Если нельзя, но хочется...

ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ХОЧЕТСЯ...

ТЕРМОДАТЧИКИ ВПРЫСКОВЫХ ВАЗОВ

Наши сатирики, похоже, давно ездят на других машинах. Иначе они подсказали бы нам с эстрады, какую лексику стоит употребить в адрес создателей технического творения, уступающего по потребительским свойствам своим далеким предкам из прошлого века. Действительно, и «победы», и «жигули», и даже «запорожцы» рано или поздно поддавались «уговорам» в любой мороз. Здесь подогреем, там покрутим, тут нальем — но обязательно победим! А вот, скажем, VAZ 21103 приговорен еще до рождения — при —28°С ему, согласно ТУ, положен бюллетень. Любой сервис имеет право отказать в помощи — мол, взгляни на термометр, браток! И... приезжай, когда потеплеет.

Честно говоря, последняя зима показала, что проблемы с пуском частенько начинаются и при более скромных морозах: за бортом всего-то минус двадцать, а под капотом — ни единой вспышки. Остается одно — выдвигать собственные теории «незапуска» и «готовить сани летом». Тем, кто несмотря ни на что все-таки хочет ездить на ВАЗе круглый год, посвящается экспертиза ДТОЖ — датчиков температуры охлаждающей жидкости. Время до следующей зимы еще есть...

ИЩЕМ КРАЙНЕГО

При чем тут датчик? Может быть, что и ни при чем, однако давайте порассуждаем. Если предположить, что по какой-то причине контроллеру сообщают неверную информацию о температуре, то не поможет никакая хитроумная прошивка — «мозги» будут тупо «богатить» или, наоборот, «забеднять» смесь вопреки реальным потребностям двигателя. А температурой заведует как раз упомянутый ДТОЖ. И если прошивку готовили под один датчик, а на практике в систему охлаждения вкручен совсем другой, то как раз и получится ерунда. Вроде бы, логично.

Скажем больше. Проведенный нами прошедшей зимой «хулиганский» эксперимент с замершим «Шевроле-Нивой» (ЗР, 2003, № 4) закончился к всеобщему ликованию пуском мотора! А ведь всего-то и сделали, что сдернули с датчика кабель и воткнули в его ответную часть... постоянный резистор! Короче, применили внушение — сказали «мозгам», что на улице давно весна. Те обрадовались и — все закрутилось...

Что ж, идем в магазин и приобретаем в разных местах несколько датчиков — трем калужским по цене 70 руб. за штуку составили компанию три иностранца, продаваемые по 800 «рэ» под условным именем «Джи-Эм» (GM). Затем обращаемся в испытательный центр «Эталон» с просьбой замерить сопротивление датчиков в интервале температур от — 40 до +128°С. А там посмотрим...

ИЩЕМ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

Где вы купили это барахло? Такой вопрос услышишь после любой экспертизы. Однако поспешим успокоить калужан — речь не о них.

— Все калужские датчики (№ 1–3) ведут себя практически одинаково, — поясняют эксперты. — Отклонения характеристик друг от друга в любой точке не превышают долей процента. А вот оставшиеся три датчика (№ 4–6) «а-ля Джи-Эм» — это что-то... Их нельзя использовать не только на ВАЗах, но и вообще нигде — разброс параметров кое-где превышает 200%! Ни один контроллер с этим не справится.

Очень интересно... А к калужским претензии есть?

— Во всяком случае, они укладываются в свои собственные ТУ, — разводят руками эксперты. — Завод проверяет их параметры в двух контрольных точках — при 20 и 128°С. Впрочем, остальные точки можно позаимствовать в литературе...

Само собой — вот и книга подходящая: «Двигатель VAZ 2111. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту». Составлено специалистами департамента развития АО «АвтоВАЗ». Находим страничку с ориентировочными значениями сопротивления датчика при разных температурах (кстати, марка датчика не указана) и заносим их в нашу итоговую таблицу. Ага — получается, что разница между требованиями авторов руководства и показаниями абсолютно исправных датчиков доходит до 20%. Не многовато ли?

Звоним в Калугу — по нашей просьбе нам высылают рекомендованную ВАЗом таблицу с номиналами сопротивлений при разных температурах. В первую очередь нас интересует холодная погода — соответствующие данные приводим в табл. 2. Нет, в «ворота» «калужане» укладываются — просто, на наш взгляд, эти ворота слишком широкие... Например, если сопротивление датчика составляет 33 кОм, то чему равна температура — 20 или —25°С?

— Есть еще один нюанс, — как бы между прочим отмечают эксперты. — Сопротивление датчика зависит от тока, при котором его измеряют...

ЗАКОН ОМА

ДЛЯ ТЕРМИСТОРА

Чего-чего? Сопротивление зависит от тока? Ну, знаете...

— Дело в том, — улыбаются эксперты, — что термистор — это не совсем обычное сопротивление. Вы подключаете его к измерительному прибору, тот пропускает через него ток и... нагревает! Обычный резистор на это не отреагирует, а термистор тут же уменьшит свое сопротивление. Поэтому измерения проводят при минимально возможных токах — например, 10 мкА в диапазоне до 100 кОм и 1 мкА при сопротивлениях выше 100 кОм. Вот почему экспресс-замеры, проведенные, как говорится, на ходу, могут давать результаты, которые не стыкуются с «книжными». При работе на автомобиле датчик подключается к шине питания через ограничительный резистор, находящийся внутри контроллера, а тестеры, скажем так, бывают разные... Стрелочный способен показать одно, цифровой — другое: разброс может достигать 10%. Впрочем, отсеять еще на стадии покупки явный брак типа датчика № 6 помог бы любой прибор.

Как же это надоело — ходить в магазин с измерительными приборами. Впрочем, хочешь ездить на ВАЗе — осваивай технику...

— Кстати, у импортных еще одна особенность, — замечают эксперты. — Похоже, что там отвратительный тепловой контакт терморезистора с корпусом — этот датчик минуту соображает, прежде чем на режим выходит...

Минуту? Это как же?

— А вот так, — вздыхают эксперты. — Подключаете вы его к прибору и видите, что в первые же секунды сопротивление датчика (см. рис.) резко падает — например, с 90 кОм до 70! Затем, секунд через 20, сопротивление вновь растет — примерно до 85 кОм. Ну, потом еще две-три таких «волны», затем все успокаивается. Но не раньше чем через минуту! А все из-за плохого теплового контакта с корпусом. Терморезистор мгновенно разогревается, затем через какое-то время массивный корпус «приходит на помощь» — вот и получается такая чехарда... У калужских подобный эффект длится всего несколько секунд, да и проявляется только в третьем знаке — никакого практического значения это иметь не может.

ЧТО ДЕЛАТЬ — МНЕНИЕ ПОСТОРОННЕГО

Таким образом, экспертиза подтвердила возможность как минимум двух сценариев «незапуска» холодного мотора по вине термодатчика. В первом случае реальное сопротивление датчика может оказаться выше требуемого — «мозги» при этом думают, что на улице холоднее, чем на самом деле, и переобогащают рабочую смесь. Второй случай — более изощренный. Если в датчике плохой тепловой контакт терморезистора с корпусом, то к несовпадению сопротивления добавляется минутная «задумчивость», из-за которой «мозги» начинает просто лихорадить — сначала им кажется, что на улице слишком холодно, через несколько секунд — что слишком тепло, и только через минуту ситуация сводится к первому случаю.

Остается ответить на любимый вопрос россиян — что делать? Советы многочисленных обладателей тольяттинских автомобилей мы собрали в уголке «Советы дилетантов» — а кто еще может советовать профессионалам? Тем, кто попытается приобрести датчик в магазине, рекомендуем ни под каким видом не покупать барахло, показанное на фото справа (стр. 114). Не помешает прихватить с собой тестер, как бы это ни было унизительно. И — побольше оптимизма: что еще пожелать обладателям впрыскового ВАЗа следующей зимой...

Изготовитель — АО «Калужский Завод Автоприбор», Калуга.

Маркировка — 23 3828 

Примерная цена — 70 руб.

Изготовитель — неизвестен (продавались как «GM»).

Маркировка — 6898 2347 

Примерная цена — 800 руб.

Характер изменения сопротивления датчика ТОЖ в зависимости от времени при плохом тепловом контакте терморезистора и корпуса.

СОВЕТЫ ДИЛЕТАНТОВ

Возить с собой запасной термодатчик и зажигалку. Перед пуском холодного мотора снять разъем со штатного датчика, подключить его к запасному и разогреть его корпус.

Возить с собой постоянный резистор — килоом эдак на 20. Действия те же, но греть ничего не надо.

Подключить постоянный резистор номиналом примерно 20 кОм через тумблер параллельно термодатчику и методом «научного тыка» выбирать оптимальный способ пуска мотора.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии