. Добавим, что финский НПЗ — вообще единственный в Европе, где производят популярный нынче «гидрокрекинг».

ИТАК, ЗНАКОМИМСЯ

«Фортум» — энергетический гигант Финляндии с годовым оборотом около 10 млрд. долларов. Контрольный пакет акций принадлежит государству — вроде нашего РАО «ЕЭС». Компания занимается всем, что имеет отношение к энергетике, и не только у себя в стране. В поле ее деятельности Швеция, Польша, Болгария, Эстония, Латвия, Германия, Великобритания, наконец, Россия (преимущественно северо-западные области). Ежегодно она перерабатывает около 13 млн. тонн нефти, из которых 1,7 млн. добывает самостоятельно, а около 4 млн. покупает в России. Двадцать пять собственных танкеров ледокольного типа способны ходить по северным морям, плавать по Лене или Енисею.

С 1980 года финны начали разработку, а с 1990 года и производство ПАО — основного компонента синтетических масел. Расположенный в Бельгии завод «Фортума» производит около 50 тыс. тонн дорогого сырья в год. В 1997 году главное предприятие компании в Порво (Финляндия) освоило выпуск (около 150 тыс. тонн в год) гидрокрекинговых базовых масел, близких по свойствам к «синтетике», но куда более дешевых. Компания производит и конечный продукт — готовые масла. Как и моторное топливо, они продаются под торговой маркой Neste — так исторически сложилось. Единственное, пожалуй, чего «Фортум» не делает — присадки к маслам. Их покупают у основных мировых производителей: Ethyl, Lubrizol, Infinium.

СТРАТЕГИЯ

Основной ее принцип можно сформулировать так: вкладывать деньги лишь в наиболее эффективное производство. Бороться за объемы, хватаясь за все подряд, невыгодно. Яркое тому подтверждение — 1999 год. По сравнению с 1998-м оборот компании снизился тогда на 3%, а балансовая прибыль при этом возросла на 21%! Отметим, что незадолго до этого, учитывая потребности в инвестиционных ресурсах для развития высоких технологий, две крупные финские компании решили объединиться. Так, из нефтяной Neste и энергетической IVO образовался «Фортум» (у нас-то все больше делятся).

Вторая стратегическая задача — инвестиции... в экологию. Если в России производить экологически чистую продукцию (будь то нефтепродукты или автомобили) себе в убыток, то в развитых странах за это хорошо платят. Кто? Конечные потребители. Здесь налоги на «грязную» продукцию таковы, что покупать ее никто не будет — разоришься. Вот и выходит: кто первым из производителей предложит чистый бензин (масло, автомобиль и т. д.), у того больше шансов победить в конкурентной борьбе.

УЧИМСЯ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ

Что для любой, особенно крупной компании дороже всего? Верно, доброе имя. Один из основных критериев «раскрученности» торговой марки — капитал, вложенный в ее рекламу. Сюда входит не только прямая реклама, но и расходы на оборудование фирменных АЗС, организацию спортивных мероприятий, например, проходящего в Финляндии этапа чемпионата мира по ралли — «Neste-ралли». Вот и прикиньте, сколько может стоить «раскрученная» торговая марка.

Но все деньги окажутся выброшены на ветер, если в продажу попадет бракованная продукция (по-нашему, это всего лишь издержки «нестабильности производства»), а это значит, что экономить на качестве и его контроле недопустимо — просто нелепо. В цехах, выпускающих готовые масла Neste, этот контроль ведется трижды: при загрузке базовых компонентов, после их смешения и после розлива в конечную тару. Любое отклонение — и вся партия идет на смазку бензопил. Если испорченное масло непригодно и для этого, его сдают на вторичное использование (отопление промышленных помещений и т. п.). Причем за это сами же и доплачивают.

Считаем деньги дальше? Несмотря на то, что компания располагает огромным НПЗ, делать свою минеральную базу здесь считают невыгодным. «Минералка» не сегодня-завтра отомрет, так зачем в нее деньги вкладывать? Нужно расширить ассортимент недорогими минеральными маслами — покупай готовую базу, проверяй ее качество (!) — и вперед. Исчезнет спрос на «минералку» — скажешь поставщикам спасибо и останешься со своей «синтетикой» или «гидрокрекингом».

Теперь чуть подробней о том, как зарабатывать на экологически чистой продукции. Ежегодно около 1 млн. тонн «чистого» бензина уходит в Калифорнию; оттуда, стало быть, денежки. Часть ПАО с удовольствием покупают фармацевтические и парфюмерные компании. Они же готовы брать хорошо очищенные гидрокрекинговые компоненты. Кстати, около 30 тонн в месяц так называемых «белых» масел покупают и российские фармацевты. Выходит, товар один, а рынков сбыта — много.

ЭКСТРА ВЫСОКИЙ ИНДЕКС

Отдельная статья — умение наносить «точечные удары». Так, несколько лет назад компания потратила большие силы на разработку и испытания двух недорогих продуктов — трансмиссионного масла для гипоидных передач Neste Hypoid LF GL-5 и моторного масла для самых современных дизелей Neste Turbo LE. Оба продукта созданы на основе гидрокрекинговой базы с Экстра Высоким Индексом Вязкости (англ. EHVI). В результате первое масло при маркировке 80W90 фактически соответствует 77W90 (несуществующий класс), второе — пригодно почти всем дизелям на планете. Основные покупатели — автопредприятия, эксплуатирующие грузовики и автобусы. Для них, собственно, продукты и разрабатывались. Небольшая экономия на каждом литре масла (в сравнении с близкой по свойствам «синтетикой») оборачивается огромной экономией в целом.

Хорошо оборудованные лаборатории тоже работают на имидж компании, производя для потребителей продукции сложнейшие анализы. Кто-то незаслуженно ругает купленное масло? Потребитель имеет право ошибаться. Десятки спектрографов, хроматографов и прочих современных приборов с труднопроизносимыми названиями (попробуйте выговорить «атомноадсорбционный спектрофотометр») позволят точно определить причину беспокойства клиента, будь то попадание в масло посторонних примесей или катастрофический износ механизма.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Общаясь с заморскими специалистами, не могли не спросить, что они думают о волшебных добавках в масло: влил в горловину, ресурс тотчас увеличился вдвое. Смеются. Спрашивают, зачем тратить свои деньги, чтобы портить масло. Спросили о перспективах минеральных масел. Говорят, недолго им жить осталось, еще немного — «гидрокрекинг» их вытеснит с рынка. В дизелях минеральные масла тоже проживут недолго. Их главное достоинство — низкая цена уже не так впечатляет: гидрокрекинговые масла оказываются не намного дороже, но заметно выигрывают по эксплуатационным свойствам, в том числе сроку службы. В итоге обходятся дешевле. Понятно, каждый кулик свое болото хвалит: у специалистов других авторитетных компаний иные подходы и суждения, но все-таки любопытно. А что же Россия? Нашим заводам до «гидрокрекинга» и тем более до полиальфаолефинов, как до Северного полюса пешком — денег нет даже на элементарную реконструкцию. А может, их оттого и нет, что мы их как-то по-другому считаем?

НАША СПРАВКА

Гидрокрекинговые масла корректнее всего называть минеральными с глубокой переработкой. Однако многие производители относят их к «полусинтетическим» или «синтетическим» продуктам. Во-первых, из-за высокой сложности производства, во-вторых, в силу того, что процесс гидрокрекинга подразумевает целевое изменение группового состава масел, в-третьих, потому что их свойства приближаются к свойствам синтетических компонентов.

Мелочи: рядом с огнетушителем висит большая аптечка, два сосуда с жидкостью для промывания глаз, большое огнеупорное одеяло.

Эксперименты проводят на «живых» машинах.

Качество масел определяют по отложениям

на поршнях...

...и по износу деталей клапанного механизма.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии