Совершенно секретно

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ОТЗЫВАЮТ КОРОБКУ

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

КАК МОЖНО СКОМПРОМЕТИРОВАТЬ ДАЖЕ САМОЕ ХОРОШЕЕ ДЕЛО

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

АвтоВАЗ начал профилактическую замену коробок передач на моделях «десятого» семейства, выпущенных с 1997 года по май 2000 года. Воспользоваться бесплатной заменой (всей коробки — на «103-х» и изношенного стопорного кольца — на «2110») вправе все владельцы «десяток» независимо от того, закончился ли гарантийный срок на машину или нет.

Хотите верьте, хотите нет. Но именно такую информацию мы получили на заводе.

Отзыв — об этом мы писали не раз — обычная практика известных мировых производителей, когда обнаружен какой-то дефект в модели и он может проявиться на уже проданных экземплярах, даже если их сотни тысяч. Наш АвтоВАЗ решился на подобный шаг — это событие достойно того, чтобы быть отмеченным в истории нашего автопрома.

МОЛЧАНИЕ — НЕ ВСЕГДА ЗОЛОТО

Странно только, что свою заботу ВАЗ не афишировал. Информация об отзыве появилась на одной из независимых автомобильных страничек в Интернете (официальный сайт АвтоВАЗа об отзыве даже не обмолвился).

Вскоре в редакцию позвонил автолюбитель Юрий Б. (владелец «сто третьей»): просил подтвердить или опровергнуть слухи о бесплатной замене исправно действующих пока коробок на «десятках». Вместе с Юрием мы отправились на СТО «Строгино-ЛАДА», дабы лично убедиться, так ли это на самом деле.

Инженер по гарантии ничуть не удивился нашему визиту: сверил номера запчастей, кузова, двигателя и сказал: «Приезжайте на днях — поставим новую коробку».

Мы все же решили кое-чем поинтересоваться:

— Где, например, можно прочитать, что объявлена замена коробок?

— Да хотя бы в Интернете.

— А если такой возможности нет? Интернет штука дорогая, не у всех есть...

— Значит, будут ездить со старой коробкой.

Поскольку такая замена напрямую связана с безопасностью, мы задали инженеру и такой вопрос: «Когда дефектную коробку „клинит“: на ходу или только при пуске двигателя?» «На ходу...» — равнодушно обронил он.

Подтверждение этому мы получили от другого нашего читателя — Михаила В. Коробка его «десятки» отказала во время движения на скорости 20 км/ч (на второй передаче) прямо посреди перекрестка. Скорость невелика, но застрять на перекрестке — перспектива, согласитесь, не из приятных.

Почему же тогда завод, решившийся на серьезный шаг, молчит? Может, стоит предупредить автовладельцев о соблюдении мер предосторожности, о порядке замены и так далее. Даже если реальной опасности нет, диалог между заводом и потребителями необходим. Отсутствие информации, как известно, порождает слухи, сплетни, бросает тень на тех, кто хранит молчание.

ХОЧЕТСЯ «ПОСТЕПЕННОСТИ»

Собрав информацию, мы направили письмо президенту ОАО «АвтоВАЗ» Алексею Николаеву с просьбой обсудить на заводе возможность открытого отзыва с оповещением через СМИ. Чтобы все заинтересованные смогли вовремя узнавать о принятых заводом решениях, порядке замены, обращений на СТО и т. д. Вот какой ответ пришел к нам из пресс-службы АвтоВАЗа.

«Считаем ваше предложение конструктивным, заслуживающим внимания. Система открытого отзыва автомобилей с привлечением средств массовой информации существует в мировом автомобилестроении и имеет свои преимущества. Система оповещения через ГИБДД, используемая АвтоВАЗом, тоже позволяет оповестить всех владельцев отзываемых автомобилей. Учитывая сложившиеся традиции и ситуацию в России, считаем, что к отзыву автомобилей с привлечением прессы стоит подходить постепенно. Считаем нецелесообразным в один момент отказываться от работающей схемы и переходить на принципиально новые подходы».

РОЗЫСК ПО-СКРОМНОМУ

Итак, пресс-служба ссылается на систему розыска бракованных автомобилей через ГИБДД, не первый год практикуемую АвтоВАЗом. Наш читатель Василий Н. поделился с нами своими наблюдениями на сей счет. В одном из московских отделений ГИБДД он случайно увидел небольшое объявление на стенде: владельцам машин ВАЗ (с такими-то номерами кузова) следует явиться на ближайшую гарантийную станцию.

Можно подумать, что мы ходим в ГИБДД ежедневно, как на работу. Слава богу, нет, значит эффективность такого розыска все равно, что счастливый случай. О том, что ГИБДД особо не утруждает себя такого рода «поиском», убеждает и описанный выше визит на СТО «Строгино-ЛАДА» в феврале с. г. Мы оказались лишь вторыми клиентами, обратившимися за бесплатной заменой КП. А отзыв-то начался еще в ноябре 2000 года!

В общем-то это на руку заводу. Представьте себе, что будет, если к воротам вазовских станций разом явятся все владельцы отозванных «десяток». Где взять столько новых коробок? Но должен ли потребитель вникать в проблемы завода? Тем более, что можно разработать порядок обмена по записи, вызову и т. п. 

Пока в Тольятти рассуждают о преимуществах различных систем, мы связались с Конфедерацией обществ прав потребителей и институтом «Общественный договор» и совместно направили в правительство предложение: внести поправку в закон «О защите прав потребителей», обязывающую производителей широко оповещать об отзыве брака через СМИ. Примут ли депутаты это уточнение, мы узнаем, скорее всего, еще до парламентских каникул, которые начнутся в августе.

ЗНАЙ, КАК ГОВОРИТЬ

Один владелец «сто третьей», узнав от нас об отзыве, позвонил на все ту же СТО «Строгино-ЛАДА» прямо с редакционного телефона. Вежливо-просительно (так уж мы привыкли общаться с «гарантийкой») говорил, что хочет поменять коробку, пока вполне исправную, но «потенциально опасную». Ответ гласил: «Когда сломается, тогда и приезжайте».

Читатель вопросительно поглядел на нас — мол, в чем дело? Мы взяли трубку у незадачливого просителя и позвонили сами. «Инженера по гарантии, пожалуйста! Нас интересует профилактическая замена коробки в сборе на VAZ 21103, начатая по предписанию АвтоВАЗа». И сразу в ответ другим тоном: «Приезжайте...»

Воспользуйтесь этим, если хотите поучаствовать в вазовском отзыве.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии