Хороший звук по разумной цене

ХОРОШИЙ ЗВУК ПО РАЗУМНОЙ ЦЕНЕ

]

МУЗЫКАЛНЫЙ САЛОН

ХОРОШИЙ ЗВУК ПО РАЗУМНОЙ ЦЕНЕ

Предположим, вы приобрели новый отечественный автомобиль и морально готовы купить музыкальную систему. Естественно, хочется истратить не очень много денег, но получить максимум удовольствия. С чего начать?

Алексей МАЛАФЕЕВ

Начинать нужно с магнитолы. При этом стоит сразу учесть возможность подключения Си-Ди-ченджера. Если у вас есть фонотека на компакт-дисках (или вы собираетесь ею обзавестись), то без него не обойдетесь. Желательно, чтобы у магнитолы был встроенный усилитель, иначе стоимость музыкального комплекса для автомобиля увеличится в несколько раз. Большинство магнитол на нашем рынке — со встроенными усилителями. Они выдают мощность от 20 до 35 Вт на канал, ну а каналов — четыре. Не забывайте, что здесь указана максимальная выходная мощность, а номинальная — раза в полтора меньше, впрочем, и этого вполне достаточно для озвучивания салона вашего автомобиля. Аппараты с двухканальным усилителем уже окончательно устарели. Для будущего расширения музыкальной системы совсем неплохо, если у магнитолы будет линейный выход.

При покупке обратите особое внимание на тюнер магнитолы. Он должен быть полностью электронный (с цифровой индикацией, без вращающихся ручек настройки) с достаточно емкой памятью. Наличие российского диапазона ультракоротких волн, известного как УКВ (66,8–74,0 МГц) европейский — FM, 87,5–108 МГц), необязательно — это дело вашего вкуса. Помните, что стереозвука на этом диапазоне, скорее всего, не будет — магнитолы просто принимают его, но не декодируют в стереозвучание. Исключений из правила немного. Скажем, магнитолы «Сони-XR-C553SP», XR-C543SP с системой «стерео-плюс» позволяют слушать стереозвук и в FМ-, и в УКВ-диапазонах.

На момент написания статьи в FM-диапазоне в Москве работало 16 станций. Некоторые из них вещают и в других диапазонах (УКВ, СВ). В свою очередь, УКВ-станции можно найти в диапазоне средних, длинных волн и FM. Поэтому, если УКВ-диапазона нет — это не Бог весть какая потеря. Кстати, чтобы тюнер нормально работал, не забудьте приобрести антенну.

Следующий этап, видимо, самый сложный: подбор акустических систем или колонок. На нашем рынке можно найти почти весь спектр выпускаемых в мире акустических систем. Поэтому нетрудно «заблудиться». Исходя из соотношения цены и качества, оптимальной представляется разнесенная акустика спереди и трехполосная или двухполосная коаксиальная сзади.

С «передней акустикой» при установке могут возникнуть проблемы: среднечастотный динамик не всегда поместишь в штатное место по причине... отсутствия такового. Оно предусмотрено, например, в переднеприводных «ладах» только с «высокой» панелью приборов. Можно попробовать установить эти динамики в передние двери, но помните, что музыкальный образ создается именно передней акустикой и ставить динамики, направленные в ноги, нет никакого смысла. Расположение динамиков накладывает ограничение на их размеры — диаметр диффузора 10–13 см (чем больше — тем лучше звук, поэтому предпочтительнее диаметр 13 см). Высокочастотный динамик (твитер) нужно разместить повыше — рядом с зеркалами либо по углам на панели рядом со стеклом. Кроссовер (фильтр), если таковой есть, легко спрятать под панелью.

С задней акустикой несколько проще: в «классике» громкоговорители «врезают» в полку под стеклом, а во всех остальных машинах — либо в полку, либо монтируют на штатные места. Поместить в них динамик с основным диффузором более 13 см весьма сложно, ну а если использовать полку, то ограничений нет.

Номинальная мощность каждого динамика должна быть не меньше максимальной для усилителя магнитолы (иначе ваш слух будет воспринимать искажения, а не звук) или максимальная мощность динамиков — в три-четыре раза больше номинальной усилителя (не путайте номинальную и максимальную мощности!).

Для прослушивания кассет такого комплекта вполне достаточно, но вы, наверное, хотите, чтобы в машине звучали и компакт-диски (CD). Вообще-то для их прослушивания можно и не покупать кассетную магнитолу, а сразу приобрести Си-Ди-проигрыватель. Но здесь, выигрывая в цене, вы ставите под угрозу свою безопасность во время движения. Тяжело в течение всего пути слушать один диск, а поменять его — значит оторвать взгляд от дороги и сконцентрироваться на действиях правой руки (кстати, не каждому удается поменять диск одной правой).

Итак, выбираем ченджер емкостью от 6 до 18 дисков. Но помните при этом, что магнитола и ченджер должны быть одной фирмы, иначе из-за разного разъема и алгоритма управления они не состыкуются. И еще: иногда бывают нестыковки между ченджером и магнитолой одной фирмы, поэтому не стесняйтесь лишний раз спросить у продавца о совместимости. Конечно, можно приобрести FM-блок и соединить весь комплект, но это вызовет большую потерю в качестве — сигнал придется закодировать, раскодировать и еще срезать все частоты свыше 15 кГц. Так приходится поступать, когда приобретают магнитолу, у которой не предусмотрено подключение ченджера (см. начало статьи), а потом решают расширить систему — заметим, это не лучший вариант.

Ченджер может обладать дополнительными сервисными возможностями — банком данных и противоударной памятью. Последняя на наших плохих дорогах пригодится, но она не спасет при неправильной установке самих ченджеров, а их можно смонтировать вертикально, горизонтально, а иногда под углом. Как установить — дело ваше, но обязательно закрепить жестко и желательно внутри базы автомобиля. Банк данных позволяет внести в память до ста наименований дисков и при идентификации диска на экране высветится название, поэтому в магнитоле должна быть предусмотрена аналогичная функция. Предупреждение: если отключить аккумулятор, все данные из памяти будут стерты.

При высоком качестве сигнала компакт-диска во время прослушивания может не хватать низких частот и появиться шум в области высоких. Здесь можно посоветовать приобрести сабвуфер — специальный низкочастотный динамик. Вполне будет достаточен активный, то есть со встроенным усилителем. Вот когда вам пригодится линейный выход магнитолы. А если его все-таки нет, можно подключить сабвуфер параллельно задним колонкам. Помните только, что его мощность должна быть приблизительно равна суммарной выходной мощности магнитолы.

Шум в области высоких частот чаще всего происходит из-за низкого качества проводов, поэтому сразу покупайте хорошие, благо цена их невелика — 1,5–2,5 доллара за метр. При подключении всех компонентов не забудьте о полярности, иначе звук будет размытым и как бы ниоткуда.

Итак, выбор за вами.

Редакция благодарит «Торговый Дом Апико» за содействие в подготовке материала

Магнитола «Кларион».

Расположение музыкальной системы в автомобиле: 1 — магнитола; 2 — высокочастотные динамики на передней панели;

3 — динамики в дверях;

4 — задние коаксиальные динамики;

5 — Си-Ди-ченджер под задней полкой.

Усилитель «Альпайн».

Си-Ди-ченджер «Кларион».

Трехполосная акустическая система «Кларион».

Двухкомпонентная акустическая система JBL.

Пассивный сабвуфер фазоинверторного типа «Базука».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии