Потеряла я колечко...

ПОТЕРЯЛА Я КОЛЕЧКО...

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ

ПОТЕРЯЛА Я КОЛЕЧКО...

КАК ДОЕХАТЬ БЕЗ ЖИКЛЕРА

ТЕКСТ / ВАЛЕНТИН ПЛАТОВ, ЭДУАРД КОНОП

Система питания двигателя часто портит настроение, особенно неопытному автолюбителю. На то уйма причин. Первейшая — засорение карбюратора. Событие вполне банальное, особенно если год-два в этот прибор не заглядывали.

Другой источник неприятностей — несовершенство машины. Ее слабые места давно известны, но любовно оберегаются заводом-изготовителем. Еще владельцы первых «жигулей» жаловались на капризы игольчатого клапана карбюратора — их внуков «достает» тот же дефект. Иные, не доверяя слесарям, берутся чинить сами, и тогда...

Рассмотрим необычную тему: автолюбитель на даче залез в карбюратор и... уронил какую-то детальку. Звякнула и исчезла с глаз! Как дальше жить?

Прежде всего, попробуйте определить, что именно упало. Крепежный винт? Полбеды! Не найдете — выручит запасливый сосед. Хуже потерять более важную деталь. Новичку, не способному даже определить, что он уронил, не обойтись без книжки с картинками, поясняющей устройство узла во всех подробностях.

Заметим: только авантюрист станет разбирать сложный прибор на поляне с высокой травой или опавшими листьями — оброненный жиклерчик исчезнет навсегда! Стоит ли щекотать себе нервы?

Порой пропажа прячется в моторном отсеке. Чаще всего — на нижнем щите под двигателем, откуда достать ее сравнительно просто. Хуже, если деталька попадет в какой-нибудь коварный закоулок. Например, из широкого окна в поперечине подвески «Жигулей» выудить ее трудно, а то и невозможно. Самое разумное — начиная работу, заткнуть такие ловушки тряпками. А мы, чтобы действия были нагляднее, продолжим беседу, держа в руках снятый карбюратор.

Что обычно теряют? У «Озона» предательски ведет себя телескопическая тяга пускового устройства. Неосторожное движение... и нет ее. Как теперь ехать? Не беда — эта тяга нужна только пусковому устройству. Завести мотор можно и без «подсоса», особенно в летнее время, накачав бензин в коллектор педалью газа, то есть ускорительным насосом. Но воздушная заслонка, освободившись от тяги, вибрирует, возмущая поток воздуха, поэтому ее рычаг полезно зафиксировать. Например, подсунув кусочек твердой резины или подходящую деревяшку (фото 1).

Иногда теряют изогнутую тягу, соединяющую рычаг воздушной заслонки и шток вакуумного привода. Ехать, опять-таки, можно и без нее, но зачем? Эту тягу легко сделать из гвоздя толщиной 3 мм, согнув его так, чтобы полностью втянутый шток приоткрыл заслонку на 5 мм, а выдвинутый не мешал закрыться.

Самодельную тягу надежно соедините с рычагами, чтобы не выпадала: например, как показано. На концах надфилем пропиливаем канавки глубиной 0,5 мм и, поставив на место, фиксируем тягу колечками из проволоки, медной или латунной (фото 2). Придумаете что-то получше — карты вам в руки. В конце концов, решение временное. Кое-кто ухитрялся потерять нижнюю тягу устройства (более длинную). Гвоздь и тут выручит. Но учтите, что от этой тяги зависит пусковой зазор у дроссельной заслонки первичной камеры: когда вытянута кнопка «подсоса», зазор должен быть равен 0,8 мм. Проверить его можно подходящим калибром — например, из проволоки (фото 3). Для нижнего конца этой тяги в рычаге привода дросселя предусмотрено два отверстия (видимо, есть разные варианты карбюратора). Если ваш гвоздь согнут правильно, то он, работая с нижним отверстием (фото 4), позволяет получить нужный зазор. А попав в верхнее, приоткроет дроссель слишком сильно — мотор после пуска будет «орать».

Детали, о которых мы говорили, легкосъемные. Оттого они легко теряются даже при обычной чистке карбюратора. Разобрав же его полностью, рассеянный дачник способен потерять все, что открутит.

Допустим, исчез главный топливный жиклер первичной камеры. «Выехать» за счет вторичной, мягко говоря, трудно. Если в «Озоне» отключить привод первичной, другая блокируется (ее дроссель закрыт). Разбирать привод, что-то переделывать вряд ли стоит. Можно на место утерянного завернуть топливный жиклер вторичной камеры, а ее отключить (см. ниже). Конечно, смесь первичной камеры будет переобогащена, мощность упадет, расход топлива увеличится. Но до магазина запчастей доедете. Попробуйте «зажать» жиклер, вставив в его калиброванное отверстие подходящую мягкую проволочку-дроссель, — так можно существенно улучшить работу двигателя.

Потерялся главный топливный жиклер вторичной камеры? Нетрудно сообразить: когда откроется ее дроссельная заслонка, мотор буквально захлебнется. Отсюда решение: не дать ей открыться! Ехать (пусть не так резво!) можно и на первичной камере. На «Озоне» достаточно отсоединить шток вакуумного привода дросселя вторичной камеры от его рычажка внизу (фото 5). (На других карбюраторах придется подразобрать механический привод.)

А что если привод не трогать, но заглушить отверстие под утерянный жиклер вторичной камеры? Ничего хорошего: откроется ее дроссель — и двигатель глотнет столько воздуха без бензина, что сгорание в цилиндрах прекратится. Глубочайший провал... Теоретически ехать можно, но крайне расчетливо, плавно — так, чтобы дроссель вторичной камеры не открывался. Даже ограниченную первичной камерой мощность не реализуешь... Кого устроит такая езда?

Умельцу, имеющему ножовку по металлу и коробочку с мелочевкой, по силам более изящное решение. Вместо штатного топливного жиклера бывалый завернул винт, показанный на фото 6. Пропиливая его, постепенно добился нужной производительности такого жиклера... При определенном опыте это совсем не трудно.

Все сказанное во многом применимо и для воздушных жиклеров — логика действий примерно та же.

Из старого, разболтанного «Озона» от вибраций запросто выворачивается и выпадает винт качества («токсичности»). Мотор откажется работать на холостом ходу — ведь в открывшееся отверстие поступает воздух. Выход очень прост: вместо винта завернем палочку диаметром около 5 мм, заточенную примерно так, как потерянная игла, — это позволит не только восстановить холостой ход, но даже «СО» отрегулировать (фото 7).

А если просто завернуть подходящий по длине винт М5? Холостой ход и в этом случае может восстановиться, но на богатой, ничем не регулируемой смеси — от постов ГИБДД с замерами СО придется держаться подальше!

Не обездвижится машина и после потери распылителя («клювика») ускорительного насоса. Хотя о хорошем разгоне придется забыть. А чтобы зря не расходовать бензин, отверстие под клапан ускорительного насоса можно заглушить подходящим винтом (фото 8).

Есть и альтернативное решение. Отвернув четыре винта и сняв крышку ускорительного насоса, в корпусе под нею вы увидите круглое отверстие — вход в канал, ведущий к «клювику». Заглушите его деревянной пробочкой (фото 9). Насос отключен.

Теперь о самом главном: если вы, не найдя упавшую гайку, шпильку, винт, жиклер и т. п., поторопитесь пустить мотор, то, не ровен час, это его и прикончит. Утерянная деталь не должна оказаться во впускном коллекторе! Ведь оттуда у нее один путь — в цилиндр... Попадет между поршнем и головкой — мало не покажется.

В первую очередь угроза исходит от мелких деталей, способных проскочить через диффузоры карбюратора — шайб, низких гаек, шплинтов и т. п. Поэтому и при обычном обслуживании карбюратора рассеянность непростительна. Когда это возможно, лучше закрыть его тряпками или стандартной пластиковой крышкой. Если же карбюратор снят, то открытые «ворота» в коллектор заслуживают еще большего внимания. Другое дело, что, запихнув в коллектор тряпку, о ней тоже забывали... Поэтому, работая с карбюратором, сосредоточьтесь.

Закончим рекомендацией. Четыре шпильки, крепящие к карбюратору воздухофильтр, в мягком металле фланца на резьбе М5 едва держатся. При демонтаже фильтра отвернуть гайку часто не удается: вместо этого шпилька вывинчивается из фланца. И слабенькая резьба в нем скоро кончается.

Не стоит пассивно ждать неприятностей. Сразу же, на новом карбюраторе, поменяйте шпильки на винты М5 длиной около 35 мм (лучше с шестигранной головкой): их ввертывают в отверстия фланца снизу (фото 10). На «Озоне» — все четыре шпильки. Винты полезно зафиксировать клеем.

Если состояние резьбы в отверстиях уже беспокоит, можно сделать, как показано на фото 11. В этом случае высота пакета шайб и гайки должна быть такой, как у металлических втулок в отверстиях резинового уплотнителя-переходника. А втулки уже не понадобятся.

Как видите, простота конструкции автомобиля (в том числе российского) не всегда минус. Мотор с карбюратором на фоне впрысковых, наверное, примитивен, но во многих случаях показывает себя более «живучим» — он позволяет решить поставленную задачу, несмотря на те или иные отказы. Ведь устранить их по силам любому, было бы желание...

...Чтобы заслонка не вибрировала.

Тяга готова к работе.

Проверка пускового зазора.

Важно попасть, куда следует...

Отключили привод вторичной камеры...

«Жиклер»...

Деревянная игла.

На месте «клювика» заглушка.

Заглушка на входе в канал «клювика».

Вместо шпильки — винт.

Если резьба кончилась.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии