Шкурный интерес

ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС

ТЕХПОМОЩЬ

Материалы

АБРАЗИВЫ НА НОВОЙ ОСНОВЕ

ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС

АНАТОЛИЙ СУХОВ

Для одних «жестянка» — хлопоты и расходы, для других, что по ту сторону ворот, — профессия. Угодить взыскательному клиенту нелегко — уж он-то знает, где искать следы ремонта. Поэтому профессионал выбирает шкурку и шлифмашинку не менее тщательно, чем молоток и поддержку: царапины на шпатлевке не исправит даже самый искусный маляр, да и клиент ждать не станет — идеальная поверхность должна получиться с первого раза. Сегодня палитра абразивных материалов для авторемонта пополнилась новинками финской компании «Мирка» (Mirka) — второй после «3М» по объему этой продукции. Но прежде поговорим о привычных шкурках: их маркировке, применении, недостатках.

СМОТРИМ В ЗУБЫ

Два распространенных абразива — корунд (оксид алюминия) и карбид кремния (фото 1) имеют разные кристаллические решетки. Они определяют и характер обработки. Корунд дает зерна в форме «зуба дракона» (см. рис.): они обеспечивают высокую производительность («агрессивную» шлифовку), но оставляют, в зависимости от размера, более или менее заметные бороздки. Такие шкурки часто используют для предварительной шлифовки. Зерна карбида кремния — многогранники неправильной формы. Они дают более нежный штрих и применяются, как правило, для финишных операций. Карбид кремния тверже, чем корунд, но более хрупкий. Свойства обоих улучшают, добавляя оксиды кремния, железа, титана.

Определить тип абразива иногда удается по маркировке на нерабочей стороне материала. В распространенном стандарте FEPA* буква Р соответствует пирамидальному зерну (корунду), а F — кубическому (карбиду кремния). Цифры после нее обозначают средний размер зерен — чем меньше число, тем они крупнее. Однако для каждого типа зерен своя шкала: например, средний размер зерна для Р400 — 35 микрон, а для F400 — 17,3. Во избежание путаницы шкал, зернистость для обоих материалов часто указывают по Р-шкале. Не совсем корректно, но потребителю ориентироваться проще.

Важную роль играет и насыпка — плотность заполнения подложки зернами. «Открытая» означает, что зерна расположены относительно редко: такие шкурки лучше очищаются. При «закрытой» насыпке зерна расположены вплотную друг к другу (обычно в мелкозернистых шкурках). Но в любом случае держаться они должны прочно. За это отвечают связующие смолы и основа.

БУМАГА ВСЕ СТЕРПИТ

Вариантов основы немало: бумага, вулканизированная фибра, ткань, комбинация бумаги и ткани, полиамидные основы (в том числе тканые). У каждой — своя специализация. Например, прочная фибра (полимер природного происхождения, вырабатываемый из древесной и хлопковой целлюлоз) применяется для тяжелых работ, в основном по металлу. Полимерные ленты с высокой прочностью на разрыв используют для мехобработки. А нетканый материал с абразивной пропиткой идеален для сложных поверхностей.

Шкурки на бумажной основе в авторемонте применяют очень широко — сравнительно тонкие и гибкие, они позволяют хорошо обрабатывать различные поверхности. Для сглаживания неровностей и повышения прочности бумаги ее пропитывают латексом. При этом удается и уменьшить расход абразива — его зерна не проникают в поры бумаги, где они совершенно бесполезны. По нарастанию удельной плотности (и, соответственно, прочности) бумага обозначается латинскими буквами: А — наиболее тонкая, для обработки сложных поверхностей, F — жесткая и прочная, для агрессивной шлифовки.

Бумажная шкурка боится излома. При механической обработке заусенец, край детали или проступивший под шпатлевкой сварной шов способны быстро испортить шлифовальный круг. А тот, в свою очередь, испортит поверхность: излом оставит глубокие царапины. «Мирка» разработала и запатентовала технологию Progressive Bond, которая предотвращает распространение трещин в слое между основой и зернами (одновременно повышая и стойкость к выпадению зерен). Такова, например, шкурка для агрессивной шлифовки Coarse Cut. При изгибе она ведет себя подобно жесткой резине: смятая — пружинит, распрямляется (фото 2). Она не боится изломов (фото 3) и ее не придется менять на диск, чтобы сгладить точку сварки или неровный шов (фото 4) — экономия времени! По той же технологии изготовлена шкурка Hiflex для грубой ручной шлифовки и более тонкие Gold и Royal. Конечно, последние — не для зачистки швов, но на крутых изломах поверхности запас прочности не помешает.

РУЧНАЯ РАБОТА

Не каждый изгиб кузова можно доверить шлифмашинке, особенно если речь идет о тонком слое краски или грунта. Но и нажимать на тонкую шкурку рукой приходится с оглядкой — та безошибочно повторяет изгибы пальцев. У одного они загнуты как надо, а у другого, глядишь, и нет. Нужен демпфер, но такой, чтобы держал шкурку, да чтоб работать было удобно, да... Словом, идея срастить шкурку с тонким поролоном витала в воздухе. Воплощением стал Softflex, предназначенный для ручной шлифовки. В его основе — гибкая и эластичная бумага плотности А. 

Другой материал, предлагаемый «Миркой» для ручной сухой и мокрой шлифовки, — Mirlon (фото 5). Он представляет собой листы синтетического войлока с абразивной «пропиткой». В зависимости от требуемой чистоты поверхности в качестве абразива используется как корунд, так и карбид кремния. Mirlon незаменим при подготовке к окраске сложных деталей — рамы, колес. Для выравнивания поверхности он не годится, а вот создать микрориски, за которые зацепится краска, — пожалуйста. Да и острых углов не очень боится: оторвется кусочек — ну и что? Лист можно вообще расслоить пополам — абразив-то во всем объеме.

ВСЕ В АЖУРЕ

С извечным недостатком шкурок — засорением до сих пор приходилось мириться. Теоретически работоспособную, с еще острыми зернами абразива, но «засалившуюся» шкурку приходится выбрасывать. А новая дает иной, более выраженный штрих. Сгладить неравномерность обработки поверхности удается только при определенном навыке.

Созданный «Миркой» материал «Абранет» (Abranet) лишен этих недостатков. На плетеную основу из синтетической нити нанесен термообработанный оксид алюминия зернистостью от Р80 до Р600. Размеры ячеек и расстояние между ними около 0,5 мм — через такое сито свободно пройдет даже мелкий песок, не то что пыль (фото 6). «Абранет» используется как для ручной, так и для механической шлифовки, причем, в отличие от похожих изделий других фирм, петельки его крепежной «липучки» вытканы заодно с сеткой, а не держатся на ламинате. В последнем случае отсос пыли уже не столь эффективен.

«Абранет» примерно вдвое дороже обычных шкурок, но в конечном итоге выгоднее: служит существенно дольше, не требует очистки и практически не пылит (о последнем чуть ниже).

Другая новейшая разработка — «Абралон» (Abralon). Он состоит из трех слоев: специально укрепленной трикотажной ткани, «пропитанной» карбидом кремния, поролона и присоединительной «липучки». Все слои «дышат» — хоть и не так, как «Абранет», но пыль через поры проходит. Впрочем, тонкую шлифовку «Мирка» рекомендует производить увлажненным материалом. Вода, проникнув в пористый поролон, удерживается там и все время смачивает шлифуемый участок (фото 7), не давая ему перегреваться.

Зернистость «Абралона» по Р-шкале от 180 до рекордных 4000 (обычно самые мелкие шкурки не превышают Р1500-Р2500) — таким образом, его можно использовать вместо грубых полировочных паст для устранения дефектов покраски (шагрень, пыль) или восстановления лакокрасочного покрытия. Благодаря демпфирующему слою «Абралон» хорошо работает на кромках — их можно обрабатывать шлифмашинкой. Не противопоказано и ручное использование (фото 8). И так же, как «Абранет», «Абралон» стойко сопротивляется «засаливанию» — выгода налицо. А возможность за считанные минуты отполировать помутневшую от царапин фару из поликарбоната по достоинству оценят владельцы иномарок.

СУХОЙ ЗАКОН

И у «сухой», и у «мокрой» шлифовки немало приверженцев. На «мокрое» идут не от хорошей жизни — пыль девать некуда. В небольшом сервисе, где на новые фильтры для окрасочной камеры еще не заработали, приходится тратить время на лишнюю операцию — удаление воды. А полиэфирная шпатлевка весьма гигроскопична!

Напомним, что не все материалы допускают влажную шлифовку, а мокрую и подавно (у «Мирки» это водостойкие шкурки и Mirlon). При влажной шлифовке (Royal Micro, Softflex, Abranet, Abralon) материал нельзя замачивать, допускается лишь увлажнять его поверхность.

Но и пылеотсос — лишь частичное решение проблемы. Традиционные шкурки, несмотря на отверстия для сбора пыли, чистюлями не назовешь: пыли вроде немного, но контур автомобиля на полу отпечатывается. Ажурный «Абранет» на порядок опрятней, а с фирменным опорным диском с несколькими десятками отверстий (фото 9) обеспечивает почти хирургическую чистоту (фото 10). Значит, и клиент будет доволен, и жестянщик вздохнет свободнее — в прямом и в переносном смысле.

Шкурка с корундом (вверху) и с карбидом кремния (внизу): 1 — основа; 2 — связующая смола (смолы); 3 — стеарат для улучшения очистки поверхности; 4 — зерна абразива. Правильную ориентацию (острием вверх) зерна получают в процессе насыпки в электростатическом поле.

Слева — корунд (белый и розовый), справа — карбид кремния. Цвет зависит от примесей.

Обычная шкурка, в отличие от изготовленной по технологии Progressive Bond (слева), разрушается при изломе.

Шкуркой Coarse Cut можно зачистить панель с отверстиями.

Для ручной шлифовки «под покраску» используем Mirlon.

После шлифовки Abranet остается абсолютно чистым.

Небольшие изломы поверхности для Abralon — не помеха, да и грязь остается внутри.

Подойдет Abralon и для ручной шлифовки.

Старый диск (справа) и новый по заказу «Мирки» — под Abranet.

Контроль чистоты: половина двери зашкурена, но на черном бархате под машиной — ни пятнышка.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии