Сгорел на работе

СГОРЕЛ НА РАБОТЕ

С чаплинских времен (а может, и раньше) обозначилась проблема «маленького человека» — его не замечают, порой презирают, но в итоге не могут без него обойтись. Такими маленькими человечками в бортовой сети автомобиля являются предохранители — о них сегодня и речь.

ЧЕЛОВЕЧЕК — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Древние цилиндрические предохранители уже почти полностью сдали позиции своим преемникам — плавким плоским предохранителям штекерного типа (иногда их называют штыревыми). Тем не менее, обязанности «маленьких человечков» не изменились — безропотно сидеть на рабочем месте, пропуская через себя номинальные токи, и вовремя жертвовать собой, если сопротивление нагрузки почему-либо уменьшилось. Несколько изменились лишь нормативы — при удвоенном токе нагрузки штекерный «человечек» должен сгореть за время от 0,15 до 5 с, а при утроенном — от 0,08 до 0,5 с. Кроме того, при токе 100 А не должно иметь место оплавление и обугливание изолятора. Определено также падение напряжения на выводах предохранителя — не более 150 мВ при токах до 15 А, 130 мВ при 20 А, 125 мВ при 25 А и 115 мВ при 40 А. Вот, собственно, и все.

Любопытный факт — даже заведомо бракованные предохранители могут на практике не вызвать ни малейших нареканий со стороны пользователя! Тем, кто в этом сомневается, предлагаем ознакомиться с результатами испытаний семи комплектов «человечков», приобретенных нами в различных торговых точках Москвы.

Экспертизу проводили специалисты по автомобильной электронике и электрооборудованию московского испытательного центра «Эталон». Полутонов в их оценках не было — либо «отлично», либо «плохо». Комментарии по каждому набору предохранителей приведены рядом с соответствующими фото. Верхние снимки отражают «магазинный» облик изделий, а нижние — то, что осталось после испытаний.

Для тех, кому не хочется вникать в суть, сообщаем: изделия № 5, 6, 7 к эксплуатации недопустимы. А любителей подробностей приглашаем прочитать все до конца.

ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ...

Таким образом, налицо забавная ситуация. Самое время вспомнить один из законов Мерфи: «Прибор, защищаемый быстродействующим плавким предохранителем, сумеет защитить этот предохранитель, перегорев первым».

Смешно? Да, если не задумываться о том, что в роли такого прибора однажды может выступить ваш собственный автомобиль... Хороший предохранитель должен сгорать вовремя и не должен сгорать не вовремя — это понятно, но... Если изготовитель наших «маленьких человечков» по каким-то причинам не может уложиться в требуемые стандартами «ворота», то он спокойно ограничивается лишь второй частью этих требований, выпуская заведомо несгораемые изделия. А если электрооборудование вашего автомобиля абсолютно исправно, то никаких претензий к этому браку у вас никогда и не возникнет. Мотор заводится, фары зажигаются, «дворники» работают, вентилятор жужжит — ну кому придет в голову в такой ситуации жаловаться на «непрофессиональность» предохранителя? Зачем грешить на охрану, если на вас никто не нападает?

И все же не стоит полагаться на «авось». Конечно, проверить исправность новеньких предохранителей в момент покупки практически невозможно, но зато в наших силах по крайней мере не приобретать заведомое барахло... По итогам нашей экспертизы мы рекомендуем применять псковские, польские и чешские наборы предохранителей, старательно обходя стороной «южную африку» и «венский лес», какой бы соблазнительной ни казалась их цена. И пусть продавец сколько угодно убеждает нас, что все они «из одной бочки» — мы-то знаем, что это не так.

А тем, кто думает иначе, предлагаем повнимательнее приглядеться к фотографиям предохранителей, которые не прошли наши испытания. Как говорится, вам это надо?

1 Заявленная торговая марка и обозначение

AVAR (Flat Fuses)

Ориентировочная цена — 20 руб.

Полное название псковского набора — «Предохранители автомобильные плоские AVAR (Flat Fuses)». Как это часто бывает, сказать про добротное изделие нечего. Десятичасовой прогон при нормальном токе замечаний не вызвал, падение напряжения — в норме. При двойном токе все сгорели быстрее чем за секунду — напомним: норма составляла от 0,15 до 5 с. То же — при тройном: ждать полсекунды не потребовалось. При подаче тока 100 А обугливания не возникает. Короче — можно смело брать.

Оценка: (отлично).

2 Заявленная торговая марка и обозначение

TESLA

Ориентировочная цена — 50 руб.

Честно говоря, чешский набор был приобретен, скажем так, не в самом фешенебельном магазине, а потому сомнения насчет его работоспособности возникали. Тем не менее обошлось без приключений — ни единого замечания (кроме цены) изделия не вызвали. Кстати, только в этом наборе присутствовал предохранитель с номиналом 40 А — все другие изготовители ограничились 25 или 30 амперами. Дороговато, но если хочется приобрести именно зарубежный комплект, то почему бы не остановиться именно на «Тесле»?

Оценка: (отлично).

3 Заявленная торговая марка и обозначение

LEMAR-NEON

Ориентировочная цена — 40 руб.

Полноправный иностранец польского происхождения. Кстати, если встречать «по одежке», то этот, пожалуй, выглядит лучше всех. Впрочем, «проводы» тоже оказались удачными — никаких нареканий «шляхтич» не вызвал. Падение напряжения — в норме, сгорают вовремя, а при прохождении тока 100 А не обугливаются. А в качестве приятного и полезного дополнения — пинцет для оперативной замены предохранителей (не потерять бы только...). Таким и должно быть импортное изделие.

Оценка: (отлично).

4 Заявленная торговая марка и обозначение

CAR FUSES AUTO SICHERUNGEN

Ориентировочная цена — 30 руб.

Издали упаковка походила на импортную, однако надпись «Предохранители автомобильные CAR FUSES AUTO SICHERUNGEN» породила сомнения. После вскрытия выяснилось, что перед нами... еще одно обличье псковского «Авара» — разве что нет номинала на 7,5 А. Что касается технических характеристик, то они оказались практически такими же, как у «однополчанина», — полное соответствие нормативным требованиям, в общем — нормальные предохранители. Кстати, в комплект входит «прищепочка-пинцетик», облегчающая их замену.

Оценка: (отлично).

5 Заявленная торговая марка и обозначение

10 PC AUTO PLUG IN FUSES

Ориентировочная цена — 20 руб.

По привычке изучаем штрих-код — повеяло сказками венского леса... А вот сказкам про австрийское происхождение верить не хочется — кривоногие предохранители не внушали никакого доверия с самого начала. Пессимизм оправдался полностью — даже нормальный ток выдержали только три «защитника». При двойном токе вовремя не сгорел ни один, да и тройной ток не вызвал никаких эмоций. Правда, при ста амперах шипящие раскаленные изделия потихоньку начинают перегорать, но нам такие «подачки» уже не нужны.

Оценка: (плохо)

6 Заявленная торговая марка и обозначение

ТХ 

Ориентировочная цена — 15 руб.

Изучение нанесенного на упаковку штрих-кода привело к выводу о наличии у незнакомца родственников в... ЮАР! Даже если это верно, то везти такое из страны Нельсона Манделы явно не стоило. Уже при номинальном токе предохранители стали дурить — на изделиях с номиналом 7,5 и 10 А от перегрева разболтались штыри, а на остальных расплавились корпуса. На 30-амперном предохранителе, кроме того, отмечено повышенное падение напряжения — 170 мВ вместо положенных 115. При тройном токе отказались вовремя сгорать предохранители на 15 и 30 А.

Оценка: (плохо)

7 Заявленная торговая марка и обозначение

PV 

Ориентировочная цена — 15 руб.

Изделие подозрительно похоже на предыдущее — и логотипом, и южноафриканским штрих-кодом. Разве что качество еще хуже... Судите сами: во время десятичасового прогона при номинальном токе поплавились все корпуса, зато при двойном токе не сработал ни один предохранитель — через 60 с испытания прекратили! При тройном токе — та же история: только 15-амперник изволил сдаться через 1,4 с! Даже при 100 А (!!!) изделия размышляют, сгорать им или нет... В общем, если уже купили, то выбросьте сразу.

Оценка: (плохо)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (3)

Самые новые

Давным давно ещё во времена владения восьмеркой мне один хороший электрик запретил покупать преды в блистерах, после того, как блок предохранителей мне перебрал.
Вас ждёт экспертиза теперь, дорого и долго ... Может просто считать это оплатой за науку и забить на претензию?

)) НИКТО в Липецке и Воронеже не берется сделать такую экспертизу. Поэтому и пытаюсь разобраться с азов----какими документами регламентированы показатели предохранителей

Ответить#
0

Народ, подскажите кто в теме: Каким ГОСТ или ТУ или еще чему должен соответствовать автомобильный пред, обязательна ли сертификация??

Ситуация такая---купил блистер с предами Bright Nova, импортер находится в Москве даже сайт есть ссылка, и вместо того чтобы сгореть пред оплавился слегка, ну а проводка оплавилась существенно. Сейчас готовлю претензию — необходимо на что-то сослаться....

Давным давно ещё во времена владения восьмеркой мне один хороший электрик запретил покупать преды в блистерах, после того, как блок предохранителей мне перебрал.
Вас ждёт экспертиза теперь, дорого и долго ... Может просто считать это оплатой за науку и забить на претензию?

Ответить#
0

Народ, подскажите кто в теме: Каким ГОСТ или ТУ или еще чему должен соответствовать автомобильный пред, обязательна ли сертификация??

Ситуация такая---купил блистер с предами Bright Nova, импортер находится в Москве даже сайт есть ссылка, и вместо того чтобы сгореть пред оплавился слегка, ну а проводка оплавилась существенно. Сейчас готовлю претензию — необходимо на что-то сослаться....

Ответить#
0