Андрей Панков: Россия — страна внедорожников

Российский автомобильный рынок иностранных брендов продолжает падать — по итогам десяти месяцев 2013 года он снизился на 3,5% относительно аналогичного периода 2012 года. При этом, как бы парадоксально ни выглядело на первый взгляд, в сегменте SUV наблюдается устойчивый рост – за 10 месяцев продажи в этом сегменте выросли на 13%. Причины антимейнстрима я вижу в нескольких моментах.
Главный Исполнительный директор ММС Рус Андрей Панков

Первый — иррациональный. Наш менталитет сильно отличается от менталитета Европы, США и Японии тем, что в России покупатель приобретает автомобиль не просто как средство передвижения из точки А в точку Б.

Для большинства наших сограждан автомобиль — символ статуса, и психологически чем автомобиль больше, тем статус выше. То есть для SUV в России действуют те же законы рынка, что и для премиальных брендов, которые, как известно, куда меньше подвержены колебаниям в неустойчивой экономической ситуации. Даже больше, четко прослеживается следующая тенденция — как только на рынке возникают моменты, когда покупатели испытывают неуверенность в будущем, спрос резко смещается, например, с седанов D-класса или бизнес-класса в сторону среднеразмерных и компактных SUV.

Второй момент — рациональный, его определяет дорожная ситуация. Покупатель совершенно осознанно выбирает SUV за более высокую проходимость, которая актуальна восемь месяцев в году. Для того чтобы это проверить, не нужно искать бездорожье — достаточно проехать зимним вечером по обычному московскому двору.

Третий аспект — постоянное расширение линейки внедорожников и вседорожников, представленных на нашем рынке. Эта тенденция коснулась и премиальных брендов, которые активно двинулись в сторону более доступных автомобилей, что также дало прирост продаж в этом сегменте.

Очень важный фактор — цена, практически приближающаяся к цене седанов. При незначительной разнице в стоимости человек становится владельцем качественно другого автомобиля, отвечающего двум первым пунктам. Многие автопроизводители стали делать доступные кроссоверы, которые можно приобрести практически по цене седана, например Renault Duster сейчас значительно дешевле, чем большинство седанов С-класса. Локализация производства внедорожников в России позволила также увеличить продажи, мы это четко прослеживаем на примере Mitsubishi Outlander и Pajero Sport.

После кризиса 2008 года Mitsubishi в России поменяло стратегию, мы осознанно отказались от развития продаж в сегментах В и С, сфокусировавшись на сегменте SUV. Сегодня, когда Mitsubishi в России ассоциируется не только с внедорожниками, но и с первым электромобилем, мы по-прежнему будем придерживаться своей стратегии и в следующем году начнем продажи первого в мире электровнедорожника с увеличенным запасом хода – электрического Outlander, который станет новым витком в развитии сегмента SUV в России.

По нашим прогнозам, рынок кроссоверов и SUV будет стабильно расти. К 2018 году этот сегмент составит до 50% от общего автомобильного рынка, в том числе за счет увеличения объемов продаж инновационных кроссоверов и внедорожников.

Подпишитесь на «За рулем» в