Авторынок: год красного дракона

Китайские компании захватывают российские регионы там, где традиционно сильны позиции АВТОВАЗа. Не последнюю роль в этом играет лояльная местечковая пресса. Дилеры и эксперты ожидают, что российский автогигант еще сильнее сдаст позиции.

1 no copyright

1 no copyright
Lada Granta и FAW V5 на сравнительном тесте газеты «За рулем — Регион»

Аналитическое агентство «Автостат» подсчитало, что за девять месяцев уходящего года в России нашли покупателей 70,5 тыс. новых китайских машин. Это на 10 тысяч больше (+15%), чем за аналогичный период 2012 года. И это при том, что рынок падает. Взлет спроса отмечается на территории Центрального федерального округа, а лидерами потребления китайских авто стали Республика Башкортостан и Татарстан: в обоих субъектах Федерации было куплено около 4,5 тыс. авто.

«У нас в свое время хорошую рекламу Geely сделали таксисты — они много закупили машин в автопарки и продолжают их покупать. Народ посмотрел, что автомобиль достаточно надежный, не ломается, поэтому и другие стали их покупать», — рассказал «За рулем.РФ» Александр, представившийся старшим менеджером официального дилера марки Geely в Казани «АвтоДом-Фобос». Представитель дилера также заметил, что на сегодняшний день в Татарстане среди китайских брендов лидируют Lifan и Geely. По его мнению, уже в недалеком будущем они обойдут по продажам Lada.

Как ни странно, весомым фактором роста китайских автокомпаний в регионах может быть активный «самопиар» в местных автомобильных СМИ. О том, как это происходит, «За рулем.РФ» более подробно рассказал автожурналист Николай Назайкинский, проработавший очень долго в тольяттинской автомобильной прессе. «Очень часто региональные издания пишут лояльные статьи специально под дилера для того чтобы заманить его на размещение рекламы либо если он уже купил определенные баннеры», — рассказывает Назайкинский.

2 no copyright

2 no copyright
Предполагается, что автомобили совместного предприятия BMW и Brilliance будут экспортироваться в Европу

По мнению журналиста, в регионах у дилеров, как правило, работают весьма недалекие маркетологи, которые считают, что критика продвигаемого ими продукта вообще неуместна. «Однако они не понимают менталитета российского водителя, ведь сплошные дифирамбы могут еще сильнее испортить имидж машины, особенно китайской», — полагает Назайкинский. Впрочем, журналист убежден, что, несмотря на качество публикаций, в итоге накапливается критическая масса информации о «китайцах», которая, безусловно, влияет на спрос.

Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин считает, что всплеск популярности «китайцев» основывается на низкой базе. «Это никакой не рост. В том году продали 300 автомобилей, а в этом — 3000 штук, понятное дело — продажи в 10 раз скакнули. Но разве это можно назвать нормальными объемами», — поясняет он. В то же время Коровкин отмечает, что качество автомобилей из Поднебесной с каждым годом улучшается. «Однако непонятно, что будет с этими машинами на вторичном рынке. Качественного сервиса с регулярными поставками запчастей еще нет. Если выяснится, что при перепродаже на „вторичке“ цена такого подержанного автомобиля сильно упадет, то у новых покупателей мгновенно отпадет желание с ними связываться», — считает представитель ОАР.

Иного мнения придерживается Александр Климов, гендиректор компании «Долавто» (официальный дилер Geely, Chery и ТагАЗ). «Начнем с того, что китайские бренды у нас сильно недооценены. Я очень часто слышу высказывания о машинах из Китая на уровне 5-6-летней давности, — рассказывает Климов. — Не так давно я был на Шанхайском автосалоне, так вот, чисто с потребительской точки зрения я убедился, что многие новинки выставки мало чем отличаются от современных европейских и японских моделей».

Сейчас китайцы позиционируют себя как трансконтинентальные бренды. Они прикрепляются «паровозиком» к известным компаниям, к примеру, как Brilliance к BMW и Geely к Volvo. И это, для начала, помогает продавать бренд, а уж затем и автомобили. «И потом, обратите внимание, у нас к китайским автомобилям сложилось традиционно предвзятое отношение. Им не прощают то, что легко сходит с рук другим автофирмам», — обращает внимание собеседник.

Климов убежден, что с учетом завода Geely в Белоруссии (автомобили могут свободно ввозиться в Россию благодаря Таможенному союзу. — Прим. ред.) доля китайских автомобилей на российском рынке будет увеличиваться. А если учесть, что по прогнозам аналитиков рынок останется в прежних объемах, то рост произойдет за счет доли традиционно доминирующего в сегменте недорогих машин АВТОВАЗа. По данным комитета Ассоциации европейского бизнеса, с января по октябрь этого года продажи Волжского автогиганта упали на 15%, притом что рынок понизился всего на 7%.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии