Пиковая комбинация

ПИКОВАЯ КОМБИНАЦИЯ

]

АКТУАЛЬНО

/ЭКСПЕРИМЕНТ

ПИКОВАЯ КОМБИНАЦИЯ

КАК МЫ ПРОХОДИЛИ ТЕХОСМОТР

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

ОБОЗНАЧИМ ТЕМУ

За те три года, что приучали нас к существованию ПИКов — пунктов инструментального контроля, страсти поулеглись. То ли люди осознали, что такая диагностика всем на пользу, то ли научились обходить ее разными путями. Глядя, сколько машин с напрочь тонированными стеклами, понимаешь: научились. Но сегодня нас интересует другая тема: насколько сложно пройти техосмотр по-честному и насколько честно и квалифицированно работают ПИКи? Лучше всего ответить на этот вопрос может эксперимент.

Наших «подопытных кроликов» мы отправили на диагностику в авторитетные автосервисы, где требуемые для техосмотра показатели привели в норму, после чего наш путь лежал на ПИК, и не на один, а последовательно на несколько: интересно было выяснить, одинаковым ли «метром» пользуются разные «измеряльщики».

ОТ ПЛОЩАДКИ — К БАРАБАНУ

Первый участник эксперимента — «Мерседес». Подготовка в техцентре «Пан Авто» — официальном дилере фирмы (кстати, здесь же проходят обслуживание служебные машины руководства ГИБДД). Мастера целый вечер колдуют над автомобилем и выносят вердикт: «К прохождению осмотра готов».

Наш выбор пал на пункт инструментального контроля ОАО «Москэб» на улице Свободы. Контролер-специалист осматривает машину, проверяет работу световых приборов, звукового сигнала. А вот и самое интересное — «средства технического диагностирования». Выхлоп у нас в полном порядке: СО — 0,2% (в сравнении с атмосферой в районе крупных автомагистралей — горный воздух). А вот тормозной стенд преподносит сюрприз, да еще какой! Не проходим контроль по всем показателям. Не укладываются в норму «общая удельная тормозная сила», стояночный тормоз, коэффициент неравномерности тормозных сил на колесах (в народе — «увод»). «Почините тормоза, тогда приезжайте», — строго советуют нам.

Нет уж, увольте, у нас иные планы — проверка на другом ПИКе — «Трансдекра» на ул. Героев-Панфиловцев. По пути пробуем тормоза дедовским способом — резко тормозим. Машина встает как вкопанная!

Результаты на «Трансдекре» подтверждают правду дедушек: тормоза в норме! Причем коэффициент неравномерности на задней оси улучшается аж в десять раз по сравнению с тем, что выдал «Москэб». Правда, СО... увеличилось в два раза, но это не огорчает — все равно в пределах нормы. Ура, прошли-таки через ПИК.

Но почему же полностью неисправные тормоза за полтора километра пути заработали исправно? Может, здешние улицы заряжены положительной энергией Чумака или Кашпировского? Наши сомнения развеяли в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта. Оказывается, на ул. Свободы установлен тормозной стенд площадочного типа (машина заезжает на площадку и тормозит), а на Панфиловцев — роликовый. Нормативы разрабатывали для роликовых стендов — в то время площадочного просто не было. А поскольку принцип действия их разный, то и показания могут отличаться весьма существенно. Впрочем, остается только гадать, как удалось получить разрешение на установку такого стенда.

КРУТЫЕ ПАРНИ

Теперь на очереди «четверка». С ней мы отправляемся на Юго-Запад, на улицу Вавилова, д. 21. Здесь ощущаешь себя путешественником, попавшим на машине времени в прошлое (это, если сравнивать наши поездки на ПИКи с «Мерседесом»).

— Ты чо сюда заехал (обращение к человеку лет на сорок постарше)? Вон там встань, на стоянке. Надо будет — позову. Да... (взгляд на слегка запыленную машину), на мойку заедь — вон там, за углом.

За углом плакат: «Советуем вам пользоваться ручной мойкой, т. к. за повреждения при механической мойке администрация ответственности не несет». Ларчик открывается просто — ручная на сорок рублей дороже. Из принципа помылись на автоматической — повреждений не обнаружили. Возвращаемся на ПИК — перед нами проверяют две иномарки. Их цвет сложно определить из-за слоя грязи, но владельцам почему-то не предлагают заехать за угол на мойку. Другой, видите ли, подход.

Наконец, попадаем на стенд (монитор повернут и владелец машины показаний не видит): не дотягивают до нормы коэффициент неравномерности на передней оси и общая удельная тормозная сила. Кстати, ни на одном из ПИКов нам не предложили высушить колеса. О какой точности измерений можно вообще говорить! Удивляемся, чем приводим в гнев контролера. Он демонстративно копается в аптечке и находит... просроченный бинт! А затем, в творческом порыве, записывает как неисправность: «капот плохо закрепляется в вертикальном положении» (сломалось крепление держателя). В список требований к техническому состоянию автомобилей это вроде бы не входит, но на Вавилова свои правила.

Наш путь на ООО «Автоконтроль-35», что на ул. Бутлерова. И здесь экраны приборов надежно спрятаны от глаз. Приходится верить на слово. Коэффициент неравномерности на передней оси увеличился еще больше — после завершения подготовки к ТО он был 0,03, на Вавилова — 0,16, здесь — 0,28! Еще одна новость: СО на максимальных оборотах вырастает в два раза — до 2,9% (двигатель, естественно, прогрет до рабочей температуры). Правда, на каких оборотах измеряли, неизвестно: на «четверке» нет тахометра, и «маэстро» делал все «на слух». Получаем документы и, ознакомившись с ними, впадаем в транс. Оказывается, общая тормозная сила составляет 1,1, хотя эта величина по определению не может превышать единицы! Вот это да!

На следующий ПИК в Ясеневе, на ул. Одоевского, едем уже без всякой надежды. И о чудо! Тормоза в норме — первоначальные 0,03! С выхлопом тоже полный порядок (как следует из распечатки, СО и СН на минимальных оборотах равны нулю?!): при проверке на максимальных оборотах подключили тахометр, и мы могли наблюдать реальные обороты двигателя. Жаль только, люфт рулевого управления (как и на всех предыдущих ПИКах) проверяют на глазок, хотя необходимое оборудование должно быть. Все — талон получен.

КАК КАРТА ЛЯЖЕТ

Что же получается — машина, отрегулированная к техосмотру, может пройти через ПИК или не пройти. Если бы результаты отличались на чуть-чуть, это еще можно понять. Но как при одинаковом оборудовании показатели разнятся «на порядок»? Вывод напрашивается самый что ни на есть банальный: на многих ПИКах (по крайней мере, московских) инструмент измерения нужен лишь как средство выбивания из автовладельца наличных. Когда ему объявляют «нужные» цифры, он сразу становится сговорчивым. Что же там на самом деле с машиной, каково ее состояние — неважно. А как же ГИБДД, обязанная контролировать сотрудников ПИКа? В лучшем случае, это ее не заботит, в худшем... Инспектор сидит себе в своей будке и покидает ее только для сверки номеров машины.

Ну а если взглянуть с другой стороны — безопасности? Нигде не осматривали автомобиль снизу, не проверяли состояние ходовой части, рулевого управления. А если, допустим, завтра прошедшая инструментальный контроль машина попадет в ДТП по причине лопнувшего тормозного шланга (что вполне реально)? Контролеры за это не в ответе. Их заботит другое (см. выше). Так кому он нужен, такой техосмотр?

От редакции. С просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию мы обратились в ГУ ГИБДД России. К сожалению, к моменту подписания номера в печать никакого ответа не было получено. Видимо, слово «оперативно» знакомо далеко не всем работникам аппарата Главного управления. Может, поэтому на ПИКах происходит то, что обнаружили наши корреспонденты.

Готовим машину на «Пан Авто».

Здесь установлен площадочный стенд.

ПИК на улице Вавилова будем объезжать стороной.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии