Любовь и верность

ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ

]

АНКЕТА ЗР 

ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ

ЧТО ЛУЧШЕ СТАРОЙ ИНОМАРКИ?

Скептики утверждали, что интерес читателей к нашей анкете, опубликованной в свое время в журнале (1996, № 10), вызван, прежде всего, желанием выиграть один из призовых автомобилей. Не отрицая этого мотива, тем не менее добавим, что и теперь, когда редакция предложила еще одну анкету (1997, № 4), письма по предыдущей продолжают приходить. Письма уже не с ответами, а скорее с вопросами и размышлениями по поводу анализа данных, которые мы обнародовали. Такая заинтересованность читателей побудила нас продолжить исследование.

В предыдущем номере мы рассматривали, как оценили читатели качество сборки отечественных легковых автомобилей. Попробуем на сей раз проследить связь между отношением владельцев к машинам, купленным новыми, и к подержанным.

Начнем с общей оценки. Напомним: за каждую из оценок в ответах на данный вопрос анкеты мы начисляем соответствующие баллы («очень хорошо» — 5, «хорошо» — 4 и так далее до «очень плохо» — 1), а затем делим сумму баллов на число ответивших. Итак, выделим группу покупателей новых машин и по принятой нами схеме вычислим средний балл. Как и следовало ожидать, у новых он несколько выше — разрыв с подержанными автомобилями у АЗЛК, ВАЗа, ЗАЗа и ИЖа составляет 0,15 балла. Не таковы «волги» — владельцы, вне зависимости от возраста машин, оценивают их практически одинаково: новые «лучше» всего на 0,004 балла. Феномен же еще одного автомобиля — УАЗа — объяснить будет не просто. Дело в том, что «бэушные козлики» заслужили даже более высокий балл, чем только недавно покинувшие конвейер. Разница, правда, невелика, но заметна — 0,05 балла.

В отношении «волгарей» и «уазовцев» к своим автомобилям немало общего. При этом, судя по всему, и на заводах к ним относятся примерно одинаково (доказательством может служить уточненная диаграмма 1, показывающая число дефектов новых автомобилей). В общем, картина безрадостная, но она наводит на любопытные размышления. Подержанный УАЗ — это, скорее, автомобиль с частично изжитыми дефектами. Или другое: «в добрые старые времена» армейские вездеходы собирали лучше. Тут требуется небольшое разъяснение. Большинство владельцев оценивают свои автомобили, сравнивая их не с другими машинами, а скорее со своими ожиданиями и надеждами. Стало быть, настроения владельцев УАЗов можно интерпретировать и так: на что же еще рассчитывать, чай, машина-то не новая.

Как вы помните, в предыдущем материале (см. ЗР, 1997, № 5) мы получили «средние баллы» для шести отечественных легковых марок, а также суммарный показатель для зарубежных машин. Наилучший из «наших» — ВАЗ набрал 3,55 балла, иномарки — 4,0. Разрыв вроде бы велик, однако при ближайшем рассмотрении не выглядит непреодолимым. Чтобы уточнить этот вопрос, приведем раздельные данные для марок зарубежных машин, представленных в анкетах в достаточном для сравнения количестве (см. диаграмму 2). Выходит, что ближайший родственник ВАЗа — ФИАТ набрал всего 3,66 балла, немногим дальше ушли «Форд» (3,85) и «Опель» (3,86). Безусловные лидеры — «Тойота» (4,11), «Мерседес» (4,10) и «Вольво» (4,10). Напомним, что иномарки в России — это в большинстве своем весьма «пожилые» автомобили, к тому же по цене сравнимые с новыми отечественными. Что же склоняет чашу весов в их пользу, по крайней мере для 10% автовладельцев?

Чтобы разобраться, рассмотрим ответы на последний вопрос анкеты, который звучал так: «Если бы вы поменяли свой автомобиль, то почему?», то есть по какой основной причине? Выявленные различия в мотивации почти принципиальны, хотя и объяснимы (см. таблицу 1). На первом месте среди причин замены для владельцев отечественных машин — недостаточный комфорт: от 34% (АЗЛК) до 49% (ИЖ). А вот на втором для АЗЛК, ИЖа и ЗАЗа — частые поломки. Интересно, что эксплуатационные расходы для них не играют решающей роли — в отличие от владельцев «волг». Это и понятно: запчасти к последним чуть ли не вдвое дороже, чем к остальным отечественным машинам.

Теперь взглянем на иномарки: здесь дороговизна обслуживания доминирует — в среднем около 30% владельцев считают ее непомерной. Частота ремонтов, однако, гораздо меньше — от 2,7% («Тойота») до 11,5% (ФИАТ); у наших машин этот показатель вдвое выше.

И вот результат (см. диаграмму 3 и таблицу): если для отечественных автомобилей наибольшее число ответов «не поменяю, полностью устраивает» у ГАЗа — 14,9%, то ЗАЗ и ИЖ удовлетворяют всего 3,7% и 4,2% владельцев соответственно. «Худший среди иностранцев» — «Опель» располагает 18,7% приверженцев, у японских марок этот показатель — до 30,8% («Тойота»), а «чемпионами» являются «Ауди» (31,1%) и «Вольво» (32,1%).

Итак, как говорится, сенсации в этих цифрах нет. Скорее, подтверждается хорошо известное: иномарки более надежны, но их обслуживание дорого. А, кстати, также и то, что водитель, хотя бы недолго поездивший на машине зарубежного производства, предпочтет ее любым «нашим». Показатели же привязанности владельцев к своим (отечественным) машинам говорят сами за себя. Видимо, для устойчивой работы наших заводов этого пока достаточно, хотя горячей любви к их продукции у водителей уже нет. Что же заставляет сохранять ей верность? Судя по всему, три обстоятельства: сложности с ремонтом иномарок, привычка и... таможня.

Редакция

Диаграмма 1. Доля новых отечественных и ЗАЗ легковых автомобилей, имеющих дефекты.

Диаграмма 2. Общая оценка распространенных иномарок.

Диаграмма 3. Доля владельцев, которых полностью устраивают их автомобили*.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии