Пир после кризиса

ПИР ПОСЛЕ КРИЗИСА

Трудным выдался нынешний год для нашей ГИБДД — в течение одного месяца, января, надо было «сбросить» все сведения о стоящих на учете транспортных средствах в налоговые органы. Сделать это, естественно, оказалось невозможно (в ряде отдаленных регионов до сих пор бланки отчетности заполняют от руки, а слово «Интернет» считают ругательным), так что полный отчет ожидается, как обычно, к лету. А пока мы получили необработанные статистические данные о состоянии автомобильного парка в стране. И пусть, как и прежде, они грешат серьезными пробелами (иномарки, например, подразделяются лишь на «праворукие» и «запорожцы»), по ним все же можно составить представление о том, как меняется автомобильная жизнь России на фоне общих перемен.

Первого января 2003 года на учете у нас состояло 22 486 451 легковой автомобиль — свидетельство того, что страна окончательно преодолела последствия экономического кризиса: за последние восемь лет парк удвоился, а за год — увеличился на 6%! Если дальше так пойдет, еще через восемь лет он вырастет в полтора раза (до 33 млн.) и ежегодно россияне будут покупать примерно 2,5 млн. новых автомобилей (сейчас — около 1,5 млн.). Но прогнозировать что-либо на такой длительный срок — у нас дело рискованное, если не бесполезное. Лучше посмотрим, на чем мы ездим сегодня.

С «КОПЕЙКАМИ» НЕ РАССТАЕМСЯ

Вынуждены констатировать: при детальном рассмотрении цифры не радуют. По-прежнему львиную долю автопарка составляют морально и физически устаревшие заднеприводные автомобили — и это в стране, где на большей части территории «девять месяцев зима, остальное — лето». Ровно 50% всех наших автомобилей это «копейки», «пятерки», «шестерки», «семерки», «волги», «четыреста двенадцатые». В прошлом году российские автозаводы произвели и продали 330 тыс. заднеприводных машин! Главный довод в пользу такой покупки — естественно, цена...

В абсолютных лидерах, конечно же, вазовская «классика»: на учете таких машин свыше 7,5 млн. (33% парка). А вот далее следуют иномарки. Ныне они уже составляют 22% нашего автопарка. Прошлый год для дилеров и перегонщиков был особенно «урожайным»: в РФ ввезли 628 977 легковых автомобилей! Это на 19% больше, чем в 2001 году (526 557). Из них чуть больше 120 тыс. (20%) — новых, остальные 80% сильно или не очень подержанные.

Больше всего, как известно, в России «уважают» японские и немецкие автомобили (51,6 и 39,6% ввоза соответственно). Те, что завезены со стороны Дальнего Востока, практически все из Страны восходящего солнца (99,9%). Сегодня иномарочный парк выглядит так: из 4 992 581 автомобиля 21% (или 5% от всего парка) — с правым рулем, «таврии» и «запорожцы» — 1 273 926 (6% от всего парка), «иностранцы», произведенные в РФ, — 93 018.

На третьем месте — вслед за вазовскими машинами и иномарками — самые разные «москвичи» — 2,5 млн. (11%). Относительно современных «сорок первых» среди них немного (меньше 0,5 млн.), в большинстве же разные «408-е», «412-е» и «сороковые». Правда, пока не очень ясно, какая часть их исправно бегает по маршруту дом-дача, а какая — мирно догнивает на свалке: при отсутствии системы утилизации и практики снятия с учета этого не понять (по прикидкам ГАИ, брошено и не снято с учета в России где-то 6 млн. автомобилей и мотоциклов). С этого года владельцами транспортных средств всерьез заинтересовалась налоговая служба, так что есть надежда, что скоро наш автопарк освободится от «покойников». Пока же приходится оперировать теми цифрами, которые нам открывают.

Представители «восьмого» семейства АвтоВАЗа — на почетном четвертом месте: ныне каждая десятая машина в России — «восьмерка» или «девятка». Далее идут «волги» самых разных моделей и модификаций — 1 540 920 (7% парка), из них львиную долю (около 1,4 млн.) составляют «двадцать четвертая» и ее наследники (GAZ 3102, GAZ 3110).

Страна у нас большая, дорог мало, а те, что есть, часто числятся таковыми лишь на картах. Поэтому неудивительно, что в России много поклонников вседорожников: зарегистрировано свыше 900 тыс. разных «нив» (4% от всего парка) и почти 700 тыс. УАЗов (3%).

Замыкают список автомобили «десятого» семейства (свыше 600 тыс. или 3% парка; за год их число выросло почти в полтора раза), малютки VAZ 1111 (почти 300 тыс. — 1%) и «оды» (139 316). Еще 6% относятся к категории «прочие» — сюда, видимо, попали совсем уж древние машины, а также разные «самоделки», которых еще немало в российских городах.

ДИАГНОЗ НА ЗАВТРА

По-прежнему наш парк нельзя назвать молодым и современным: лишь 4,4 млн. автомобилей (19,5%) моложе пяти лет, еще 6,9 млн. машин — в возрасте от пяти до десяти лет, а почти половину (49,6%) составляют ветераны дорог. Отметим, что с прошлого года эта цифра выросла на 3,1%. Здесь свой вклад внесли и «пожилые» иномарки, которых в ожидании повышения пошлин ввезли прямо-таки огромное количество (по данным ГТК РФ, старше семи лет — около 290 тыс.).

По стране автомобили распределяются тоже неодинаково. Самый «насыщенный» город, естественно, Москва, где было зарегистрировано 2,3 млн. легковых автомобилей (десятая часть от всего парка), 6% «числятся» за Московской областью. Из самых «автомобильных» регионов страны — Краснодарский край (почти 1 млн.), Ростовская (690 тыс.) и Самарская (614 тыс.) области, Башкирия (612 тыс.), Свердловская (542 тыс.), Татарстан (470 тыс.), Нижегородская область (453 тыс.), Ставропольский (443 тыс.), Алтайский (426 тыс.), Красноярский (391 тыс.), Приморский (367 тыс.) края, Иркутская (391 тыс.) и Кемеровская (375 тыс.) области, Ханты-Мансийский АО (350 тыс.). А меньше всего машин у нас в Эвенкийском автономном округе — всего 271...

«Средний» автомобиль у нас, как и раньше, — семилетняя «шестерка» белого или бежевого цвета и того же возраста белая " Тойота Королла" с модификациями (для Дальнего Востока) или 10-летний " Фольксваген Пассат" (для европейских регионов).

Чего можно ожидать дальше? На рассмотрении в правительстве находится крайне непопулярный в народе документ — проект распоряжения об уравнивании таможенных пошлин на подержанные иномарки «от трех до семи» (что приведет к росту пошлин на них в 2–2,5 раза) и о повышении их на новые машины иностранного производства на 10%. Подписать эти документы наш премьер может в любой день. Одно только: в этом году власть опасается «резких движений» — на носу парламентские и президентские выборы. На М. Касьянова же давят не только отечественные производители, но и зарубежные — те, что начали или собираются начать производство в России. Так что вступление в силу новых пошлин — вопрос времени.

Между прочим, тогда мы снова можем столкнуться с таким, вроде бы, забытым понятием, как дефицит. Пока в стране производится около 1 млн. автомобилей в год при спросе около 1,5 млн., разницу покрывает продажа иномарок, в основном подержанных. Новые пошлины поставят на этом бизнесе жирный крест. Вся надежда тогда на иностранцев, которые смогут быстро развернуть в стране новое производство (или расширить уже имеющееся). Правда, пока средняя неновая иномарка обходилась у нас в 8 тыс. долл., а средний иностранный автомобиль, выпущенный на заводе в России, — 19 тыс. Но будущее, видимо, за сравнительно недорогими машинами типа " КИА Рио", " Хёндэ Акцент", " Рено Символ", которые все больше завоевывают наш рынок иномарок.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые