Бензин: не верь глазам своим...

БЕНЗИН: НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ...

]

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗР 

БЕНЗИН: НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ...

ЖУРНАЛ «ЗА РУЛЕМ» ПРОВЕРИЛ КАЧЕСТВО БЕНЗИНА В МОСКВЕ

В Москве бензина — хоть залейся. Времена многочасовых очередей на бензоколонках забылись, как страшный сон. Но вот качество топлива у многих вызывает сомнение. Кому из нас не приходилось слышать, что, мол, залил «и ни фига не тянет», или «на этой колонке бензин всегда хороший: машина летает, как ласточка», или... Впрочем, каждый автомобилист сам знает множество вариаций на заданную тему.

Елена ВАРШАВСКАЯ, Юрий БУГАЕВ

Фото Владимира Князева

Действительно ли с бензином «химичат», как уверены почти все автомобилисты, предпочитающие, как и в случае с другой жидкостью, недолив фальсификации? Это мы и решили проверить, а заодно поинтересоваться, насколько реальны слухи о непрекращающихся с былых времен «недоливах» на автозаправках. Помочь попросили Московскую транспортную инспекцию, стоящую на страже чистоты бензина и порядка на АЗС города. Ведь сотрудники МТИ регулярно проводят такие проверки и знают все тонкости дела.

Первой на нашем пути стала АЗС «Данако» на Ленинском проспекте, владение 109а. Место оживленное, колонка никогда не пустует.

И сразу — недолив. Бензин даже не показался в прозрачном, со шкалой, горлышке десятилитровой фляги-мерника. 240 миллилитров (допускается максимум 50 мл на 10 л) — почти в пять раз больше допустимого! — недодала колонка с «95-м» бензином. Контрольные замеры подтвердили результат.

Когда мы суетились вокруг мерников, к проверке вдруг подключилась дама из темно-синего «Фольксвагена». «Здесь бензин всегда отвратительный и всегда недоливают. Обязательно запишите это как мнение покупателя», — сказала она, заправилась (!) дорогим АИ-98 и укатила, подтвердив сложившееся мнение о женской логике.

Следующей оказалась КАЗС № 3 (контейнерная) «Капитал» на улице Обручева. Крошечное помещение станции и две топливораздаточные колонки (ТРК) под навесом. Скромненько, но прилично. А главное, дешево: АИ-93 всего за 1850 рублей. Первая проверка на недолив — и бензин едва показался в горлышке мерника. Молоденький директор станции разволновался. Контрольный замер на той же колонке — и бензин хлынул потоком, перелившись из фляги и на треть заполнив подставленное ведро. Перелив, и очень большой!

Откроем секрет: на «Капитал» мы приехали не случайно. Один из нас, заправившись здесь пару дней назад, почувствовал неладное: бензин в баке как-то очень быстро кончился. Захотелось выяснить, в чем дело. Оказалось, старенькая колонка просто разрегулирована: кому-то недоливает, а кому-то переливает. Как повезет.

На каждой АЗС мы брали пробы бензина, чтобы исследовать их во ВНИИ по переработке нефти. А у сотрудников МТИ при себе были приборы, позволяющие мгновенно провести экспресс-анализ октанового числа и обнаружить примеси. На показания этих приборов ссылаться официально нельзя, они — лишь сиюминутная прикидка качества бензина. На первых двух станциях поверхностный результат — норма. Третьей была АЗС «Роснефтесервис» на пересечении улицы Обручева и Научного проезда. Шикарный, недавно отстроенный комплекс, принимающий одновременно 12 машин, автосервис, диагностический центр, мойка, бар, магазин... Все документы — в порядке, директор — сама любезность. Новенькие колонки выдают бензин тютелька в тютельку, без недоливов.

Проверить решили самый дорогой,

АИ-98. Финский, от фирмы «Несте» (Neste), поступил через Санкт-Петербург (НПЗ «Порво»). Цвет «супера» оказался ядовито-зеленым. Экспресс-анализ показал октановое число, не «дотягивающее» до ГОСТа «95-го» бензина: 93 — по исследовательскому и 84,3 — по моторному методу (норма — 98 и 88). Стеклянная трубочка с индикатором, реагирующим на примеси, позеленела, сигнализируя о том, что дело неладно. Взяли пробу, почти не сомневаясь, что результаты экспертизы во ВНИИНП будут неутешительными.

А пока — еще к одной АЗС, с громким для двух обшарпанных ТРК названием «Глеско индастриз Лтд». Увы, она с утра не работала — свет отключили. Рядом с сонной «Лтд» чумазый до крайности шофер ковырялся во внутренностях бензовоза. До ЗАО «Глеско» он добирался двое суток — сломалось все, что могло. Пришлось брать пробы прямо из цистерны. У АИ-80 (так было в накладной) октановое число оказалось даже чуть выше нормы. Естественно, недолив проверить не могли.

— Вообще, недолив, пожалуй, самое частое нарушение на московских АЗС, — сказал заместитель начальника отдела ГСМ транспортной инспекции Александр Завражин. — Но винить в этом исключительно автозаправки я бы не стал. Часто это начинается еще на нефтеперерабатывающем заводе. Даже школьники знают, как температура бензина влияет на его объем. А на НПЗ не школьники работают, а большие специалисты. Отпускают бензин прямо горячим, он остывает уже на АЗС и оказывается, что его заметно меньше, чем в накладной. Есть еще распространенный прием: при заливке топлива наклон цистерны автозаправщика в 1–2 градуса дает базе «экономию» в 100–200 литров, которые, опять же, оборачиваются недостачей на АЗС и она вынуждена восполнять ее своими «хитростями». Неточные счетчики колонок с «допуском» в пользу заправки, «технические неисправности» пистолета, шлангов — придумывают много всего...

...Пересечение МКАД и Библиотечного проезда. Контейнерная станция, принадлежащая ЗАО «Компания „Лема“. Берем пробы АИ-92 и, так сказать, не отходя от кассы, задействуем октанометр. Норма. Свинца стеклянная трубочка тоже не обнаруживает. И недолива нет. Такая допотопная станция с обшарпанными колонками — и вот, на тебе, порядок. Недаром говорят, внешность обманчива.

АЗС «ЛУКОЙЛ-Москва» на Дмитровском шоссе, 116, видна издалека. Современный комплекс, новейшее оборудование, бар, магазин, под стеклом возле окошечка кассира — лицензия и сертификат на бензин. Правда, «пермского разлива» АИ-95 показал октановое число чуть меньше нормы, но последнее слово за экспертизой. Все остальное — без замечаний.

Недалеко от метро «Бибирево», на Костромской улице, небольшая АЗС с названием почему-то «Сретенка-Петролеум». Рядом со старенькими топливораздаточными колонками — вечнозеленые пластмассовые фикусы и пальмы. Красота — великая сила! Берем пробу, начинаем делать экспресс-анализ — рядом останавливается видавший виды «Москвич». Человек, вышедший из него, приближается к нам и молча наблюдает. «Вы что-то хотите?» — спрашиваем. «Не-е-т, я просто», — отвечает. Спустя минут десять после его отъезда к нам подкатила блестящая «Волга» образца «МОС» периода застоя. Вальяжный господин строго спросил нас, кто мы такие и по какому праву... Право транспортной инспекции он оспаривать не стал, а вот журналистов хотел, было, весьма неприветливо попросить. Особенно ему не понравился почему-то фотокорреспондент...

Пока господин в длинном пальто, оказавшийся генеральным директором ЗАО, наседал на нас, сотрудники МТИ делали свое дело. АИ-92 достойно прошел испытание, показав 93,0 и 84,3, цвет индикатора в трубочке не изменился. Занялись недоливом. Первый замер — меньше положенного миллилитров на 200. Второй и третий — больше на пару литров! Та же история, что и на «Капитале». Ну что ж, контейнерного типа АЗС (а «Сретенка» именно такая) доживают в Москве последние дни. По распоряжению мэра они должны быть либо переоборудованы в стационарные, либо закрыты.

Помня о сомнительности финского бензина на «Роснефтесервисе», ищем заправку, торгующую таким же топливом. АЗС-3 «ВАО Р.Прим» на Пришвина, 2–4, рекламирует себя, как торгующую финским бензином. Но именно в этот день нам не повезло: топливо было хотя тоже из Балтии, но из другой страны. Латвийский АИ-95 чуточку не дотянул до ГОСТа, но примесей в нем не проявилось и доливали его до нормы. Взяли пробы на экспертизу и отправились на дальнейшие поиски. Они увенчались успехом на ТОО «Нефто-Аджип», что в конце Ленинградского шоссе. Заправка знаменитая: одной из первых в городе она начала предлагать широкий спектр услуг: автосервис, мойку и многое другое. Финский АИ-98 был той же компании «Несте», что и на «Роснефтесервисе». Только цвет оказался не таким ядовито-зеленым и реакция на примеси была гораздо слабее. Хотя октановое число финского топлива прибор показал явно не соответствующим ГОСТу: 95,4 и 85,8 — как у АИ-95.

— Выводы делать рано, — сказал Александр Завражин. — Но по опыту мы можем сказать: чаще всего «химичат» с высокооктановым бензином — он дороже. Его и разбавляют, и недоливают, и повышают октановое число разнообразными запрещенными присадками. Кстати, запрещены они и оттого, что даже в сверхмалых количествах способны вывести из строя двигатель.

Что ж, выходит, самый дорогой бензин — самый ненадежный? Отвезя пробы во ВНИИ по переработке нефти, с которым редакция заключила договор о проведении их анализа, мы с нетерпением ждали результата. И вот он получен: октановое число у всех проб бензина соответствует ГОСТу! Исключение — лишь топливо, которое по экспресс-анализу показало норму. На АЗС «Лема» оно оказалось с октановым числом, более низким, чем требует стандарт. Свинец же, другие примеси отсутствовали во всех пробах!

Такой результат во ВНИИНП объяснили просто. Во-первых, октанометр не дает точной картины, именно поэтому он не рекомендован институтом для применения на АЗС — только на заводах. Во-вторых, цвет финского бензина, настороживший нас, может быть вызван абсолютно безвредной добавкой для улучшения товарного вида экологического топлива. А меняющая цвет трубочка — это реагент виноват.

Значит (одно несоответствие на одиннадцать проб), можно радоваться: качество бензина в Москве — на уровне. А разный его цвет и запах, разная оценка октанометра и реагента на примеси — это все так, субъективные ощущения. Не верь глазам своим! Один явный недолив и две плохо настроенные колонки — вот, собственно, и все, что показал эксперимент. Так что москвичам повезло: они ездят на топливе, можно сказать, приличном!

Хотя десять проб на почти 600 АЗС... Конечно, это капля в бензиновом море столицы. Кстати, за первый квартал нынешнего года МТИ взяла 321 пробу на 207 АЗС города. И оштрафовала 27 фирм на 

93 миллиона 600 тысяч рублей. Может быть, эти меры и способствуют улучшению ситуации с качеством топлива?..

Так что, почувствовав «стук пальцев» после заправки автомобиля, не грешите на бензин: это просто ваше больное воображение. С психикой все в порядке? Тогда позвоните в транспортную инспекцию, отдел ГСМ, и поделитесь своими сомнениями. Проверка все расставит по своим местам.

P. S. И все-таки после ознакомления с результатами исследования ВНИИНП закрадываются какие-то сомнения — не привыкли мы безоглядно верить в хорошее! Чтобы окончательно увериться в данных экспертизы, мы решили повторить ее в другом месте. О том, что из этого вышло — в одном из следующих номеров журнала.

Мерная емкость с абсолютной точностью показывает, сколько налили бензина.

Все гипнотизируют взглядом октанометр: что-то он покажет?

Дольет? Недольет?..

Проверка, инспекторы, журналисты с фотоаппаратами — а народ заправляется, ни на что не обращая внимания.

Света нет, бензовоз сломался — сиди, загорай.

Современные комплекcы с мойкой, автосервисом, магазином, баром уже не редкость в Москве.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (7)

Самые новые

Шо, опять?! :shok: lol

походу да, бешеный принтер :rofl:

Ответить#
0

Это что такое?! lol

Ответить#
0

на фото не 24-я
Внизу,под полным текстом))

Ответить#
0

А жиги с волгами ещё в Москве остались?Особенно 24-е(как на фото)

на фото не 24-я lol а по сути ниссана им мало теперь эта хрень началась опять.аут.

Ответить#
0

А жиги с волгами ещё в Москве остались?Особенно 24-е(как на фото)

Ответить#
0

Шо, опять?! :shok: lol

Ответить#
0

Опубликовано 01 Июнь 1997 г

Эээ а зачем эту древность сегодня публиковать. pardon

Ответить#
0