Проверяем ABS на неровной дороге

Оцениваем торможение пяти автомобилей на разном покрытии. Соперники: Renault Duster, Lada Largus, Chevrolet Aveo, Volkswagen Caddy, Skoda Octavia.

Сергей Воскресенский посетовал: «Что-то мне тормоза на «Дастере» не нравятся. Когда на неровности попадаешь, ощущение, что машина перестает нормально тормозить. При этом антиблокировочная система включается, но замедляется автомобиль хуже». Максим Сачков вспомнил пару схожих ситуаций, пережитых на «Ладе-Ларгус», и согласился, что эффективность тормозов снижается.

Два подозреваемых – «Рено-Дастер» и «Лада-Ларгус» – построены на одной платформе, а значит не исключено, что и врожденные дефекты общие. Поэтому для сравнения и проверки взяли еще несколько современных моделей из разных классов и ценовых групп. Референсной (своего рода эталоном) назначили свежую «Шкоду-Октавия», построенную на новой платформе концерна «Фольксваген».

ПОДГОТОВКА

Тест проводили на специальных дорогах полигона, на участке с полированным базальтом. Покрытие постоянно поливали водой, чтобы снизить коэффициент сцепления шин с поверхностью. В самом начале участка под правыми и левыми колесами установили самодельные пандусы. Соскакивая с них на скорости 50 км/ч, покрышка на несколько десятых долей секунды зависала в воздухе. Примерно так же подскакивает колесо на настоящих дорожных кочках.

Итак, под колесами скользкая дорога. Задача – выполнить серию торможений на ровном покрытии, а потом со ступеньки. И сравнить результаты.

По нашему заказу специалисты техцентра «За рулем» Геннадий Емелькин и Валерий Жаринов смастерили взлетные пандусы, имитирующие неровности на дороге.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Непросто точно попасть в довольно узкий входной коридор, при этом стабильно удерживать заданную скорость и еще вовремя ударить по тормозам. Понадобились пристрелочные заезды, и уже они показали, что серьезной разницы в результатах нет. Тормозной путь «Дастера», прыгающего с 50-миллиметровой ступеньки, лишь на пару метров длиннее, чем при замедлении на ровном участке. И это абсолютно закономерно, ведь колесо некоторое время парит в воздухе и не имеет сцепления с покрытием – вот тормозной путь и увеличивается. При этом к работе антиблокировочной системы претензий нет.

Другие автомобили лишь подтвердили первоначальные данные. Никакой сенсации – разница в длине тормозного пути не превышала 5%. При дорожных испытаниях такой разброс считается незначительным и его обычно относят к погрешности измерений. Попробовали увеличить скорость до 80 км/ч – тенденция сохранилась. Например, на «Ларгусе» разница выросла с 2,0 до 5,5 м, а относительные показатели остались прежними – те же 5%.

Пандусы устанавливали на одной линии, со сдвигом друг относительно друга, изменяли скорость и место начала торможения… Тормозной путь у всех моделей на неровной дороге увеличивался не более чем на 5%.

Наши опасения по большому счету оказались напрасными. По крайней мере, на тех машинах, которые мы прогнали по «кочкам», никаких пугающих цифр мы не поймали. Однако разница при торможении на гладкой и на неровной дороге есть у всех моделей. Поэтому стоит иметь в запасе несколько метров, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Сергей Воскресенский:

На стабильность результатов напрямую влияет не столько свежая версия антиблокировочной системы, сколько свойства шин, состояние и конструктивные особенности подвесок.

Максим Сачков:

Наши опасения оказались напрасными, но не беспочвенными. Иногда автовладельцы жалуются на недостаточно эффективное торможение на плохих дорогах. Поэтому мы не убираем далеко наши самодельные пандусы – держим руку на пульсе.

Подпишитесь на «За рулем» в