Референдум по платным парковкам можно не проводить

Дату референдума Мосгордума еще не назначила — этот вопрос депутаты намерены рассмотреть лишь в конце месяца. Но его итог можно уже предположить по результатам голосования в диспут-клубе, где спорили на тему, сумеет ли Москва преодолеть транспортный коллапс 2018 года? Большинство ответило «нет».

Снимем сразу вопрос по поводу 2018 года. К этому времени количество автомобилей в столице, как предполагается, может сравняться с пределом пропускной способности улиц — и уже никто никуда не уедет.

В результатах голосования, о котором мы ведем речь, можно не сомневаться: дважды зал выбирал между «да» и «нет» — в начале и в конце разговора (ночные дебаты провели инициаторы проекта Debate Night). Итоги того и другого туров не вполне сошлись. В первом около 35% были за то, что власти предотвратят коллапс, остальные в это не верят. Во втором туре соотношение изменилось, и на то рассчитывали организаторы: после выступлений экспертов уже более просвещенная публика может изменить мнение о вероятной транспортной катастрофе.

Между турами было интересно наблюдать, как на сцене «сцепились» две команды — «оптимистов» и «реалистов». В обеих специалисты «глубоко в теме». В зале же люди — от бизнесменов до служителей изящных искусств. Дабы дебаты не свалились в тягомотину, спитчи со сцены ограничили одной минутой, приглашенным из зала дали несколько (все-таки электорат!).

Если на слух и не предвзято, борьба концепций шла на равных.

Уже теперь в столице скопилось на полмиллиона автомобилей больше, чем допустимо для нормального движения, оттого и пытаемся пересадить лишних в общественный транспорт, начал дебаты «оптимист» Александр Поляков, замруководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы.

«Оптимист» Александр Поляков

— Придется принять такой город, каким он стал после прежней градостроительной политики, подталкивал зал к совершенно определенной позиции его «единоверец» Дмитрий Енин, замруководителя Центра проблем эксплуатации автотранспорта. По его словам, проживая «под одной крышей» с теми москвичами, что «без колес», водители обязаны согласиться с опережающим развитием общественного транспорта, «выделенок», расширением пешеходных зон, заслонами центра в виде платных парковок… План борьбы с пробками даст результат, заверил Дмитрий Енин.

«Оптимист» Дмитрий Енин

Если хотите знать, 20-летняя программа домостроения по предыдущему генплану города была ударно завершена за 10 лет, а вот план ввода новых дорог за те же 20 лет выполнен… на 10%. Так что нынешние антипробочные задачи — неизбежность, поддержал единомышленника Михаил Крейстман, главный инженер Института генплана Москвы. Готовящийся новый генплан столицы, заверил он, многие проблемы снимет.

Однако на лицах сидящих в зале оптимизма не очень-то прибавилось. Тем более после выступлений «реалистов».

Ситуация только ухудшится, возразил Александр Кулаков, замгендиректора Лаборатории транспортных систем. Вариант схемы совершенствования улично-дорожной сети — не лучший.

Взгляд «реалиста» Александр Кулакова

Возможностей совершенствовать улично-дорожную сеть немного, да и только ими разгрузить город невозможно. А другие здравые средства и способы власти только декларируют. Здравые — это перенос офисов из центра в другие районы города, стимулирование реорганизации офисных рабочих мест в интернет-удаленные... Однако такие задачи даже не ставятся, высказался Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов.

Константин Трофименко - «реалист»

Илья Заливухин, основатель частной градостроительной фирмы «Яузапроект», отмечает, что у властей есть отдельные планы транспортно-пересадочных узлов, развития подземки, городской ж/д, введения «выделенок», платных парковок… Все это нужно свести в единый проект, в котором учесть интересы всех — пешеходов, пассажиров общественного транспорта и владельцев личного транспорта, а также велосипедистов. И чтобы проект включал новейшие технологии оптимизации перемещения горожан. (Регламент, предполагающий блиц-выступления, не позволил раскрыть, что спикер подразумевал под понятием «прогрессивные технологии»).

«Реалист» Илья Заливухин.

Настроение выступивших из зала — скорее, скепсис. Один из ораторов («Считайте, — сказал он, — я просто обыватель») сказал: вы хотите пересадить полмиллиона человек из машин в метро, но подземка и без того перегружена… Коллапс уже случился, но не дорожный, а административный. Не хватает идей, явно ведущих к 100-процентному результату, к удобству горожан, и сколько бы ни повторяли то, что сегодня озвучивали «оптимисты», мы не всегда понимаем, зачем власти делают то, что делают.

— Внимательно выслушала ваши объяснения, — обратилась с места к «оптимистам» молодая женщина, — теперь выслушайте меня, мать двоих дошкольников. По нескольку раз в неделю отвожу ребят в центр города на кружки, естественно, должна дождаться, пока они освободятся. Но теперь за это приходится платить. Таких, как я, много. А еще есть люди, которые в силу возраста или заболеваний передвигаются на автомобилях — в общественном транспорте им физически тяжело… Это всё те, у кого нет лишних денег. Или считаете, раз есть машина, то — полна мошна?

Повторное голосование участников ночных дебатов: верящих в «победу» властей города уже 40%; кто не верит — 60%. Это, конечно, не результат экзит-полла на выходе из избирательного участка в предстоящем референдуме о платных парковках. Назовем его энтранс-поллом (на входе).

Можно допустить, что в зале по совпадению собрались преимущественно водители — отсюда такое соотношение. Вряд ли: после ночных дебатов весь запас легких алкогольных угощений был ликвидирован. Впрочем, возможно, эти «ликвидаторы» сами не ездят, а автомобиль есть в семье. Но ведь, по статистике, сегодня машины у 40% москвичей — получается, в большинстве семей, и им не безразличны ужесточения условий для автомобилистов... Тогда, выходит, это результаты протестного голосования? Очень может быть. По мнению Виктора Похмелкина, председателя Движения автомобилистов России, есть против чего голосовать. Это он говорил конкретно о платных парковках.

Корреспондент «За рулем.РФ» не так давно спросил теперь уже экс-главу ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Игоря Кузнецова, не кажется ли ему, что платные уличные парковки означают ухудшение условий «договора по умолчанию» между гражданами и городом, навязанное властями в одностороннем порядке? Иначе говоря, автовладельцы приобретали автомобили в одних обстоятельствах, а теперь их ухудшили. На что был ответ: никто не обещал, что условия сохранятся навсегда. Вон цены за ЖКХ тоже растут, но никто же не протестует…

Протестуют. Федерация автовладельцев России провела пикет возле здания столичного департамента транспорта с требованием вначале организовать референдум по поводу расширения зоны парковок, а там — согласно результатам голосования. Депутаты Мосгордумы говорили, что о навалившихся неудобствах горожане рассказывают во множестве писем в столичную Думу. В подтверждение того же — людской гнев, царивший во время недавней встречи заммэра Ликсутова с жителями Центрального округа столицы.

На встрече с Максимом Ликсутовым.

Но дело даже в другом. В телефильме федерального канала «Россия-1» об истории создания нынешнего Основного закона РФ (его считают безупречным) один из авторов текста Конституции говорил: ни один новый закон не должен ухудшать положения граждан... Надо думать, этот принцип распространяется и на законы Москвы.

Напомним, Мосгордума объявит дату проведения референдума по платным парковкам в конце декабря.

Подпишитесь на «За рулем» в