Авто для поднебесной

АВТО ДЛЯ ПОДНЕБЕСНОЙ

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ВОСТОЧНЫЙ СОСЕД

АВТО ДЛЯ ПОДНЕБЕСНОЙ

ЗДЕСЬ ВСЕ ВЕЛИКОЕ:

И СТЕНА, И РЕВОЛЮЦИИ.

САМУЮ ПОСЛЕДНЮЮ НАЗЫВАЮТ

АВТОМОБИЛЬНОЙ...

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

МИЛЛИОН БОГАТЫХ СРЕДИ МИЛЛИАРДА БЕДНЫХ

Что-то не слышно об очередях из агентов мирового автобизнеса, желающих строить свои машины в России. Иностранные компании лишь слегка обозначают присутствие на нашем рынке, не более. Совсем иная картина перед Великой китайской стеной: производители из Старого и Нового Света наперебой уговаривают правительство КНР разрешить им выпускать свои модели на территории Поднебесной. Чиновники выбирают лучшее и самое современное — еще ни разу не была выдана лицензия на устаревшую технику. «Ярис», «Поло» — все только последнего поколения.

Кто же купит все эти сотни тысяч (!) недешевых авто? Сейчас в стране, где автопарк насчитывает лишь около 10 миллионов единиц, «правами» обладает примерно 50 миллионов человек. Произвести и продать, будем считать, недостающие 40 миллионов — от такой перспективы у концернов просто дух захватывает. Но вот смогут ли китайцы, получающие на престижной работе — сборке " Ауди А6" — около 250 долларов в месяц, оплатить эти автомобили? Здесь начинает работать закон очень больших чисел. Население КНР по официальным данным составляет 1,28 миллиарда человек, так что даже сорок миллионов — это всего... три процента, и они вполне могут прийтись на "новых богатых", как их называют в Китае.

Сколько всего поглощает сегодня бездонный китайский авторынок? Пока вместе с импортом новых и подержанных авто «лишь» около 600 тыс. машин в год. Но со вступлением КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО) следует ожидать падения ввозных пошлин со 100 до 25%, а это можно сравнить разве что с прорывом дамбы: уже в 2006 году цены могут снизиться на 60%, что немедленно удвоит платежеспособный спрос.

В ПЕКИН, В ПЕКИН, В ПЕКИН!

Фирмы задумываются сегодня о производстве в КНР специально ориентированных на массового китайского покупателя моделей. У «Фольксвагена» это проект А000 с объявленной демпинговой ценой 5–7 тысяч долларов. Впрочем, несмотря на дешевый двухцилиндровый двигатель в 35 сил и ничтожную, по европейским меркам, часовую ставку сборщиков 2,5 доллара, пока опустить ценовую планку ниже девяти с половиной тысяч не удается. Но труды инвесторов не проходят даром: в 2000 году «Фольксваген» собрал и продал в Китае 95 тысяч «джетт» и 17 тыс. «А6», на дисплее которых гордо загораются иероглифы вместо латиницы.

О массовой «китайской» модели задумался и гигант «Джи-Эм». Он видит в этой роли «Бюик-Сэйл» стоимостью около 12 000 долларов. Машина создана на базе популярнейшей «Корсы», делают ее на совместном предприятии в Шанхае. Этот семейный седан потребляет около 6 л/100 км, отвечает экологическим нормам Евро II, оборудован гидроусилителем руля, подушками безопасности, АБС и прочими приятными автолюбителю «мелочами». Российский неудачник «Блейзер» тоже приобрел китайскую прописку: в конце прошлого года из ворот очередного СП с китайской компанией FAW (First Automobil Works — Первый автозавод) выехал первый белый вседорожник местной сборки. На очереди — полноразмерный пикап S-10. Видно, не зря потрачены 230 миллионов американских долларов.

Не хотят отставать и французы. Во второй половине года должно начаться производство «ситроеновской» «Ксары Пикассо» на предприятии в Вухане. Пока это будет всего 2000 машин, но уже на 2002 год планируется увеличить выпуск... впятеро! И не удивительно: французам удалось продать здесь в прошлом году ни много ни мало 52 тысячи автомобилей — есть повод для головокружения!

В Шэньяне на севере КНР вскоре начнется строительство завода по выпуску БМВ третьей и пятой серий — до 10 тысяч штук в год. Здесь равноправным партнером немецкого концерна выступает «Бриллиантовая группа» (Brilliance Group), выпускающая нынче мини-бусы.

«Китайская лихорадка» затронула даже производителя эксклюзивных автомобилей «Порше»: в феврале открылось пекинское представительство фирмы. В этом году она намерена продать здесь никак не менее 50 суперкаров — вдобавок к пятидесяти, уже попавшим в КНР неведомыми «серыми» путями. В ближайшей перспективе — открытие салонов «Порше» в Шанхае и Гуанчжоу.

Не стоит, однако, думать, что одними легковушками все и ограничится — грузовики и автобусы тоже пользуются в Китае огромным спросом. И вот уже «Вольво» спешит создать СП в провинции Шаньдун, «Даймлер-Крайслер» хочет собирать в КНР свои «тяжеловесы» и договаривается с упомянутой FAW, а «Фольксваген» и здесь — первый. В Чанчуне делают около 100 тысяч (!) его грузовичков, предназначенных исключительно для местного рынка. Теперь же, с приобретением долевого участия в «Скании», концерн собирается освоить выпуск и более тяжелых (до 16 тонн) автомобилей.

КИТАЙСКАЯ КУХНЯ

Организовать местную сборку западных автомобилей — дело сложное и хлопотное. О китайцах чаще говорят как о торговцах, но не производителях. Опять же — культурный уровень: «Фольксваген», например, долго боролся с манерой рабочих сплевывать на белоснежный пол в сборочном цехе. И все же фирмы ФРГ, привыкшие отвечать за качество своей марки, не жалеют времени и денег на обучение персонала и постоянный контроль за его работой. В китайских городах прочно обосновались немецкие инженеры и менеджеры вместе с семьями — их не смущает даже отсутствие каких-то привычных жизненных благ, например, колбасы и масла в магазинах.

Хозяева капиталов высоко ценят стабильно, без катаклизмов развивающуюся экономику (прирост производства в 2000 году — 8%!), без резких правительственных телодвижений в области налогов и пошлин. Ну и, конечно, впечатляют успехи в дорожном строительстве и росте благосостояния населения. За последние двадцать лет средний уровень жизни китайцев вырос в 4–5 раз.

А что происходит с национальным китайским автопромом? В былые времена он выпускал грузовики а-ля ЗИС и а-ля ГАЗ. Сегодня похвастаться, увы, почти нечем. Правда, в конце прошлого столетия были сообщения о двух собственных разработках: «Мандарин» или «Йанг-Ронг» и «Китай» или «Джун Го». Первый представляет собой семейный микроавтобус и разработан при помощи специалистов из США. К концу нынешнего года обещают выпустить около 7000 четырехколесных «мандаринов» по цене около $20 000. Второй — национальное авто представительского класса, которому суждена, видимо, такая же роль, как зиловским лимузинам в России.

Есть только миг между прошлым и будущим... Именно в этот миг сделаны оба кадра.

Пикап «Шевроле-S10» еще только стоит на очереди.

" Ауди А6" уже в Китае.

«Ксара Пикассо» едет в КНР полным ходом.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии