Ищем в Карелии 3500 изменений новых Volvo

Амулетом Сампо, несущим счастье, одарил свой народ финско-угорский бог Ильмаринен. В битве с колдуньей оберег разбился, разлетелись осколки по Карелии. По преданию, собрать их, вернуть волшебство по силам тому, кто мчится и проникает всюду, подобно ветру. Совершить этот подвиг взялись автожурналисты на автомобилях Volvo образца 2014 года.

Volvo - 2014:за волшебством www.zr.ru

Volvo - 2014:за волшебством www.zr.ru

Карелия, рядом со Швецией

Потрясение красотой края отвлекало от «сживания» с автомобилями, особенно когда дорога вывозила из-под дождя в золотую осень. Озера отражали плотную зелень хвои с желтыми, ярко-красные всплесками листвы. Глядя на берега с валунами и ниспадающие к ним склоны, мой спутник произнес: «Как в Швейцарии!». Не бывал, но если судить по фотографиям, здесь иначе — ни штриха от кукольных декораций... Срубы в деревнях, в которые мы пробирались в поисках пазлов Сампо, испокон из мощных бревен. Жилье, сеновал, эллинг, хлев — все под единой громадной крышей, чтобы лишний раз не отворять дверь стуже…

Volvo - 2014:за волшебством www.zr.ru

Volvo - 2014:за волшебством www.zr.ru

Здешние природные условия близки к скандинавским, объяснил Джон Стек, президент Volvo Car Russia, потому маршрут испытательного пробега и проложен по Карелии. В него отправились машины топовых комплектаций S60, S80, XC60, XC70 и новенький хэтчбек V40 Cross Country.

Президент Volvo Kar Russia Джон Стек.

Доводка — это перманентно

Усовершенствований в машинах (от технологических до дизайнерских) больше 3500, сообщает производитель. Цифра впечатляет и требует разъяснений. Столько — на круг. Одни новации вошли во все или почти все модели — скажем, пакет салонного освещения, новые цвета кузовов, искусные рукоятки на рычагах АКП (за изящество и своеобразие формы их надо признать новой фирменной фишкой). Только в S60 и XC60 монтируют второе поколение активных фар дальнего света (лучи света выходят с поля зрения водителей встречных машин).

Преувеличением было бы сказать, что все привнесенное ошеломляет уникальностью. Адаптивный круиз-контроль, корректировка луча фар в направление поворота, подогрев руля и ветрового стекла, подрулевые лепестки ручного переключения передач и иные системы уже устанавливают в машины других брендов, причем некоторые из них — уже несколько лет. Заслуга шведов, пожалуй, в том, что они продолжают «вылизывать» эстетику, эргономику, поднимают техуровень, как и уровень комфорта своих авто, гармонизируют связь водителя с электронными средствами управления, делая машину, наподобие Сампо, счастливой для ее обладателей. В чем, на мой взгляд, особенно преуспели со спортседаном S60 и кроссовером XC60.

Но вначале об испытаниях «талантов» легковушек, благодаря которым за Volvo удерживается репутация производителя самых безопасных авто.

Ассистент, и не больше

Тест «ассистента при парковке» словно втащил в рекламный телеролик. Задача: стать у бордюра между машинами. На центральной консоли жмешь кнопку с символом «Р» — на дисплее панели приборов появляется цветная схема, отражающая все, что за бортом (справа или слева — задаешь рычажком поворотника). Как только подходящее местечко обнаружено, проезжаешь чуть вперед, включаешь задний ход — и бросай руль и педали: автомобиль сам впишется в пространство. Водителю остается, отслеживая по дисплею, вовремя затормозить перед линией предельного сближения с задней машиной. Затем включить Drive, снова оставить в покое руль и педали — машина осторожно продвинется вперед. Последнее действие водителя — затормозить, когда на дисплее под звуковое сопровождение возникнет линия опасности перед передним бампером.

В чем идея? Ассистент парковки предельно точен, заезжает с первого раза, без угрозы зацепить соседей. За полсотни примерно попыток — ни единого сбоя. А пространство, в которое машине приходилось вписываться, оцените по фото.

Резина-то переживет...

А дальше случился конфуз с устройством предупреждения наезда на пешехода. «Увидев» ходока, автомобиль обязан, если водитель проморгал, экстренно затормозить, замереть. Но, пояснил инструктор, система среагирует при скорости не выше 30 км/час. Поедешь быстрее — не сработает.

Машину я разогнал, направил на манекен, отстранил ногу от педалей. А система сама «проморгала» — резиновый муляж получил тычок бампером в «колено» (я успел метнуть ногу к педали тормоза, что спасло беднягу от множественных«переломов», если не хуже). Может, увлекшись, перебрал скорость? Во второй попытке скорость точно не вышла за рамки дозволенного, однако, «катастрофа» повторились. Техконсультант предположил, что инструктор ошибся при процедуре активации функции. Ее выключили, включили по правилам — и заработала. Видимо, переклинило случайно... Необычное, скажу вам, ощущение, когда пусть и в смоделированной, но потенциально опасной ситуации машина что-то делает без твоего воздействия...

Примерно на десятой-пятнадцатой попытке (за рулем уже сидел коллега) систему вновь перемкнуло — и манекена подмяло под бампер... Надо думать, нелады только на этой машине. Должна система работать хотя бы потому, что шведы ее презентовали четыре года назад.

Все равно нельзя, выходит, абсолютно полагаться на электронику в особо опасных ситуациях (а много ли у автомобилиста «не особо»?), даже если это устройство Volvo. Пока не получим 150-прцентную гарантию срабатывания, надежнее ее подстраховывать.

Еще о безопасности. Смотрим на приборку: здесь все настолько броско, что и не захочешь — усвоишь. И движется. На цифровом спидометре постоянно меняются крупные цифры. Правее от него вверх-вниз ходят «поплавки» значений мощности и расхода топлива. Левее цифры моментального (если выбрать этот режим) расхода. При включенном круиз-контроле появляется пиктограмма, дающая представление о дистанции до впереди идущего автомобиля.

Бдительная система слежения за усталостью водителя через какое-то время после старта выводит (гаснет и снова выводит) текст с предложением передохнуть (хотя, по ощущениям нашего экипажа, выводит рановато) и соблазняет символом — чашкой кофе. Какие-то из сигналов сопровождает зуммер.

Плюс новинка в моделях следующего года — функция BLIS (V40, S60, XC60). Ее камеры, вмонтированные ранее под наружными зеркалами заднего вида, уступили место двум радарам под задним бампером, которым чужд отказ при загрязнении. Система, как это было раньше, не только сигнализирует о машинах в «слепых» зонах, но и о приближающихся (в зоне до 70 м) на большой скорости. Это на случай, если решите обогнать или перестроится в соседний ряд. Лампочки-сигналки в зоне просмотра зеркал заднего вида. Еще один козырь радаров по сравнению с камерами - слежение за приближающихся авто при выезде задним ходом с места перпендикулярной или диагональной парковки, когда обзор по сторонам значительно затруднен.

Все это полезно и классно. Но в какой-то мере избыточно — сошлись мы во мнении с коллегами. Идет и необязательная информация. В зону слежения двух радиолокационных модулей BLIS время от времени попадают огни едущего вослед, в твоей полосе автомобиля — скажем, на плавном изгибе дороги, или если задний отклонится от твоей «колеи». И перед тобою вспыхивают сигнальные лампочки. Модули не пропустят ни одной обгоняющей машины, хотя тебе это ни к чему — маневрировать не собирался.

Мысль крамольная, но все же: какие-то функции не лишне отключать — по ситуации. Нужна ли водителю навязчивая подсказка остановиться на отдых, если погожим днем карельского бабьего лета он едет по хорошему шоссе с редкими автомобилями?

Лоси могут быть спокойны

На аэродроме под Петрозаводском разметили классическую «фигурку», но и с заходом-выходом под «лосиный тест». Инструкторы убедительно просили перед переставкой притормаживать: маршрут разметили в расчете на сухую погоду, а тут — дождик. Меняясь машинами, мы раз за разом проходили трассу. Техника держала линии цепко, безукоризненно откликалась на руль, что подстегивало ехать быстрее. На последних кругах в коридоре ускорения перед переставкой спидометр S60 показал за 70 км/час. Машина прошла маневр без намека на юз. Специалист испытательного полигона сухо сказал бы что-то вроде «зачет».

Вообще, S60, на мой вкус, особенно удался Volvo. Вначале подкупила внешность: при всей «накаченности» кузова в экстерьере ощущается дизайнерская умеренность — ничего кричащего. Причем я говорю версии R-Design, как и обновленный XC60, презентованной в нынешнем году. Но она предполагает не только особенные экстерьер и интерьер. Не будем на них задерживаться, как и на вариантах двигателей — об этом мы уже писали, смотрите по ссылкам. Но ходовая, проявившая себя в этом тесте, достойна абзаца с подробностями.

В задней подвеске S60 R-Design амортизаторы однотрубные. В них и сжатие, и возврат контролирует один клапан, с ним амортизатор быстрее реагирует на неровности под колесами. Новые втулки крепления задних амортизаторов к кузову жестче на 20%, чем те, что устанавливали раньше, с ними куда лучше микшируются раскачки и крены. А втулки поперечных тяг жестче на целые 400%, что обеспечивает надежное гашение отскоков и вибраций колес.

Выезд в жизнь

Тест на аэродроме эти достоинства ходовой подтвердил. А как «в жизни»? Организаторы рейда, к их чести, не создавали для машин тепличные условия. Протяженный участок маршрута пролег по второстепенным дорогам и просто сельским гравийкам и грунтовкам. А когда выехали на асфальт, то это была на десятки километров виляющая в лесах двухполоска без обочин, почти все повороты крутые, закрытые стеной деревьев. А еще короткие въезды на перегибы полотна с перепадами высот метра по три-четыре: ты на него взлетаешь, а здесь асфальт уходит резко вправо...

Но никто не собирался плестись. Пока шли по глухомани, где машин, людей и гаишников мало, выжимали тот максимум, который позволяли опыт, здравый смысл и ползущие лесовозы. Мне повезло: по значительной части этого отрезка вел S60 (экипажам машины доставались по лотерее).

На асфальте автомобиль предсказуемо держал любые траектории (к его ходовым достоинствам он еще и был обут в низкопрофильную резину). Удивило то, что S60 уверенно «стоял» и на разной степени паршивости проселках. Лишь однажды корму чуть занесло вправо при переставке, когда обходил ковш высохшей лужи, а под колесами мелкий, пыльный гравий.

Коллеге место за рулем я уступал с соображением: S60 для тех многих горожан, кто любит динамичную, мужскую езду, но не на треке и не на магистрали… Последующее происшествие заставило мысль додумать.

Полцарства за запаску!

Мы вломились на участок ремонта дороги. Под колесами просто гравий быстро вырос в гравий крупнокалиберный. Сбавили темп — неровен час, пробьем колесо. И тут же увидели у обочины коллег на Volvo XC70 — они только что установили докатку. Неподалеку водитель фуры тоже выкатывал запаску, громоздкую, тяжелую. Дальнобойщику мы посочувствовали. Помолиться бы, чтобы от нас отвело, да поздно: правое переднее — в лохмотья.

Мы за запаской… а ее нет. Никто ее не крал — она попросту не предусмотрена комплектацией, в багажнике под нее даже не обустроено место. Теперь мы дальнобойщику позавидовали: у него колесико хоть какое.

Казалось бы, владелец престижного авто имеет право не ломать голову: по звонку примчится техсервис. Но что делать, если вот так, как мы: за полторы сотни км до аэропорта, и самолет ждать не будет? Додуманная за владельца S60 мысль: при всех достоинствах машины, собираясь в дальний путь, запаску брать!

Автопутешественник не мог не поделиться рассказом о приключении, тем более для пользы читателя. Но этот случай, скорее, из разряда сложностей врастания в наш рынок обновленных моделей шведского импортера. Случай не умаляет достоинств по-прежнему интересных, современных автомобилей. В чем-то правы организаторы вояжа по Карелии: сверхъестественными возможностями машины Volvo человека не наделят, но жить с ними проще и приятнее.

Амулетом Сампо, несущим счастье, одарил свой народ финско-угорский бог Ильмаринен. В битве с колдуньей оберег разбился, разлетелись осколки по Карелии. По преданию, собрать их, вернуть волшебство по силам тому, кто мчится и проникает всюду, подобно ветру. Совершить этот подвиг смогут автожурналисты на Volvo образца-2014 — решили организаторы тестового путешествия.

Подпишитесь на «За рулем» в