Диагностическая карта скоро станет вечной

Дезориентировать автомобилистов и спровоцировать подозрения в подлоге со стороны сотрудников станций ТО угрожает неточность в недавнем приказе Минтранса РФ о правилах заполнения диагностической карты при проведении техосмотра. Об этом говорится в письме в редакцию «За рулем.РФ». Мы попробовали разобраться, не преувеличил ли автор-отправитель.
Дезориентировать автомобилистов, спровоцировать подлоги угрожает допущенная неточность в недавнем приказе Минтранса РФ о правилах заполнения диагностической карты при проведении техосмотра, — говориться в письме в «За рулем.РФ». Редакция разбиралась, не преувеличил ли автор. Похоже, нет.

Чтобы стало понятно, о чем речь, вспомним, что до сравнительно недавнего времени водителей обязывали возить с собой и предъявлять автоинспекторам вместе с другими документами талон о прохождении техосмотра. Срок его действия помечался проколотой в картонке дыркой на разграфленном поле с цифровым обозначением месяцев. Гаишники сразу видели, не просрочен ли документ, штрафовали за нарушение даже в случае, когда «талон куда-то подевался». Но водителю была и польза: всегда перед глазами шпаргалка, напоминающая, когда надо предъявить автомобиль на техосмотр.

Порядок этот упразднили. Теперь на станциях ТО по результатам осмотра выдают диагностическую карту, страховщики оформляют полисы автострахования только если ее предъявишь. «Шпаргалка» перекочевала в лучшем случае в бардачок, а то и в домашний ящик с документами, но она есть. А теперь, по воле Минтранса, ее не будет.

Технический эксперт одной из станций ТО Александр Полосков указал в письме в редакцию на пункт 5 приказа Минтранса №274, в котором сказано: «В графе «Срок действия до…» указывается дата, соответствующая последнему дню срока для проведения повторного технического осмотра». Речь вот о чем: если выяснится, что автомобиль при проведении ТО неисправен, владельцу дается до 20 дней на устранение неполадок. Вот этот 20-й, последний день, когда надлежит повторно предъявить машину, но уже в исправном состоянии, и следует записать в обозначенную приказом графу.

Да, но она всегда была законным местом для указания «срока годности» документа в целом. Получается, под запись даты повторного ТО выделено целых две графы — еще одна расположена на оборотной стороне документа. А указать срок действия диагностической карты уже негде, разъясняет техэксперт Александр Полосков и демонстрирует бланк.

Теперь в графе, обведенной зеленым овалом, на лицевой стороне диагностической карты (иллюстрация вверху), нужно указывать то же, что на оборотной стороне в красном овале.

Редакция обратилась за разъяснениями в Минтранс. Пришел ответ: «В графу в диагностической карте «Срок действия до…» вписывается дата повторной проверки, если она необходима. Если транспортное средство прошло первичную проверку, то в эту графу ничего не вписывается. В таком случае карта действительна до следующего техосмотра, периодичность техосмотра прописана в соответствующих законодательных актах для каждого транспортного средства».

Удовлетворит ли разъяснение сообщество техэкспертов? Александр Полосков сказал следующее:

— Надо видеть реальную угрозу ошибок при таком оформлении страховок, а также вероятность подлога. Предположим, приходит к нам автомобилист и заявляет, что потерял диагностическую карту, просит выдать дубликат. Отказать нельзя даже в случае, если документ он получал в другом городе. Сверившись с техпаспортом и правами автовладельца, по базе данных мы находим регистрационную запись, подтверждающую, что действительно диагностическая карта гражданину выдавалась за таким-то номером. Но дата выдачи в базе данных не указывается. И в оформленном нами дубликате мы указываем сегодняшнюю. А происходит это за три дня до окончания срока действия якобы потерянной карты, когда автомобиль обманщика не тормозит, дымит, без зеркал и т.п. Но гражданин следует со «свежим» дубликатом к страховщикам, где введенные в заблуждение клерки оформляют полис… А ведь так же можно поступать подряд не раз и не два. Если такие случаи будут вскрываться, злоумышленниками, боюсь, назовут нас, технических экспертов — мы же оформляли карты.

Или надувательство того проще. Совсем наглые явятся к страховщикам и предъявят диагностическую карту с фактически истекшим «сроком годности», но поскольку он в бумаге не указан, то не уверен, что наглость вскроют. Но это технические эксперты назубок знают законодательные акты и до запятой. Совсем не уверен, что так же хорошо все это знают сотрудники страховых компаний. И будут оформлять страховые «пропуска» для выезда на дорогу автомобилей в ненадлежащем состоянии.

И потом, срок должен указываться, а не угадываться, говорит Александр Полосков. Это не только по здравому смыслу, а по закону, а ему приказ Минтранса противоречит. Выдержка из закона РФ № 170 о техосмотре ТС: «Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия». Это положение не отменено, оно продолжает действовать.

Приказ Минтранса опубликован 29 октября, срок вступления его в действие указан — через 10 дней. Исправить что-либо министерство не успевает.

Подпишитесь на «За рулем» в