Между сабантуем и саботажем

МЕЖДУ САБАНТУЕМ И САБОТАЖЕМ

САБВУФЕР - БОЛЬШОЙ ДИНАМИК ИЛИ НЕЧТО ОСОБЕННОЕ?

Как в известном мультфильме - Чебурашка есть, а слова нет. Обидно, ведь по большому счету автомузыка без сабвуфера - это и не музыка вовсе...

НИЗЫ НЕ МОГУТ, НО ХОТЯТ

Арию Каварадосси в опере исполняет один солист, а вот, скажем, Мефистофеля - совсем другой. Обе арии сразу может осилить разве что пародист - будет немножко смешно, но все равно плохо. Так и динамики - никакой из них не умеет качественно перекрывать всю полосу частот. А все, что ниже 60 Гц, вообще мало кто воспроизводит, да и слышат тоже не все. Впрочем, в этом диапазоне скорее не слушают, а чувствуют...

Честно говоря, мы немного лукавим. Обеспечив фронтальный звук правильной установкой выбранной акустики, мы тем самым уже добились высокого качества звучания, причем безо всяких сабвуферов. Однако почему бы не сделать из хорошего звука очень хороший? Вот для этого-то динамикам кто-то должен помочь - этот "кто-то" и есть сабвуфер.

А что это такое?

ИЗ ЖИЗНИ САБВУФЕРОВ

Сабвуфер - это, грубо говоря, такой большой-пребольшой динамик. У него все большое - и диффузор, и рабочий ход. В то же время сабвуфер - не совсем динамик, ибо способен звучать только при безукоризненном акустическом оформлении. Эдакая черепаха без панциря - черепаху покупаете в магазине, а панцирь сколачиваете сами.

Зачем нужен этот панцирь? А затем, чтобы при каждом ходе диффузора сабвуфер издавал звук, перемещая большое количество воздуха в определенном направлении. Если же просто подключить его "на улице", то получится так называемое акустическое замыкание: сначала поток воздуха движется в одну сторону, но при обратном ходе диффузора тут же пытается вернуться, как бы повисая посередине. Именно это и происходит, как правило, в безграмотно установленных системах, когда дорогущий сабвуфер беспомощно пытается сотрясать обивку сидений.

Разомкнуть такое замыкание можно разными способами. Проще всего отгородить противоположные потоки воздуха друг от друга эдакой стенкой - например, задней полкой салона. Однако такие решения применимы далеко не всегда - для них даже придуманы специальные сабвуферы, называемые free air (свободный воздух). По-русски это произносят примерно так - "фриаирные динамики". Большинство же "нормальных" сабвуферов не удовлетворяется объемом багажника и нуждается в специальном "домике".

СТРОИМ ДОМИК

Иногда клиент не хочет даже думать об установке сабвуфера - его останавливает мысль о неизбежности установки огромного и некрасивого ящика, который займет полмашины. Эти страхи, мягко говоря, устарели, поскольку для подобных целей давно используют различные незаполненные ниши кузова, коих в автомобиле хватает. Понятно, что традиционные прямоугольные формы при этом преображаются в сложнейшие футуристические конструкции - как закрытого типа, так и фазоинверторного.

Что такое фазоинвертор? Если ящик закрытого типа не имеет никаких щелочек и дырочек для связи с внешним миром, то фазоинвертор, напротив, содержит "окно в Европу", причем строго определенных размеров. Над тем, каким образом все это работает, лучше не задумываться: акустика - вещь в себе. Главное - понять, что от конструкции такого ящика сильнейшим образом зависит характер звучания, его стиль. А потому нужно сначала определиться с собственными музыкальными пристрастиями, затем попытаться изложить их установщику и только потом, в самую последнюю очередь, интересоваться брэндом устанавливаемого сабвуфера и конструкцией "домика".

Последнее очень важно. Если все предыдущие компоненты нашего "оркестрика" можно было, при должном старании и желании, установить на машину самостоятельно, то сабвуфер требует только профессионального подхода: любые попытки подключить его "как-нибудь" следует пресекать на корню. Конечно, если вы ощущаете в себе потребности искать, экспериментировать, пробовать углубляться в расчеты, предложенные Тилем и Смоллом, - ради бога, но если вами руководит желание сэкономить время и деньги - идите к установщику! Это будет быстрее и дешевле.

ПОЧЕМ?

Кстати, о ценах. Стоимость хорошего сабвуфера составляет примерно 100-300 долларов, но еще столько же придется доплатить за акустическое оформление, шумоизоляцию и прочие работы. Дорого, но иначе не получится. Из конкретных брэндов отметим "Фокал" (Fokal), "Джей-Эль Аудио" (JL Audio), "Бостон Акустикс" (Boston Acoustics), "Эм-Тэ-Икс" (MTX), а также "Алпайн" (Alpine) и "Кларион" (Clarion). Бюджетные сабвуферы free air делают, скажем, "Урал" и "Дакс" (Dax) - речь идет о ценах 50-70 долларов. Есть и совсем недорогие модели. Однако зацикливаться на конкретном брэнде не стоит - тем более, что модели "на все случаи жизни" производят далеко не все фирмы. Разве что "Фокал" да "Джей-Эль Аудио"...

Что касается электрики, то сабвуферу, естественно, нужен отдельный усилитель - подойдет, например, цифровой класс D. Годится и мостовая схема из двух каналов. Конечно, если предстоит установить несколько сабвуферов - повысить отдачу, понизить частоту - задача несколько усложнится, но не станет нерешаемой.

А вообще-то - не торопитесь. Преимущество сабвуфера в том и заключается, что его установка не потребует кардинальной перестройки всего ранее созданного. Вот только до его необходимости нужно, как говорится, дозреть. Так что ездите спокойно, наслаждайтесь своим фронтальным звуком и...

...И копите денежки!

Представитель новой серии ML от американской фирмы "Эс-Пэ-Эль" (SPL by Soundsream) существует в двух типоразмерах - 10 и 12 дюймов и рассчитан на применение в фазоинверторных или закрытых корпусах. Из особенностей дизайна отметим массивную литую корзину с двумя рядами "ребер" жесткости и охлаждения, магнит весом почти пять килограммов и алюминиевый диффузор с увеличенным резиновым гофром. Кстати, они необычно упакованы - в специальные деревянные ящики-сундуки с хромированными ручками. Цена - от 105 до 125 долл.

Три тенора... нет, три сабвуфера! Слева -"Тип Е" (Type-E) от "Алпайн". Он существует в двух обличьях - десятидюймовом SWE-1041 и двенадцатидюймовом SWE-1241. Цена - соответственно 90 и 109 долл. В центре - "Босс" (Boss) W107. Полипропиленовый диффузор, длинноходовый подвес - цена 50 долл.

А справа - еще один "Босс" (Boss RT-12). Его называют хитом продаж: цена - 28 долл.

Суперплоский сабвуфер от "Планеты Аудио" (Planet Audio P10 NEO) отличается обратным расположением магнита. Высота - всего 10 см, цена - 110 долл.

Подпишитесь на «За рулем» в