Ретро с новой площади

РЕТРО С НОВОЙ ПЛОЩАДИ

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

у камина

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

РЕТРО С НОВОЙ ПЛОЩАДИ

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Россия, по понятным причинам, небогата автомобильными музеями. И все же они есть. Мало того, в последнее время экспозиций, открытых для свободного посещения, становится больше. Мы расскажем о хорошо и мало известных коллекциях, их самых примечательных экспонатах. Начнем с московского Политехнического.

Автомобильный отдел главного технического музея страны, по сути, единственное крупное общенациональное собрание машин-ветеранов в России. Коллекцию не назовешь богатой, однако в тесноватых, но светлых и ухоженных залах собраны действительно редкие авто, которые способны украсить иные именитые музеи мира.

Одна из самых старых машин — французский «Де Дион-Бутон D» 1899 года — первый в мире автомобиль, имевший независимую заднюю подвеску с качающимися полуосями. Конструкция до сих пор носит имя одного из основателей фирмы.

Несколько экспонатов Политехнического можно отнести к тем, что называют единственными. Таков немецкий «Штевер», выпущенный в конце позапрошлого века малоизвестной теперь фирмой братьев Бернхарда и Эмиля Штеверов. Кстати, машина на ходу и в былые годы даже выезжала на парады автомобилей-ветеранов.

В московском музее хранится знаменитый компактный «Пежо-Бебе» 1913 года — один из наиболее удачных «народных автомобилей», выпущенных до Первой мировой войны. Конструкцию машины разработал легендарный Этторе Бугатти.

Основная же часть экспозиции, конечно, посвящена отечественному автомобилестроению. Здесь тоже настоящие редкости. Из легковых машин, построенных на самом крупном автомобильном предприятии дореволюционной России, рижском «Русско-Балтийском вагонном заводе» (РБВЗ), сохранился лишь «Руссо-Балт К 12/15». Он экспонируется в Политехническом.

НАМИ-1 — советская вариация на тему чехословацкой «Татры-11». Простенькая с виду машина отличалась от большинства своих современников оригинальной конструкцией — трубчатой, так называемой хребтовой рамой, двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Московский завод «Спартак» выпустил в конце 20-х чуть больше 500 таких автомобилей, сохранился — один.

КИМ-10-52 тоже настоящий раритет. Говорят, Сталину не понравилось, что у малолитражного КИМ-10-50, производство которого начали в 1940-м, всего две двери. На заводе срочно стали готовить четырехдверную версию, но машина так и не пошла в серию. Уникален и пожарный АМО-Ф15, созданный на специализированном предприятии в Москве.

В собрании Политеха есть и менее редкие машины — ГАЗ-А и «Эмка», полуторка ГАЗ-АА и ЗИС-5, но нынче увидеть такие вне музейных залов в первозданном виде большая удача. Помимо автомобилей, в московской коллекции выставлены двигатели и иные интересные «железки», здесь немало ценных исторических документов, фотографий.

Конечно, автомобильный отдел главного технического музея страны невелик. Многие интересные машины хранятся в недоступных посетителям запасниках. Но сегодня в Политех, как и в былые времена, ходят тысячи людей, чтобы прикоснуться к живой автомобильной истории.

Крохотный «Пежо-Бебе» 1913 года (слева) соседствует с редчайшим 6,5-сильным

«Штевером». За ними французский «Де Дион-Бутон».

Пожарная линейка АМО-Ф15.

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Москва, Новая площадь, д. 3/4.

Часы работы: с 10 до 18.

Выходные: понедельник,

последний четверг каждого месяца.

Адрес в Интернете: www. polymus. ru 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые