Тест «Туринга»: Q&A-сессия Texaco и гонщиков RRC-2013 по итогам сорванного финала в Тольятти

Накануне решающего 8-го этапа Чемпионата и Кубка страны по кольцевым гонкам Зарулем.РФ привел опасения гонщиков относительно городской трассы и официальные ответы Российской автомобильной федерации. Команды все же приехали. Привезли технику, поселились в Тольятти, занимались настройками машин. Увы, как подтвердила практика, волнение пилотов оказалось обоснованным.

Вечер пятницы. Уже должны были состояться тренировки, а на сайте российской гоночной серии RRC (Russian racing championship) – ни одного протокола. Волнение, звонок члену тольяттинской судейской бригады – и в ответ устало-раздраженное: «Тренировки? О чем ты – трасса не готова!»

Несмотря на уверения организаторов этапа, что все будет тип-топ, выяснилось, что квалифицированную медпомощь на временном автодроме оказать не смогут. Ураган в ночь с пятницы на субботу порушил палаточный городок (каково механикам работать в таких условиях!) и даже сместил защитные барьеры из покрышек.

Гоняться в таких условиях? Крайне опасно. Ударный двухлитровый зачет, который возглавляют болиды класса «Туринг», все же прохватил пару пристрелочных кругов по трассе. Выяснилось, что скорость на подходе к шикане – около 220 км/ч, а в борьбе двух пилотов правильно зайти в нее может лишь один. Начали менять конфигурацию, а это означает очередную головную боль инженерам команд – машины надо перенастраивать…

Неопределенность тянулась до середины субботы. Единственный компромисс, который смогли предложить официальные органы командам – изменить регламент и провести за уикенд одну гонку вместо запланированных двух. Понравилось это не всем: люди приехали бороться за победу в Чемпионате, а новый вариант в дополнение ко всем напастям ограничивал их шансы на равное соперничество. В итоге в воскресенье 29 октября провели лишь зачетные гонки в классе «Суперпродакшн» и разыграли Кубок «Лада Гранта», некоторые участники зачета «Национальный» промчали просто так, на радость зрителям.

Выходит, в «Туринге», «Туринг-Лайте» и «Национальном» чемпионы не определены до сих пор. Их назначат на октябрьском совещании РАФ, утвердив механизм подсчета очков. Ведь пройди все по плану – и по принятой в российском чемпионате системе из набранных за сезон очков вычли бы два худших результата в гонках. Справедлива ли такая методика, когда вместо восьми этапов состоялось лишь семь? Может, стоит вычесть только одну гонку? Или считать за худший именно «нулевой» тольяттинский этап, на который команды, несмотря на опасения, приехали в полной готовности?

На сегодняшний день официальный сайт соревнований дает следующую расстановку по спорным классам. В «Туринге» наибольшее количество очков за сезон добыл Олег Петриков. «Туринг-Лайт» до решения РАФ сейчас возглавляет Владимир Удаленков. «Национальный» - Андрей Масленников.

Есть такой тест Тьюринга: человек втемную общается с одним живым собеседником и компьютером. Он должен понять, какой собеседник настоящий, а который – программа, которая пытается ввести его в заблуждение. Тест «Туринга» в конце кольцевого сезона покажет, насколько продуктивным может быть общение гоночных команд и органов спортивной власти.

По итогам сорванного финала Russian Racing Championship (RRC) в классах «Туринг» и «Туринг-Лайт» известный бренд смазочных материалов Texaco организовал встречу с заинтересованными лицами. На мероприятие были приглашены лидеры текущего гоночного сезона в обоих классах – Олег Петриков и Владимир Удаленков, представители команд A.M.G.Motorsport и Зенит-Моторспорт Михаил Девель и Михаил Коновалов, директор и пилот команды B-Tuning Андрей Севастьянов, а также руководитель комитета скоростных соревнований Российской автомобильной федерации (РАФ) Михаил Бонч-Осмоловский.

Андрей Севастьянов так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «За некоторое время до предстоящего соревнования мы обратились в РАФ с предложением рассмотреть возможность переноса соревнования на стационарный автодром. Авторами просьбы были 25 пилотов. Во время седьмого этапа в Нижнем Новгороде я лично беседовал с представителями РАФ. Я еще раз поднял данный вопрос, выяснял, существует ли возможность переехать на любую другую стационарную трассу и что именно этому мешает. Мы акцентировали внимание на вопросах безопасности тольяттинской трассы, так как за 10 лет ее существования практически ничего не изменилось в конфигурации трассы, в то время как машины, принимающие участие в этих гонках стали значительно дороже, мощнее и быстрее. Когда-то там выступали машины мощностью 100 л.с., сейчас - свыше 300 л.с. Трасса не имеет боксов, поэтому был устроен палаточный городок, что в условиях прохладной погоды не самый лучший вариант. Участвовать в предложенных условиях я и пилоты моей команды отказались».

В ответ на комментарий Севастьянова Михаил Бонч-Осмоловский ответил следующее: «Все должны понимать, что речь идет о временной трассе. Она появляется непосредственно перед соревнованием. До этого проверяются только спортивная концепция дороги и какие-то общие аспекты. Ее признают готовой только тогда, когда на трассе есть комплекс мер безопасности, в частности наличие реанимационного автомобиля. Мы рассмотрели письмо от участников соревнования и после этого направили обращение к организатору этапа с просьбой обратить внимание на безопасность трассы. В своем ответе организаторы заверили нас, что все необходимые меры будут приняты. Однако при проверке оказалось, что, несмотря на наличие на трассе машин реанимации и скорой помощи, их комплектация и врачебный персонал не соответствовали требованиям. Именно по этой причине были отменены заезды в пятницу и субботу утром. Что касается результатов, то они будут объявлены после заседания спортивного совета РАФ 30 октября».

Непосредственные участники событий также поделились впечатлениями от этапа в Тольятти. Михаил Коновалов: «Мы предлагали сделать удвоенное количество очков за гонку, в этом был бы смысл для нашей команды, но нам отказали, не предлагая никакого компромисса. Нас никто не слышал».

Владимир Удалёнков: «Надо подчеркнуть, что мы не отказывались от участия в соревновании. Мы отказывались от участия в соревновании с определенным регламентом, в котором нам не оставляли шансов бороться за победу. И это была принципиальная позиция нас как гонщиков. То есть, мы не боялись ни погодных условий, ни конфигурации трассы. Мы требовали предоставить нам возможность бороться в честных равных условиях за то, чтобы стать победителями. Нам такой возможности не дали».

Михаил Девель: «К сожалению, РАФ не самая богатая организация и перенести этап даже по объективным причинам не так просто. Я, как представитель команды A.M.G. Motorsport, рад, что мы не приняли участие в этой гонке, потому что целых машин на финише там бы не было. То состояние, в котором организаторы этапа предоставили трассу на инспекцию, было безобразным. Балансируя на грани закона и беззакония, все-таки провели какие-то соревнования. Слава богу, что они состоялись, потому что иначе был бы гораздо больший скандал. Просто это всем урок. И федерации, и комитету кольцевых гонок. Когда гонщики пишут тревожные письма, нужно все же к ним прислушиваться».

Не остались в стороне и официальные партнеры RRC, от которых выступил Сергей Назаров, координатор автоспортивных проектов ООО «Yokohama Rus»: «К сожалению, вышел какой-то смазанный финал. Ничего нет плохого в Тольятти. Там очень много любителей автоспорта, которые даже в плохую погоду пришли посмотреть на гонки. Мы, безусловно, потеряли долю своих продаж на этом этапе. Очень жаль, что не стартовали классы «Туринг» и «Туринг-лайт». На мой взгляд, было бы проще перенести эти гонки на любую другую стационарную трассу. Например, я помню, однажды весь сезон гонки проходили в Мячково. Ничего придумывать не нужно было, достаточно много людей приходило. Но в таком варианте широкой географии нет, и людям нельзя показать, что такое кольцевые гонки. К сожалению, очень мало людей в России знает, что такое кольцевые гонки и что у нас вообще есть автомобильный спорт. Поэтому хочется, чтобы организация соревнований была на уровне, приближенном к европейскому».

PR-директор бренда Texaco Анна Гарбузова подвела итоги встречи: «Несмотря на непростую ситуацию, которая сложилась на финальном этапе RRC, мы не собираемся останавливаться перед трудностями. Безусловно, такие события наносят урон не только репутации РАФ, но и приводят к финансовым потерям спонсоров, которые поддерживают российский автомобильный спорт. Награды гонщиков должны распределяться в честной борьбе, а не за закрытыми дверями. Мы будем отстаивать интересы наших гонщиков ради справедливых решений со стороны комиссии и приложим все усилия, чтобы продолжить популяризацию автоспорта в России».

Подпишитесь на «За рулем» в