Рынок в первом полугодии: стоим или падаем?

Который месяц продажи новых автомобилей в России сокращаются. Впрочем, то же самое наблюдается во всей Европе. Почему – ломал голову автор.

Европейские экономисты бьют тревогу: уже год, с июня 2012-го, количество проданных в странах ЕС легковых автомобилей постоянно снижается. А в июне нынешнего года оно упало до минимального за почти 20 лет показателя! В этом месяце жители 27 стран Евросоюза купили 1,13 млн. новых машин – хуже продажи были лишь в далеком 1996 году. А всего за первое полугодие в ЕС разошлось 6,2 млн. легковых машин (– 6,6% по отношению к тому же периоду 2012 года). Просели почти все основные рынки: Германия (– 8,1%), Италия (– 10,3%), Франция (11,2%). В некоторых странах продажи упали еще сильнее: в Румынии на 26,4%, а в Кипре и вовсе на 42,7%!

Больше всего пострадали марки «Пежо-Ситроен» (– 13,3%), «Мицубиси» (– 14,4%), «Шевроле» (– 30%) и «Альфа Ромео» (– 33,1%). Кстати, премиальные бренды кризиса, как всегда, не заметили, а некоторые даже прибавили. Количество проданных в Евросоюзе, к примеру, «ягуаров» выросло за шесть месяцев на 15,5%, а «ленд-роверов» – на 10,2%.

Увы, в России картина такая же безрадостная. С января по июнь, по данным АЕБ, продано 1 млн. 333 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 6% меньше, чем за первые шесть месяцев 2012 года. В июне продажи снизились сразу на 11% – до 241,3 тыс. штук. Это совсем не тот результат, на который надеялись весной. Тогда казалось, что ситуация исправляется, прогнозировали рост рынка по итогам года на 4–6%. Теперь ясно, что даже на сохранение прошлогоднего уровня рассчитывать не приходится.

Лидером остается, понятное дело, Волжский автозавод, хотя ему сложнее всего: продажи упали на 10% (– 25 тыс. машин). Второе место занял «Рено», у которого назло всем наметился рост (+ 9% за полгода), на третьем – «Киа» (+ 4%).

Самая популярная модель – «Лада-Гранта» (+ 87% за полгода), она в основном и спасает завод. Неплохо продается «Ларгус» (одиннадцатое место). Мог бы подняться и выше, но на него очередь в два-три месяца – скромные масштабы выпуска подводят. Остальные модели, похоже, отыграли свое. Спрос на «Приору» упал на 46% – совсем недавний автомобиль № 2 российского рынка теперь лишь на восьмом месте. А бывшая лидером «Калина» с падением на 45% откатилась на пятое. Вся надежда на новое поколение, продажи которого стартовали в июне. Между тем АВТОВАЗ за полгода снизил выпуск почти на треть. У компании «Рено» свой локомотив – кроссовер «Дастер». Бьет все рекорды: за полгода продажи выросли в 3,3 раза, он занял четвертую строчку рейтинга! «Логан» (девятое место) и «Сандеро» (четырнадцатое) молча уступили позиции перспективному новичку и теперь дожидаются появления своих новых поколений (обещают в конце года), которые будут собирать уже на АВТОВАЗе.

«Киа» нынче идет на третьем месте, обогнав съехавший на пятую строчку «Шевроле». Ее локомотив – «Рио», поднявшийся за год с шестой позиции на третью. Но общий рост модели скромен – всего 5%. Ей сыграл на руку спад продаж у конкурентов, в первую очередь у «Шевроле», чья «Нива» уже не самый популярный в России вседорожник. Теперь у нее второе место после «Дастера».

«Хёндэ» поднялась на четвертое место (тоже за счет «Шевроле», причем динамика продаж у нее вообще нулевая, а спрос на «Солярис» упал на 2%).

На позиции «Шевроле» давит и «Фольксваген», который полгода назад был седьмым, а ныне шестой. И кто сказал бы еще недавно, что калужский «Поло» (шестое место, год назад – восьмое) будут покупать охотнее, чем более дешевую «Приору»! А ведь это так. Больше того, «Поло» обошел по продажам «Форд-Фокус», сместившийся с четвертой позиции на седьмую (– 24%).

Отмечу, что пятнадцать самых популярных моделей – российского производства. Среди импортных первой (но на общей шестнадцатой позиции) идет «Тойота-RAV4».

В целом, как сообщил Росстат, выпуск легковых автомобилей в первом полугодии 2013 года снизился на 2,7% – до 928 тыс. штук. При этом выпуск российских иномарок, напротив, вырос примерно на 5% – до 722 тыс. машин.

Правительство тем временем пытается переломить ситуацию в автомобильной отрасли. В июле вступила в силу новая программа кредитования. По ней можно приобрести модель отечественной сборки ценой до 750 тыс. рублей. За машину должна быть внесена предоплата в размере 15%; срок возврата кредита – до трех лет.

Государство готово компенсировать покупателю часть процента по кредиту (2/3 ставки рефинансирования ЦБ). В переводе на понятный язык это означает, что придется переплатить не 15%, а около 10%, что уже неплохо. За полтора года планируется продать по новой программе полмиллиона машин.

Подпишитесь на «За рулем» в