Универсальный штурман

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШТУРМАН

ТЕХНИКА

Ликбез

СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШТУРМАН

АНАТОЛИЙ ФОМИН

ЧТО ТАКОЕ GPS?

Для многих это уже давно не секрет. Речь не только о пилотах и капитанах судов. Охотникам и рыболовам, пешим туристам и автопутешественникам приемник GPS стал постоянным спутником. А современный автомобиль среднего класса и выше уже немыслим без навигационной системы, сердце которой - все тот же GPS-приемник. Аббревиатура расшифровывается как Global Positioning System, в переводе на русский - всемирная система позиционирования. Для ее работы используются 24 основных спутника (в настоящий момент действует 31) американской военной системы NAVSTAR - именно на их сигналы на частоте 1,5752 ГГц и ориентируется приемник. Принцип определения координат прост, как все гениальное: поскольку скорость распространения электромагнитных волн постоянна, а сигналы со спутников синхронизированы, то, зная расстояние до каждого из них в нужный момент, методом триангуляции можно вычислить координаты любого объекта. Точную синхронизацию сигналов обеспечивают 19 базовых наземных станций в различных частях мира. Если для расчетов координат на плоскости необходимы сигналы минимум трех спутников, то для получения дополнительной информации о высоте над уровнем моря - четырех.

Разработанная для американских военных система успешно функционирует уже более 10 лет, потеснив другие средства навигации. Секрет - в простоте. Любой человек, независимо от уровня образования и подготовки, способен точно и быстро определить свое местонахождение в любой части света. Попробуйте-ка найти сегодня того, кто сможет вычислить координаты с помощью часов и секстанта - куда легче подыскать веб-дизайнера... Неудивительно, что популярность GPS росла лавинообразно. По соображениям безопасности американские военные вначале установили режим "селективного доступа" к данным со спутников, и гражданские приемники, не оборудованные специальными декодерами сигнала, показывали местоположение объекта с точностью 50-100 м. С 1 мая 2000 года селективный доступ отменен, и отныне точность определения координат с помощью компактных GPS-приемников составляет в среднем 5-8 м и гарантированно менее 15 м.

ЧТО СКАЗАЛ ПРИЕМНИК

Естественно, он американский, хотя может быть сделан в другой стране. Основные изготовители GPS-приемников - компании Garmin, Magellan, Eagle, Lowrance, Delorme, Trimble - американские, хотя выпускают их и другие фирмы: например, как телефоны с GPS-приемником Benefon или часы с ним Casio.

Даже простейший приемник способен определять координаты, показывать направление и расстояние по прямой до выбранной точки, очень точно вычислять скорость движения (ошибка порядка 0,2%) и рассчитывать время заката и восхода в данной местности. Более продвинутые модели демонстрируют на экране не только точки, но и весьма подробные карты местности, умеют самостоятельно прокладывать маршрут по дорогам, вычислять расстояния, время прибытия, потребное количество топлива и даже посоветуют, в какой гостинице остановиться, какие достопримечательности посмотреть. Обычную точность определения координат можно повысить до 1-1,5 м с помощью дополнительной антенны, что удовлетворит даже самых взыскательных пользователей.

ЕСТЬ ВАРИАНТЫ

Итак, в полезности навигационной системы в автомобиле никто сегодня не сомневается. Цена же, как обычно, зависит от сложности и количества функций. Минимум для системы, умеющей самостоятельно прокладывать маршрут, составит около 500 долларов - максимум достигает 5000. Самый скромный вариант - простейший GPS-приемник типа Garmin E-Trex (или просто выносной блок, закрепляемый на крыше автомобиля), соединенный кабелем с портативным компьютером под управлением Palm OS или Windows СE. Достоинство простой системы - универсальность. Она никак не связана с электроникой автомобиля, поэтому установить ее на любую машину - дело нескольких минут. Все, что ей нужно - кронштейн для компьютера и свободное гнездо прикуривателя. Такие системы с программным обеспечением, например, "ПалмГИС GPS" или "LaserMap", снабжены картой Москвы и Московской области. Для более требовательных пользователей недостаточно вычислительных возможностей компактных "наладонных" компьютеров. Здесь уже требуется ноутбук, способный хранить на жестком диске более подробные карты. Впрочем, возможности портативных компьютеров с каждым годом растут, и в самом недалеком будущем они вполне смогут справляться с такими задачами.

В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Чем отличаются специализированные навигаторы, установленные в салонах зарубежных автомобилей, от универсальных приборов типа Garmin Streetpilot III? В первую очередь, удобством. Благодаря использованию современных носителей, например, DVD-дисков, вмещающих до 17 ГБ карт и справочной информации, автомобиль поставляется с полным набором карт и справочных данных по всей Европе или Северной Америке. В портативном Garmin Streetpilot III используются сменные карты памяти объемом до 128 МБ, так что его возможности значительно скромнее, хотя в зависимости от цели путешествия в них можно запрограммировать различную информацию с дисков MAP SOURCE.

Собственно, отличий в электронике портативного и встроенного навигатора минимум. Но встроенный прибор лучше определяет координаты машины в городе или в горах, где видимость неба сильно ограничена. В такие моменты он вычисляет изменение координат, пользуясь сигналами с колесных датчиков. А еще он может использовать информацию бортового компьютера. То есть, например, определить не только момент, когда при средней за поездку скорости вы прибудете в пункт назначения, но и сколько для этого потребуется бензина. В недалеком будущем сюда включится система управления автомобильным движением, позволяющая водителю избегать пробок - маршрут будет меняться в зависимости от загрузки дорог в текущий момент. Наконец, главное достоинство встроенной системы: пользоваться ею гораздо удобнее. Не стоит забывать, что важнейшее предназначение навигационной системы - повысить безопасность движения. Водитель, рассматривающий на ходу карту или читающий номера домов, едва ли лучше пьяного.

Скорее всего, на нынешнем этапе развития техники встроенные системы вытеснят портативные навигаторы: автомобиль стал слишком сложен, чтобы "пришивать" к нему устройство стороннего производителя. Иное дело лет через двадцать, когда возможности сегодняшнего персонального компьютера сосредоточатся в устройстве размером с мобильный телефон...

ПРАВДА И ПРАВО

Можно ли купить GPS-навигатор в России? Да - по крайней мере, в крупных городах. Портативные GPS-приемники, от простейших до самых сложных, не исключая специализированных, продаются во многих магазинах бытовой электроники, туристического снаряжения и даже на рынках радиоаппаратуры. Цена наиболее популярных моделей - от 150 до 500 долларов. Пользователей, надо полагать, насчитываются уже тысячи, если не десятки тысяч. Иной вопрос, насколько это законно...

Проблема в том, что, по мнению некоторых российских военных и чиновников, высокая точность определения координат несет в себе... угрозу безопасности государства.

Альтернативная российская система ГЛОНАСС, во многом схожая с американской NAVSTAR, не функционирует в полном объеме и предназначается в первую очередь для нужд обороны. Гражданских приемников, предоставляющих ее данные населению, пока также не существует. Большинство владельцев не имеют официального разрешения (см. нашу справку) и пользуются оборудованием GPS на свой страх и риск. Зная это, отдельные продавцы приемников предлагают за деньги оформить "разрешение" Госсвязьнадзора. Проблема в другом - для его получения необходимо согласование инспекции Госгеонадзора, которое просто не может быть выдано приемнику с погрешностью менее 100 м. А у самого простого нынешнего аппарата ошибка определения координат, как уже говорилось, менее 15 метров! Так что бумага, безусловно, сыграет положительную роль при встрече с не слишком сведущим милиционером, но никак не спасет от серьезного "наезда" со стороны органов госбезопасности. Последние могут предъявить вам обвинения не только в незаконном использовании высокочастотного радиоустройства, но и в сборе информации, составляющей государственную тайну. А это уже чревато не только финансовыми потерями.

Между тем статья 29 (п. 4) Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Но в этом перечне сведений текущие координаты конкретного гражданина России, если, конечно, он не особо охраняемая персона, не содержатся.

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?

Пока в России не разрешат свободное использование GPS-приемников, рассчитывать на скорое появление навигационных систем в наших автомобилях не приходится. А жаль, ведь водители здесь совсем не избалованы ни избытком дорожных указателей, ни даже просто хорошими картами. Кстати, официальные дилеры компаний, чьи машины в стандартной комплектации оснащены навигационными системами, при поставке вынуждены деактивировать их и снимать приемное оборудование. Хотя среди свежего "секонд-хэнда" все чаще попадаются автомобили с нашлепкой антенны GPS-приемника на крышке багажника. Вот только карт России для них пока нет - без спроса нет и предложения.

С другой стороны, ни для кого не секрет, что намеренно искаженные данные и GPS никак не совместимы. Шила в мешке не утаишь - оно непременно вылезет наружу, раньше или позже. А потому никакого "особого пути" для нашей страны быть не может. Иначе, отставая сегодня на десятилетие, завтра мы отстанем навсегда.

Дисплей навигационной системы " Ауди А6".

Оптимальное расположение найдено: убирающийся дисплей вверху передней панели " Ауди А8".

Компактный навигатор Garmin Streetpilot III.

Magellan Meridian и Garmin E-trex - недорогие приемники для туристов и автопутешественников.

Garmin i Que - гибрид карманного компьютера и GPS-приемника.

Magellan FX324 - не слишком портативный приемник с цветным дисплеем.

НАША СПРАВКА

Официально продажа спутниковых навигационных приемников возможна только по предъявлении покупателем разрешения на приобретение, выданного региональным Управлением Госсвязьнадзора по месту регистрации покупателя. Порядок выдачи разрешений на эксплуатацию GPS-приемников регламентируется Инструкцией, разработанной на основании поручения Правительства РФ № БВ-П4-26716 от 24.09.98 г. и утвержденной приказом Главгоссвязьнадзора № 18 от 26.03.99 г. Новое постановление Правительства РФ № 157 от 25 февраля 2000 года нисколько не упрощает ситуацию, так как про GPS-приемники там ничего не сказано.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Конституция РФ действительно гарантирует гражданам право на свободу информации. Однако часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает ограничение прав граждан федеральным законом. Статьей 12 Федерального закона "О связи" (№ 15-ФЗ от 16.02.1995 г.) установлено приоритетное право государства в области регулирования спутниковой связи, причем согласно этой же статье правила выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств устанавливает Правительство РФ. Ряд постановлений правительства регулирует порядок использования радиоэлектронных средств (в том числе и GPS-приемников). Так, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 832 от 17.06.1996 г., приобретение на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (GPS-приемников) осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации в установленном порядке. Причем такое разрешение необходимо вне зависимости от цели их приобретения (непосредственное использование или последующая реализация). Таким образом, никакого незаконного "навязывания" разрешений при приобретении или эксплуатации GPS-приемников нет. За использование "навигатора" без разрешения может наступить лишь административная ответственность - штраф от 3 до 5 МРОТ с конфискацией устройства или без таковой (ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ). Говорить об уголовной ответственности гражданина, пользующегося GPS-приемником без разрешения, можно только в том случае, если рассматривать его действия как сбор информации, составляющей государственную тайну, для передачи иностранному государству или по заданию иностранной разведки, что в наш век звучит абсурдно.

Подпишитесь на «За рулем» в