Оседлать "тигра"

ОСЕДЛАТЬ «ТИГРА»

]

ТЕХНИКА

/КОРОЛИ БЕЗДОРОЖЬЯ

ОСЕДЛАТЬ «ТИГРА»

ОН РАЗРАБОТАН В РОССИИ ПО ЗАКАЗУ ОАЭ

ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ

Продукция российского ВПК хорошо известна на мировом рынке вооружений. Но здесь случай иного рода — пожалуй, впервые в России небольшая инжиниринговая компания выполнила иностранный заказ на разработку такой техники. Причем выступила не просто посредником между зарубежной фирмой и нашим «почтовым ящиком», а как основной разработчик и координатор проекта.

Чуть больше года назад Bin Jabr Group из Объединенных Арабских Эмиратов заказала нижегородской компании IST — «Промышленные компьютерные технологии», профинансировала разработку и изготовление трех прототипов многоцелевого автомобиля повышенной проходимости «Тигр» (Tiger) грузоподъемностью две тонны. К работам были привлечены Горьковский автомобильный, Арзамасский машиностроительный, авиационный заводы, а также ряд других предприятий автомобильной и оборонной отраслей.

Военное предназначение «Тигра» нигде в официальных пресс-релизах не упоминается, но догадаться о нем нетрудно. В последние десятилетия сложилась специфическая компоновка машин такого рода: двигатель и коробка передач позади переднего моста, по обе стороны силового агрегата — места для водителя и пассажиров. Наиболее известен из подобных американский «Хаммер», есть такие автомобили и в Европе — испанский «Уро Вамтак», итальянский VAT, швейцарские «Игл» и «Бухер».

Аналогичная схема была использована и для «Тигра». Каковы ее достоинства? Передний редуктор и двигатель расположены «ступенькой», а не друг над другом «в два этажа» — сравнительно небольшая высота автомобиля делает его менее заметным для противника и придает большую устойчивость. Значительная ширина добавляет свои плюсы: перевернуть машину на косогоре или близким разрывом практически невозможно, да и колея от грузовика будет ей впору. Сдвинутый назад тяжелый силовой агрегат обеспечивает равномерную загрузку ведущих осей. Экипажу, конечно, тесновато в двух корытообразных углублениях по сторонам разросшегося центрального тоннеля, зато меньше вероятность пострадать на оказавшейся меж колес мине.

По желанию заказчика «Тигр» оснастили дизелем «Камминс» с огромным крутящим моментом 705 ньютон-метров. Мотор агрегатирован с автоматической коробкой передач «Аллисон» — по сравнению с механической она проще в управлении, что немаловажно для быстрого обучения водителей и особенно в бою. В тяжелом грунте — а барханы и температура до +50°С фигурировали в техническом задании — имеет значение еще одно ее достоинство — непрерывность тяги, даже при переключении передач. Добавьте понижающую передачу в раздаточной коробке, возможность полной или частичной блокировки всех трех дифференциалов, централизованную систему подкачки шин, дорожный просвет 0,4 м — и поймете, что в проходимости с «Тигром» тягаться трудно. Особое внимание создатели уделили простоте конструкции и надежности в эксплуатации. Показательно наличие кондиционера — чем солдат хуже обычного водителя?

Разработка и изготовление трех опытных образцов — с двух- и четырехдверными алюминиевыми кузовами, а также бронированного — заняли ровно год. Весной машины отправили заказчику в ОАЭ и там впервые показали широкой публике на выставке военной техники и вооружений в Абу-Даби. До конца лета их будут испытывать в пустыне, а затем решится вопрос о серийном производстве. Где выпускать «тигры», пока не определено, однако, скорее всего, не в России — наши заводы поставят лишь некоторые узлы и агрегаты.

TIGER

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: конструкция — алюминиевый или бронированный кузов на стальной несущей раме; снаряженная масса — 4300–5000 кг; грузоподъемность — 2000 кг; максимальная скорость — 140 км/ч; запас топлива — 140 л. РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4640(4815); ширина — 2200; высота — 2000; колесная база — 3000; колея — 1840; дорожный просвет — 400. ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ: угол въезда/съезда — 52°/52°; преодолеваемый подъем — 100%; глубина преодолеваемого брода — 1,2 м; радиус поворота — 8,9 м. ДВИГАТЕЛЬ: «Камминс-ISB 225» — дизельный шестицилиндровый рядный, с турбонаддувом, четыре клапана на цилиндр; мощность — 168 кВт/ 225 л. с. при 2400 об/мин; крутящий момент — 700 Н.м при 1400 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная; коробка передач — «Аллисон», автоматическая, четырех- или пятиступенчатая; раздаточная коробка — двухступенчатая; блокировка межосевого дифференциала и межколесные дифференциалы повышенного трения. ПОДВЕСКА: независимая торсионная. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: с гидроусилителем. ТОРМОЗА: гидравлические двухконтурные с пневмоусилителем. ШИНЫ: «Мишлен V335/80R20» с автоматической подкачкой.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии