Все, что нужно знать о новых водительских правах

5 ноября вступили в силу поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Из-за возникающих до сих пор среди наших читателей вопросов «За рулем.РФ» попытался рассмотреть и обобщить законодательные изменения.

А вы, друзья, как ни садитесь...

С 5 ноября с подачи ГИБДД заметно расширился перечень категорий транспортных средств. По словам представителей дорожной полиции, автомотопарк стал многообразнее, а старая система категорий уже не соответствует уровню его развития. Вот какую градацию предложили в Госавтоинспекции.

Привычные категории A, B, C, D, BE, CE и DE получили подкатегории, призванные упростить жизнь тем, кому не требуется, скажем, управлять полноценным мотоциклом, но необходимо оседлать, к примеру, скутер с мотором объемом 100 куб. см. Такой же принцип применяется к подкатегории А1, в которой оказались мотоциклы малой мощности с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 125 «кубиков» и максимальной мощностью меньше 11 кВт. Кроме того, появилась новая категория — М. Она дает право управлять мопедами и скутерами. Отныне садиться за руль этих транспортных средств без прав запрещено. Открыть эту категорию можно будет тем, кто прошел курс обучения в автошколе, сдал теоретический экзамен в ГИБДД и при этом не моложе 16 лет. Кроме того, управлять мопедом сможет любой водитель, если у него открыта хоть какая-то категория в правах.

Категория прав

Описание ТС

К экзаменам и управлению транспортными средствами допускаются в возрасте с:

М

мопеды и легкие квадроциклы

16 лет

А

мотоциклы, мотороллеры

18 лет

А1

мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт

16 лет

В

автомобили (за исключением транспортных средств категории А), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг

18 лет

В1

трициклы и квадроциклы

18 лет

С

автомобили, за исключением автомобилей категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; автомобили категории С, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг

18 лет

С1

автомобили, за исключением автомобилей категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг

18 лет

D

автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг

21 года

D1

автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг

21 года

Tm

трамваи

21 года

Tb

троллейбусы

21 года

Подкатегории С1Е и D1Е дают возможность управлять транспортными средствами категорий С1 и D1 с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Право на открытие категорий "ВЕ", "СЕ", "DЕ" получат только те, у кого опыт управления категориями "В", "С" или "D" соответственно не менее года. Также годовой водительский стаж потребуется для получения категорий "С1Е", "D1Е".

Особый скепсис при этом вызывает реализация закона в части двухколесных транспортных средств. Непонятно, кто будет контролировать скутеристов. Сегодня по Москве передвигается достаточно много мотоциклистов без номеров и, судя по всему, Госавтоинспекции до них нет дела. При этом «ездуны» без номеров нередко грубо нарушают ПДД – ездят на красный свет, всегда стараются скрыться с места ДТП, а на скутерах рассекают в нетрезвом виде.

Одним из распространенных вопросов среди наших читателей было получение подкатегорий А1, А, В и ВЕ при наличии категорий А и В и придется ли для этого проходить переаттестацию или дополнительное обучение. Ответ следующий: тем, у кого уже есть открытая категория, например A или B, не придется сдавать на подкатегории A1 или B1, соответственно. Также отметим, что обязательного обмена водительских удостоверений новый закон не требует. Заменять водительское удостоверение нужно будет лишь по истечении срока его действия. При этом все открытые в правах категории сохранятся.

Поправки на «автомате»

Поправки в закон также предусматривают возможность кандидатам в водители сдавать экзамены на автомобиле с АКП. Управлять при этом впоследствии можно будет только машиной с автоматической трансмиссией. Для этого в новых водительских удостоверениях в графе «ограничения» добавляется отметка «АТ» (automatic transmission). Однако желающим обучаться на автомобиле с «автоматом» придется подождать, пока Минобрнауки подготовит соответствующие программы обучения и появится регламент приема экзаменов в ГИБДД. Кроме того, мы все еще ожидаем поправок в ПДД, КоАП РФ и другие нормативные документы, регламентирующие езду с автоматической трансмиссией.

Автошколы и экстернат

Еще один важный аспект поправок — отныне часть учебных заведений, готовящих водителей, смогут самостоятельно принимать теоретическую часть экзамена и так называемую «площадку», где проверяются способности парковаться, трогаться в гору и т.п. В свою очередь Госавтоинспекция ужесточит надзор за учебными заведениями, допущенными к сдаче подобных экзаменов.

Ужесточаются не только требования к потенциальным водителям, но и к обучающим заведениям. Согласно постановлению правительства, теперь перед выдачей лицензии представители ГИБДД должны прийти в автошколу с проверкой и по ее результатам решить, можно ли выдать заведению заключение о соответствии его учебно-материальной базы установленным требованиям для образовательных программ подготовки водителей. Раз в полгода ГИБДД будет проверять и результаты сдачи экзаменов в этих учебных заведениях. В том случае, если свыше 30% экзаменов по теории и более 20% «площадки» ученики не сдают с первого раза, ГИБДД лишит такую школу права принимать экзамены на полгода. Однако форма и содержание документа, которым должны руководствоваться в ГИБДД, пока не готовы. Разработкой новых программ обучения, в которых должны быть прописаны требования к оснащению автошкол, сейчас в спешном порядке занимается Минобрнауки. Новые требования не относятся к уже действующим автошколам, им не придется заново переоформлять документы.

Вместе с тем из закона убрали строчку, позволяющую проходить обучение экстерном. В связи с этим первый замначальника ГУОБДД МВД России Владимир Швецов отметил, что все, кто до 5 ноября подал заявление на сдачу на права экстерном, экзамен сдадут, а вот дальше такие заявки Госавтоинспекция принимать уже не будет. Хотя документа о запрете самоподготовки водителей не существует, Минобрнауки такой готовит, и он скоро появится. Кроме запрета экстернатуры под запрет попала и возможность индивидуального обучения, когда можно было проходить курс по отдельной программе с наемным инструктором.

Мотоциклистам также усложнят получение водительского удостоверения. С 1 января 2015 года сдавать экзамен на вождение нужно будет также в условиях городского движения. В настоящее время байкеры сдают экзамены только по теории и «площадке».

Гастарбайтерам тут место

С 5 мая следующего года в России будет запрещено нанимать водителями работников с зарубежными водительскими удостоверениями — гастарбайтерам придется получать российские права. Для этого нужно будет продемонстрировать теоретическое знание российских ПДД и получить российские права, сдавать практический экзамен не потребуется. При себе претендент должен иметь национальное водительское удостоверение и разрешение на работу. Иностранцы, которые не собираются заниматься в РФ коммерческим извозом, смогут ездить в России с правами своих стран. Для работодателей же, нанявших водителей без российских прав, предусматривается штраф в размере 50 тыс. руб.

Подпишитесь на «За рулем» в