Социологи подтвердили непорядочность страховщиков

Отношение водителей к «автогражданке» и насколько прилично ведут с ними дела страховые компании (СК), изучил в масштабном опросе холдинг «Ромир». Данные злободневны, ведь в Госдуме грядут слушания поправок в Закон об ОСАГО. Особое внимание обратим на «характеристики порядочности» страховщиков.
Отношение водителей к «автогражданке» и насколько прилично ведут с ними дела страховые компании (СК), изучил в масштабном опросе холдинг «Ромир». Данные злободневны: в ГД грядут слушания поправок в закон об ОСАГО. Особое внимание обратим на «характеристики порядочности» страховщиков.

Сами принципы «автогражданки» удовлетворяют большинство (3/4 респондентов) — такое страхование необходимо. ОСАГО — гарантия того, что после ДТП виновнику не уклониться от выплат. Плюс она удобна, убеждены 64% опрошенных: пострадавшим не приходится самим выяснять отношения с виновниками аварий — возмещение выплачивает страховщик. Семеро из десяти опрошенных без оговорок поддерживают порядок об обязательном оформлении полисов для всех без исключения автомобилистов.

Такое общественное мнение в год 10-летия «автогражданки» в России следует считать достижением. Впрочем, достижением относительным: одно дело — оценка принципов, и другое — практики. Рассмотрим данные по другую сторону хороших цифр. И вместе с тем покажем первоисточники документов читателям «За рулем.РФ», высказавшим на форуме сомнения по поводу опубликованного на сайте сообщения.

Реальное положение вещей отражено в диаграммах по результатам опроса «Ромира» — представителя в РФ международной исследовательской компании Gallup International.

Тем, что ОСАГО существует, удовлетворено подавляющее большинство — 89%.

Когда же обращаемся к сведениям о проблемах, которые возникали у респондентов при контактах со своими страховщиками, цифра удовлетворенных оказывается ниже: не возникало проблем с СК у 51% застрахованных.

Правда, формулировка вопроса такова, что не вполне понятно, что имели в виду респонденты, отвечая на вопрос: все ли у них сложилось хорошо после обращений в СК за возмещением ущерба или же в дорожные неприятности они не попадали и контакты с СК ограничились оформлением полиса? В самом деле, ведь многие в ДТП не попадают годами.

Даже если пренебрежем этими соображениями, а также нижними десятью пунктами, данные скажут, что не все ладно в страховом царстве.

На заниженные суммы компенсаций, необоснованно растянутые сроки выдачи денег (сюда же приплюсуем данные из графы «волокита») и уклонение от выплат указали в общей сложности 38% респондентов. Что означает: когда каждый четвертый из десяти водителей ощутил на себе последствия нарушения договора страхования, контакты СК с клиентами нельзя назвать благополучными.

Неидеальность отношений страховщиков и застрахованных подтверждает и следующая диаграмма. Из строк, отражающих ключевые проблемы отношений сторон, становится ясно: на некую группу удовлетворенных приходится половина и более недовольных.

Но далеко не все опрошенные отважились идти до конца — в суд, чтобы попытаться добиться справедливых, как считают, выплат. Причина известна: они не подготовлены, чтобы противостоять юристам СК, закаленным в подобных битвах. Но смотрите, из 13% тех, кто отважился судиться, 10% получили решение в свою пользу.

Теперь оценим эту цифру по-другому: получается, в каждом десятом случае (заметьте, только выявленном благодаря обращению в суд) страхкомпании нарушили правила страхования, а значит — закон. Для цивилизованного рынка страховых услуг, о развитии которого не перестают говорить страховщики, это чудовищно много. Ведь данные исследований следует экстраполировать на практику взаимоотношений со СК всех автомобилистов страны.

Но будем, что называется, смотреть с надеждой в то будущее, которое должны обеспечить готовящиеся поправки в Закон об ОСАГО. Одна из них — о повышении тарифов на полисы (на чем настаивали страховщики) — вызывала напряженные споры. Однако неожиданный результат: 52% готовы платить больше и только 11% не согласны ни за какие коврижки.

Впрочем, никто не собирается жертвовать деньгами за просто так. Пожелания автомобилистов были известны и ранее, теперь их подтвердил социологический опрос.

А вот показатель того, как ощущают автомобилисты обстановку на рынке автострахования.

Теперь не умозаключения спорящих сторон, а данные социологического опроса должны стать ориентиром для депутатов в предстоящих слушаниях поправок к Закону об ОСАГО.

Подпишитесь на «За рулем» в