Нечитаемый номер доведет до штрафстоянки

Водители, скрывающие номера от средств автоматической фиксации нарушений, будут наказаны конфискацией автомобилей сроком до полугода. Такая же санкция ожидает злостных задолжников по штрафам. Об этом «За рулем.РФ» рассказал автор идеи, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

201309231412 201309231412 201308230800 201308230759 rr nomer no copyright

201309231412 201309231412 201308230800 201308230759 rr nomer no copyright

«Человек, заклеивающий или закрывающий номер, не просто нарушитель — он бросает вызов всей государственной системе, нивелируя принцип неизбежности наказания, — убежден Вячеслав Лысаков. — У меня нет под рукой статистики ГИБДД, но в год около 2000 водителей скрываются с места ДТП, используя нечитаемые номера».

По мнению депутата, превентивный арест автомобиля с такими номерами позволит не только снизить количество нарушений, но и будет способствовать «обеспечению социальной справедливости». «Штрафстоянка превратится из меры обеспечения наказания в само наказание, — считает депутат. — Почему это необходимо? Дело в том, что существующие штрафы — даже повышенные с 1 сентября — очень неоднородно „бьют“ по нарушителям. Скажем, 5000 рублей для пенсионера — это изрядная часть его пенсии. А те же 5000 рублей для владельца многомиллионного Mercedes-Benz — это тьфу, комариный укус. Получается, один только штраф не может обеспечить социальную справедливость».

А вот угроза лишиться машины на полгода, по мнению Лысакова, охладит пыл как тех, кто привык не считать деньги, так и небогатых людей. «Оставить машину за десятки миллионов рублей на стоянке под палящим солнцем или снегом кому угодно будет жалко», — убежден депутат.

Причем недавно был создан правовой механизм, позволяющий отмежевать тех, у кого номер стал нечитаемым по естественным причинам, от злоумышленников, сознательно его прячущих. «Понятно, что может не идентифицироваться одна цифра из-за снега или чего-то еще, а может весь номер быть закрытым пленкой, рамкой и так далее. Используя казуистику, адвокатам удавалось „отмазать“ таких клиентов. Теперь мы прописали все эти уловки в КоАП, что дает нам возможность прицельно наказывать злоумышленников», — негодует Лысаков.

Пока конфискация автомобиля — это только идея, и, чтобы стать законодательной инициативой, ей предстоит выдержать правовую и общественную экспертизы. Однако юрист, председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров заранее убежден, что в существующее законодательство она не впишется. «Вообще, это старая песня — изымать автомобили предлагали и за пьянство за рулем, но поддержки среди здравомыслящих людей такая инициатива не получила, — заявил эксперт. — С точки зрения права автомобиль может быть помещен на штрафстоянку только в качестве меры обеспечения при производстве административного дела. Или, если брать Уголовный кодекс, машина может быть арестована, если она является орудием преступления — как вещественное доказательство. Других вариантов нет».

«Что касается социальной справедливости, то лучше поступать так, как это делается в некоторых европейских странах — штраф пропорционален доходу нарушителя. И если в России это осуществить затруднительно (реальные доходы держатся в тени), то в рамках действующего законодательства справедливость можно утвердить, назначая нарушителям общественные работы. Определенное судом количество часов для подметания улиц одинаково как для бедного, так и для богатого нарушителя», — добавил Дозоров.

Сокрытие номеров — не единственное правонарушение, за которое можно будет лишиться автомобиля. По задумке Вячеслава Лысакова, это также должно стать эффективной мерой против неплательщиков штрафов. «В настоящее время судебным приставам приходится бегать за должниками — и это не всегда эффективно. Вот „висит“ на человеке 15 штрафов — и он совершенно безнаказанно продолжает ездить. А на шестнадцатый раз будет труп. Таких нужно просто убирать с дороги, и самый эффективный путь — арест автомобиля», — отметил первый зампред комитета по госстроительству.

Возможно, данная мера и окажется действенной, но председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин опасается, что она приведет к усилению коррупции и произвола: «Видимо, карательные меры кажутся нашим законотворцам самыми эффективными, но лично я против еще большего расширения и без того раздутых полицейских полномочий. Уже не смешно даже. Неплохо бы депутатам задуматься о профилактике нарушений, а не о репрессиях, которые приводят к росту коррупции в органах».

Отметим, что сокрытие номеров в столице приобрело характер эпидемии после организации в центре Москвы зоны платной парковки в ноябре прошлого года. Любопытно, что номерные знаки от проезжающих «парконов» прячут владельцы как бюджетных, так и люксовых автомобилей. Например, в ноябре блогосферу всколыхнули фотографии Porsche Cayenne Turbo, принадлежащего генеральному директору телеканала «Дождь» Наталье Синдеевой — машина была запечатлена с номером, завешанным газетой. Мнения блогеров расходятся: одни видят в действиях водителей гражданский протест, другие — желание сэкономить 50 рублей. Ко второму лагерю примыкает и Вячеслав Лысаков. «Звучат голоса, что когда владельцы дорогих машин заклеивают номера, они тем самым протестуют против платной парковки. Но, на мой взгляд, это не гражданская позиция, а самое элементарное жлобство», — заявил он «За рулем.РФ».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии