Прибор ночного видения

ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ СЛЕП, ОЧКИ ЕМУ

НЕ ПОМОГУТ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Были у нас когда-то два производителя фар — «Автосвет» и ОСВАР. Показалось мало. Завезли в страну немецкую «Хелла» чешского производства, появился и российский «Бош» — хорошо, когда есть здоровая конкуренция. Был один производитель ламп — «Лисма», а теперь зайдите в магазин... И все бы хорошо, но только в этой «мутной

водице" начал плодиться откровеннейший "левак". С каждым годом купить качественный товар становится все труднее, а нарваться на подделку все проще. Торговать дрянью взялись и крупные оптовики. Одна из столичных фирм пыталась предложить Торговому дому "За рулем" (нашли кого дурить) добрый десяток наименований "левого" товара: от недорогих лампочек и коммутаторов до головок цилиндров двигателей. Не стали исключением и фары. Одно такое изделие (фото 15) мы умышленно включили в число пятнадцати образцов, отправленных нами на проверку.

КАК ЖЕ ВАС МНОГО!

Охвачены оказались почти все отечественные легковые автомобили и четыре поставщика светотехники к ним: «Автосвет», ОСВАР, «Бош» и «Хелла» (отличить изделия одного из них от другого проще всего по эмблемам на рассеивателях). Один производитель остался неизвестен. Хотя он тщательно маскировался под «восьмую» фару от фирмы «Автосвет», «левое» происхождение било из него как дальний свет. Не поленились взять и четыре лампочки — две «хорошие» (Н4 и Н1) и две «плохие» (Н4 и Н1). Впрочем, «плохие» можно писать и без кавычек, они действительно для работы непригодны.

Для полноты картины прикупили по паре комплектов прозрачной «защиты фар» для VAZ 2104 (2105, 2107) и VAZ 2108 (21099), якобы от летящих с дороги камней. Выбирали получше (если это слово здесь вообще уместно) — не из дешевого пластика, а из органического стекла, эдакие очки для автомобиля. Назовем накладки с темной полосой сверху «номером 1», а с мелкой темной сеткой по всей поверхности — «номером 2» (фото 7). Для каждой из возможных комбинаций фара-лампа-накладка проверили освещенность в основных контрольных точках (см. рисунок) в режимах ближнего и дальнего света. В общем, цифр получилось несметное количество, поэтому разбираться в них будем не спеша.

ПРИВЕТ ДИЗАЙНЕРАМ

Для начала попробуем ответить на общий вопрос «как светят отечественные автомобили». Несмотря на то, что каждый из читателей готов ответить на заданный вопрос заочно (уверены, ответы будут разными), придержим на время свое мнение и доверимся протоколу испытаний.

Несмотря на общую картину «кто во что горазд», тендеции прослеживаются довольно четко. Три первых места заняли VAZ 2108, GAZ 3102 и VAZ 2105. Обратите внимание: все победители прямоугольной формы и довольно большой высоты, а автомобили далеко не самой первой свежести — без претензий на «современный дизайн». В хвосте, с худшими результатами, как и ожидалось, осталась оптика для «копейки», «Нивы» (рассеиватель тот же) и — не угадаете! — для VAZ 2115. Не удивляйтесь: проиграли по всем статьям старые фары круглой формы и новые фары с «современным дизайном». На всех современных (скажем, европейских) автомобилях фары все увеличиваются в размере, залезая на передние крылья машин. И только в России у «современных» VAZ 2115 и VAZ 2110 меньшая по сравнению с предшественницей «девяткой» высота фар. То же относится к «Святогору», чьи «узкие глазки» уступают обычным, что стоят на «сорок первом». А чем меньше высота фары, тем труднее заставить ее нормально светить — это должно быть понятно. У малышки «Оки» фара «правильной» формы, но уж больно маленькая. Светит лучше, чем названная выше тройка аутсайдеров, но от лидеров отстала далеко.

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА

Прежде чем предложить читателям перейти к самостоятельному просмотру экспозиции (фотографий фар и результатов теста), поясним, что к чему.

Правила ЕЭК ООН требуют: освещенность в одних контрольных точках (см. рисунок) должна быть не больше определенных значений, чтобы не слепить встречных водителей, а в других — не меньше, чем положено: водитель должен видеть дорогу и часть правой обочины. Принцип «меньше — лучше» распространяется на точки В-50L и 0–0 (режим ближнего света), «больше-лучше» относится к точкам 50R и 75R в режиме ближнего, а также к точке Н и максимальному значению освещенности в режиме дальнего света.

Предписанные нормы (точные цифры в таблицах) должны соблюдаться неукоснительно для фар, попадающих на сертификацию, или с 20%-ным допуском — для серийной продукции (читай — магазинной). Чтобы не слепить встречных, положено, например, иметь в точке В-50L не более 0,48 люкс (с учетом 20%). Наши испытуемые показали в среднем 0,404, с диапазоном от 0,22 (VAZ 2108) до 0,78 (VAZ 2106). Смекните, у какого автомобиля больше шансов провалить инструментальный контроль «по свету» (по крайней мере, проходя его честно). Чтобы нормально видеть дорогу, в другой точке — 75R — положено иметь не менее 12 люкс. У наших подопытных от 10,0 («Нива», «копейка») до 24,2 (опять VAZ 2108), а среднее значение 14,77.

Не лучше обстоят дела с дальним светом: норма максимальной освещенности — не менее 48 люкс, имеем — от 46,8 (VAZ 2115, смешно, не правда ли?) до 164,8 (М-2141, но не «Святогор», GAZ 31029/">GAZ 31029, "Газель" и др.). Среднее — 92,9. Разброс значений по трем указанным параметрам в 3,55; 2,42 и 3,52 раза соответственно. Осредним, хотя это не вполне корректно. Выйдет, что отечественные фары различаются по "качеству работы" в 3,16 раза! А ведь должны быть одинаковыми, стандарт на всех один.

Чтобы не помещать на страницы журнала сотни цифр, решили привести выборочные данные в сводной таблице, а по фарам VAZ 2108 (ОСВАР) и VAZ 2105 («Автосвет») привести подробную информацию: что дают разные лампы (хорошие и плохие) и каждая из «накладок».

ПОЖАЛЕЙТЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

Мы, конечно, не призываем выбирать автомобиль по возможностям его головного освещения (это, кстати, не так уж смешно). Но еще раз предлагаем обратить внимание на недопустимость использования дешевых ламп, пластиковых накладок и прочего. Сравните: лучшая фара с хорошей лампой в точке 75R (ближний свет) показывает 24,2 люкса. Она же с дешевой лампой выдает 12,3, с «накладкой № 2» — 5,9, а с дешевой лампой и накладкой одновременно дотягивает только до 3,2! Вдумайтесь, отличие в 7,6 раза! Другой убедительный пример: дешевая лампа в «бошевской» фаре для вазовской «десятки» (без накладок) снизила освещенность в той же точке с 12,6 до 5,6. Ответьте, хотя бы сами себе, стоит ли экономить на лампе 30–40 рублей, чтобы потом ездить почти вслепую — «по приборам».

Вал «оптического левака» захлестнул не только «дикие» рынки, но и прилавки вполне цивилизованных магазинов. Сколько раз мы писали о поддельных лампах, фарах, а их все больше и больше. Кто-нибудь вообще контролирует, чем торгует тот или иной продавец? Автомобильная светотехника, между прочим, подлежит обязательной сертификации. Это же безопасность в чистом виде.

1. Фара VAZ 2108

Изготовитель / ОСВАР

Цена / 430 руб.

Оценки: ближний свет — отлично; дальний свет — удовлетворительно; ослепление встречных — минимальное.

2. Фара VAZ 2110

Изготовитель / «Автосвет»

Цена / 1030 руб.

Оценки: ближний свет — удовлетворительно; дальний свет — удовлетворительно; ослепление встречных — минимальное.

3. Фара VAZ 2110

Изготовитель / «Бош»

Цена / 1200 руб.

Оценки: ближний свет — удовлетворительно; дальний свет — отлично; ослепление встречных — очень сильное.

4. Фара VAZ 2115

Изготовитель / «Автосвет»

Цена / 975 руб.

Оценки: ближний свет — удовлетворительно; дальний свет — плохо; ослепление встречных — слабое.

5. Фара VAZ 2106

Изготовитель / «Автосвет»

Цена / 240 руб.

Оценки: ближний свет — удовлетворительно; дальний свет — хорошо; ослепление встречных — недопустимое.

6. Фара VAZ 2121

Изготовитель / «Автосвет»

Цена / 210 руб.

Оценки: ближний свет — очень плохо; дальний свет — хорошо; ослепление встречных — очень сильное.

7. Фара VAZ 2105

Изготовитель / ОСВАР

Цена / 430 руб.

Оценки: ближний свет — удовлетворитель-но; дальний свет — удовлетворительно; ослепление встречных — сильное.

«Накладки № 2» на фары VAZ 2105, такие же были для VAZ 2108.

8. Фара VAZ 2105

Изготовитель / «Автосвет»

Цена / 625 руб.

Оценки: ближний свет — удовлетворительно; дальний свет — хорошо; ослепление встречных — допустимое.

9. Фара М-2141 «Святогор»

Изготовитель / «Хелла»

Цена / 1100 руб.

Оценки: ближний свет — хорошо; дальний свет — хорошо; ослепление встречных — сильное.

10. Фара GAZ 31029/">GAZ 31029, М-2141 

Изготовитель / ОСВАР

Цена / 300 руб.

Оценки: ближний свет — плохо; дальний свет — удовлетворительно; ослепление встречных — слабое.

11. Фара — GAZ 3102

Изготовитель / «Автосвет»

Цена / 310 руб.

Оценки: ближний свет — хорошо; дальний свет — хорошо; ослепление встречных — слабое.

12. Фара М-2141 «Святогор»

Изготовитель /"Автосвет".

Цена / 850 руб.

Оценки: ближний свет — хорошо; дальний свет — удовлетворительно; ослепление встречных — недопустимое.

13. Фара GAZ 31029/">GAZ 31029, М-2141 

Изготовитель / «Бош»

Цена / 500 руб.

Оценки: ближний свет — хорошо; дальний свет — отлично; ослепление встречных — сильное.

14. Фара VAZ 1111

Изготовитель / «Автосвет»

Цена / 320 руб.

Оценки: ближний свет — удовлетворительно; дальний свет — удовлетворительно; ослепление встречных — слабое.

15. Фара VAZ 2108

Изготовитель / неизвестен (подделка)

Цена / 350 руб.

Оценки: ближний свет — н. д.; дальний свет — н. д.; ослепление встречных — н. д. 

Подделка: при вскрытии коррозия видна

невооруженным глазом, нет зеркального покрытия отражателя указателей поворота, корпус из полистирола вместо ABS-пластмассы, отсутствуют штампы ОТК, не удалось вставить лампу!

«Плохая» (слева) и «хорошая» (справа) лампы Н4. В тесте использовались также «плохая»

и «хорошая» Н1.

На рассеивателях фар можно найти эмблемы производителей: Bosch...

...Hella...

..."Автосвет" (буква "К" означает г. Киржач)...

...и ОСВАР.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии