В глубь веков

В ГЛУБЬ ВЕКОВ

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

Приемная

ПО ДРЕВНЕЙ РУСИ

В ГЛУБЬ ВЕКОВ

НАТАЛЬЯ БОГДАСАРОВА, МОСКВА

Давно мечтали посмотреть на святыни древней Руси, но все как-то не было случая, да и времени тоже. Наконец, прошлой весной выдался двухнедельный перерыв в работе, и наше небольшое семейство сорвалось с места. Маршрут был давно продуман: Москва-Кингисепп-Ивангород-Санкт-Петербург-Псков-Печоры-Изборск-Новгород-Москва. Всю необходимую информацию предварительно почерпнули в Интернете, гостиницы и экскурсии в Пскове и Новгороде забронировали по телефону. В итоге сложился довольно жесткий график, который мы пытались выдерживать. Прокатить нас вызвался " Moskvich 2141" по имени Ерема. За свои восемь лет и сотню тысяч километров он совершил не один дальний и удачный поход,.

Первый пункт — Кингисепп, там мы собирались проведать знакомых. Главное направление Российской империи — трассу М10 Москва-Санкт-Петербург назвать дорогой язык не поворачивается. До Твери просто танкодром, причем, как ни виляй, все равно попадешь в бездонную колдобину. Зато пейзажи за окном проплывают — залюбуешься! В Ленинградской области начинается приличная трасса, но в нескольких десятках метров от нее цивилизация кончается — ни указателей, ни разметки. С бензином проблем никаких, а вот гаишники — словно москиты! Завидев московские номера, выскакивают из своих машин как ошпаренные. Безуспешно пытаясь найти указатель на Кингисепп, проскочили нужный поворот. Вместо объездной дороги пришлось ехать через Павловск, который едва нашли. «Атлас автодорог России», видимо, составляли по памяти еще при царе Горохе. Но язык, как известно, доведет — среди ночи наткнулись на рукописный (и, как выяснилось впоследствии, единственный) указатель на Кингисепп. Сразу вспомнились школьные годы и игра «Зарница».

Утром двинулись в Ивангород, до которого всего-то километров тридцать. Нас остановили на КПП: оказалось, город расположен в приграничной зоне — нужно было заранее взять разрешение в военкомате Кингисеппа. Возвращаться не хотелось, да и погода стояла суровая — температура около десяти градусов, при сильном ветре казалось, что на дворе ноябрь. В общем, глянули на Нарвскую крепость на другом берегу и покатили к Питеру по трассе М11.

Уже предвкушали праздник встречи с красотой, величием и неповторимостью северной жемчужины. Но, видно, не судьба — погода ухудшилась, к вечеру вместо белой ночи над городом нависло свинцовое грозовое небо. Побродив под зонтиком по мокрым набережным и промерзнув до костей, оставили северную столицу без боя.

Дорога М20 на Псков вполне сносная. Вокруг бескрайние просторы с холмами и долинами, синими плошками озер и разливами рек, уютными городками и малюсенькими заброшенными деревушками. И буквально повсюду — густой пряный аромат расцветающей сирени. За Лугой по пути удивительной красоты озера Врево и Череменское — удобные места для привала. Псков встретил прекрасной, как на заказ, погодой: теплый ветер, шелестящие кудри кленов создавали особое настроение. Около гостиницы уже ждала экскурсовод, с которой мы отправились на утреннюю службу в Псково-Печорский мужской монастырь.

Городок Печоры также в приграничной зоне, но проблем с проездом не возникло. Сам монастырь лежит на нескольких холмах. Согласно преданию, Иван Грозный сначала обещал настоятелю оплатить строительство, но потом осерчал и, бросив на стол бычью шкуру, сказал: «Оплачу то, что уместишь в этой шкуре!» Настоятель не растерялся, порезал шкуру на тонкие ленточки и, связав их, растянул кольцо метров на семьсот. Пришлось царю раскошелиться. И не зря! Монастырь получился удивительной красоты, со своим особенным северным характером. Это был важнейший западный форпост Российской империи, выдержавший, например, в 1581–1582 гг. осаду польских войск, предводительствуемых Стефаном Баторием.

Под впечатлением от всего увиденного и услышанного даже не заметили, как на обратном пути оказались в Изборске. Он совсем недалеко от Пскова по трассе А212 Псков-Рига. В центре небольшого поселка возвышается древняя крепость. Пожалуй, это самое сильное впечатление от поездки: угрюмые башни, разрушенные вражескими атаками казематы, потемневший и испещренный временем известняк. Вход в крепость свободный, можно полазить по стенам и забраться на башни. Виды открываются неповторимые, первозданная красота и просторы здешних мест поражают воображение. Осязаемой становится языческая древность — ведь первая крепость была основана здесь еще князем Трувором в IX веке.

К сожалению, скоро Изборск может превратиться в опереточную декорацию и станет не так интересен. Оказывается, во время посещения этих мест президент увидел израненную средневековыми баталиями крепость и велел отреставрировать ее до первоначального состояния. Краеведы в панике — нарушается уникальный, сложившийся веками колорит, уже замурованы несколько старых проломов в стенах и башне, каждый из которых имел собственную историю.

Однако нас заждался Псков. Любопытный исторический факт — в середине XIV века этот город был столицей Псковской феодальной республики. А в марте 1917 года именно здесь царь Николай II отрекся от престола. Неприступный кремль возвышается на слиянии рек Великой и Псковы. Он ухожен и отреставрирован, можно побродить по стенам и башням — для москвичей, привыкших к ограниченному входу на территорию Кремля и других исторических мест, такая свобода вдвойне приятна. Первый камень, который теперь хранится в Троицком соборе, заложила на этом месте еще княгиня Ольга. Псков очень живописен: множество старинных церквей и неплохо сохранившихся особняков буквально утопают в зелени.

Дороги в Пскове, по российским меркам, хорошие, милиционеры — внимательны и учтивы. В одной из башен кремля разместился ресторан «Русь». Его убранство удачно стилизовано под средневековье, меню разнообразно, а цены очень даже приемлемы. Самая хорошая гостиница — «Рижская», но и там жильцов атакуют тараканы. Зато сервис на высоте: местная турфирма предложила очень интересную программу и толкового экскурсовода.

Следующие 200 км по трассе А116 до Великого Новгорода напоминали гонки на выживание, спасибо, хоть указатели кое-где попадались. Асфальт — как стиральная доска, автобусы и грузовики «выжимают» не более 30 км/ч. Сердце екало от жалости к старику Ереме, но он легко переваливал ухабы и бойко держал не менее 60.

Наконец, благополучно добрались до берегов реки Волхов. Здравствуй, господин Великий Новгород! Сразу же забылись дорожные неудобства — мы погрузились в мир, сплетенный из глубокой старины и размеренной современности. В городе много хороших гостиниц; остановились в «Волхове» — отличное заведение. К тому же близко от центра, хотя и остальные гостиницы тоже рядом. Нормально подкрепиться можно во многих местах. Ресторанов, судя по карте, всего три, нам понравился «При дворе»: уютный, с душевным обслуживанием и невысокими ценами — ужин с закусками и вином обошелся в двести пятьдесят рублей.

По Новгороду нет смысла передвигаться на машине, он для этого слишком красив. Каждая прогулка даже по обычным улочкам доставляет несказанное удовольствие. Неожиданно из-за поворота покажется древняя церквушка или ажурный покосившийся домик. Сами новгородцы неспешны, полны достоинства и дружелюбны, причем люди за рулем удивительно предупредительны друг к другу и к пешеходам.

Ощущение полной умиротворенности не покидало нас. Гуляли по кремлю, любовались Софийским собором, побывали в кремлевском музее — там есть даже берестяные грамоты времен князя Рюрика, личные печати Александра Невского и Дмитрия Донского!

В шести километрах от Новгорода — легендарное озеро Ильмень, через которое в IX-XII веках шел знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Озеро площадью в тысячу квадратных километров (а в половодье размеры удваиваются!) третье по величине в Европе, но, наверное, первое по красоте. В стародавние времена купцы, заплывавшие ладьями на Ильмень, были уверены, что попали на великое синее море.

Недалеко от Новгорода расположен Юрьев монастырь, с которым связано немало легенд — экскурсовод обязательно поведает одну из них. Рядом музей деревянного зодчества, который величают красивым старинным словом «Витославлицы». В избах настоящий древний скарб, люди в национальных костюмах воспроизводят быт средневековой русской деревни. Очень занимательно, особенно впечатляюще для детей. Впрочем, эти исторические места — лишь малая толика красот и святынь Великого Новгорода и области, а чтобы осмотреть все, не хватит и месяца.

Наш отпуск подошел к концу, пора в Москву. На дорогу выделили ночь и вскоре горько пожалели об этом — снова начались муки на уже знакомых колдобинах, которые в темноте становятся еще более неожиданными и глубокими. Добавил ощущений и мощнейший ливень, который шел всю ночь.

Подведя итоги, с удивлением обнаружили, что потратили значительно меньше денег, чем планировали. Наш Ерема пробежал чуть больше двух с половиной тысяч километров, поглощая 9–10 литров бензина на сотню, ни разу не чихнул и даже все колеса остались целы. Мы же привезли с собой бушующее море впечатлений и гору фотографий. Отдохнули, что называется, на все сто!

Прекрасному Софийскому собору, что в Великом Новгороде, без малого тысяча лет, он построен в 1045–1050 гг.

Немецкие рыцари за неприступность прозвали Изборск «железным городом».

Новгородский Торг и Ярославово дворище, где собиралось вече.

Юрьев монастырь на озере Ильмень, через которое в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».

Церковь Спаса Преображения на Ильине с росписями Феофана Грека — жемчужина новгородского зодчества.

Средневековая братская могила защитников Изборска.

Длина крепостной стены Псково-Печорского монастыря около 700 м и с этим связана красивая легенда.

Звонница Псково-Печорского монастыря.

Белоснежный Троицкий собор псковского кремля словно парит в воздухе.

Музей деревянного зодчества в Витославлицах близ Новгорода.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые