"соболь" находит нишу

«СОБОЛЬ» НАХОДИТ НИШУ

]

ЭКСКЛЮЗИВ

«СОБОЛЬ» НАХОДИТ НИШУ

На прошлогоднем Московском автосалоне стенд ГАЗа не страдал отсутствием новинок. Собственно, для шоу поднапряглись все отечественные автозаводы, даже давно и почти безнадежно «лежащие на боку». Отличие ГАЗа в том, что он осуществляет свои «угрозы» — возит по городам и весям выставочные образцы не для того, чтобы покрасоваться, а для вполне конкретного «прощупывания» рынка: стоит ли начинать производство?

Алексей СОЛОПОВ

Фото Владимира Князева

«Гвоздем» экспозиции ГАЗа был «Соболь». Зрители рассматривали роскошный салон, дивились независимой передней подвеске, удивлялись непривычным пропорциям. Работавшие на стенде заводчане в подробности не вдавались да и вообще предпочитали помалкивать — такова была официальная установка. Это вполне объяснимо. Разработка числится в разряде инициативных, отношение к ней на самом заводе, скажем так, неоднозначное. Именно реакция зрителей и должна была многое подсказать. Ждать ее долго не пришлось. У посетителей автосалона, а затем и в автомобильной прессе появились суждения о том, что это — первый отечественный мини-вэн. Но если во всем мире основой вэна является автомобиль легковой, то у нас, дескать, пошли своим путем и взяли за базу грузовой фургон. При всем при том автомобиль понравился.

Между тем время шло, отклики на премьеру были учтены, и «Соболь» стал предметом обсуждения на техсовете ГАЗа. Вердикт вынесли положительный и даже определили срок постановки на конвейер. Известно, что технари боятся «сглазу» пуще актеров. Потому и мы дату назовем обтекаемо — 1998 год и добавим, что журнал «За рулем» получил исключительное право донести до своих читателей первую более или менее подробную информацию о новом автомобиле.

В июле исполнится три года, как на конвейере в Нижнем Новгороде появилась «Газель». «Праправнучка» первой газовской полуторки оправдала возложенные на нее надежды: завод во многом устоял именно благодаря этому «коммерческому транспортному средству». Среди социальных задач, поставленных перед небольшим грузовиком, была не только поддержка возникающего малого бизнеса. Растущее число автомобилей ограничивает применение крупногабаритной техники на городских улицах: человечество все больше заботится об экологии, да и теснота... «Газель» относится к классу автомобилей общей массой до 3,5 тонны. Между тем в некоторых странах Европы в центры городов уже едва пускают машины меньшего класса — до 2,8 тонны. Не случайно в ряду предлагаемых производителями подобных автомобилей, будь то «Транзит» от «Форда» или «Каравелла» от «Фольксвагена», такие малютки составляют до 60 процентов.

«Соболь» — не слепое следование европейскому опыту. Это попытка предугадать тенденцию и перехватить инициативу. Теснота и на наших улицах становится проблемой. Вероятно, скоро мэрии многих городов начнут все активнее бороться с транспортом. Что предложит покупателю отечественный рынок? Тот же ГАЗ не так давно вложил немало средств в разработку «Бурлака» на базе «Волги». Но легковой конвейер, чуть не вдвое перекрывая проектные показатели, выпускает седаны. Ни пикапа, ни фургона грузоподъемностью до тонны у ГАЗа нет. Уазовская «буханка» все-таки больше ориентирована на бездорожье — по городским надобностям с такой прожорливостью больно не поездишь. Тольяттинцы, обжегшись на «Бизоне», новых попыток проникнуть в коммерческий класс пока не предпринимают. Про «Москвич» сегодня вообще сказать что-то трудно. Остается «Ижмаш» с его «каблучком» — прямо-таки монополистом по своей части. Но Izh 2715 современным требованиям уже не отвечает.

Впрочем, слухи о безвременной кончине родного автопрома оказались не совсем точными. Не исключено, что каждый из упомянутых заводов имеет в загашнике проект, из последних сил подтягиваемый к конвейеру. На ГАЗе справедливо решили, что раз есть ниша на рынке, то надо сделать все, чтобы ее занять.

По замыслу авторов, «Соболь» должен стать родоначальником класса автомобилей, включающего грузовую, грузопассажирскую и пассажирскую машины. Естественно, что ставилась задача максимально возможной унификации с имеющейся в производстве продукцией. За основу была взята «Газель». Колесную базу сократили на 140 миллиметров. Это привело к весьма серьезным изменениям рамы. Кстати, в наших дорожных условиях она для автомобиля столь небольшой грузоподъемности продолжает оставаться залогом долговечности. Малая грузоподъемность позволила отказаться от двускатных колес на задней оси. Конечно, пришлось изменить тормозной барабан, рабочий цилиндр заднего тормоза. Другой стала полуось — колесо крепится не шестью шпильками, как у «Газели», а пятью болтами.

В пассажирском варианте «Соболь» должен везти шесть — восемь человек. Такая пассажировместимость переводит машину в легковой класс, где более высоки требования к устойчивости, управляемости, плавности хода, тормозным качествам. Естественно, балку переднего моста пришлось заменить независимой подвеской. Она классическая, двухрычажная. И хотя «инициатором» независимой подвески стал как бы микроавтобус, ставить ее будут на всю гамму машин. Кстати, на микроавтобус новая машина «тянет» смело: вариант «маршрутное такси» вмещает 10 пассажиров. Конечно, им будет не так комфортно и вольготно, как шестерым седокам «люкса», но разница, сами понимаете, определяется задачей. Микроавтобус получил индекс GAZ 2217.

По-видимому, «Газели» суждено на долгое время стать базовым автомобилем российской «скорой помощи». И здесь для «Соболя» есть свое место. В него не напичкаешь много оборудования, в нем вряд ли удастся делать операцию в полевых условиях, но вот довезти до больницы «острого» больного он сумеет быстрее «Газели».

Сегодня производство «кабинной» (как ее называют на заводе) «Газели» преобладает над цельнометаллической. Хотя во всем мире как раз наоборот — примерно 7:3 в пользу фургонов. Что поделаешь — национальные особенности рынка. Разработчики «Соболя» полагают, что на их машине установится европейское соотношение. В этом классе оно составляет 8:2 в пользу тех же цельнометаллических фургонов. Но среди первых шести образцов, что проходят сегодня испытания, «кабинные» машины есть тоже.

Можно представить, что многочисленные фирмы, расплодившиеся повсеместно, предложат массу самых разнообразных «навесок» на шасси «Соболя». Будут тут и автолавки, и термофургоны, и всякое другое. Падет ли под укусами маленького хищника ижевский «каблучок»? Для уральского ветерана такой исход нельзя считать невероятным. Нелегко придется и тому, кто попытается проникнуть в облюбованную «Соболем» норку, то бишь нишу.

Как признаются на автозаводе, наверно, машину можно было сделать и иной. Но тогда был бы риск опоздать в эту самую нишу. «Соболь» вроде бы успел.

Автомобили семейства «Соболь„(сверху вниз): микроавтобус 2217 — обычный и в исполнении „люкс“; „комби“ 2752 — грузопассажирский и цельнометаллический фургон; грузовик 23101 — с изотермическим фургоном и бортовой.

Основные размеры «Соболя» (красный контур) и «Газели» (синий).

Техническая характеристика автомобиля «Соболь» GAZ 2217 (по опытному образцу)

Общие данные: число мест — 7; полная масса — 2670 кг; скорость — 130 км/ч. Двигатель: тип — бензиновый, карбюраторный; модель — ЗМЗ-4061.10; рабочий объем — 2,3 л; мощность — 81 кВт/110 л. с.; распределительный механизм — с четырьмя клапанами на цилиндр. Размеры, мм: длина — 4840; ширина — 2100; высота — 2200; колея передних и задних колес — 1700, Подвеска: передняя — независимая, на поперечных рычагах и пружинах; задняя — зависимая, рессорная. Шины — 22/65R16.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии