Марк биркигт: высота классики

МАРК БИРКИГТ: ВЫСОТА КЛАССИКИ

]

БЫЛОЕ

МАРК БИРКИГТ: ВЫСОТА КЛАССИКИ

Устоявшееся понятие «классический автомобиль» подразумевает солидные размеры, высокую мощность, изысканный дизайн, тщательность изготовления, комфорт. Все это в самом высшем проявлении сошлось в автомобилях «Испано-Сюиза», ставших почти легендой уже в конце 20-х годов — пору расцвета марки. Меньше известно имя того, кому история техники обязана появлением прославленного автомобиля — символа целой эпохи в автомобилестроении. Рассказывает Сергей КАНУННИКОВ.

Марк Биркигт принадлежал к поколению людей, жизнь которых пришлась на примечательное время, вместившее в себя и становление автомобиля, и первые его реальные успехи, и, наконец, триумф. И во всем этом швейцарский конструктор, изобретатель и предприниматель сыграл более чем заметную роль.

Родился Биркигт 8 марта 1878 года в Женеве. В пять лет он потерял отца, а в одиннадцать — мать. Мальчика воспитывала бабушка по материнской линии, но раннее сиротство не могло не сказаться на становлении личности, на характере, в котором проявлялись и самостоятельность, и целеустремленность. Помноженные на природный талант, они принесли ему на избранном пути — а им стал автомобиль — успех, славу, почет.

Марк очень любил Женеву, Женевское озеро и сохранил эту любовь до конца своих дней, хотя большую часть жизни провел в других странах. В 1895 году он поступил в школу механики, где обратили внимание на его способности. Три года спустя Биркигт, согласно швейцарским законам, прошел школу рекрутов и получил военную специальность — оружейный мастер.

Молодому человеку хотелось повидать мир, и в августе 1899 года он оказался в Барселоне, где работал один из его друзей. Это событие стало решающим для всей его последующей жизни — в Испании он впервые столкнулся с производством автомобилей.

Биркигт поступил в «Компания Генераль Эспаньола де Кочес», которая строила электромобили и электроомнибусы. Молодой инженер быстро понял, что будущее все же за экипажами с бензиновыми двигателями, и с головой ушел в работу над ними. Первой его «пробой пера» стал легкий двухместный автомобиль с двухцилиндровым (1106 смз) мотором мощностью 4,5 л. с. и традиционной для того времени цепной передачей. Есть сведения, что один из первых построенных Биркигтом автомобилей работал еще в 1918 году, причем в качестве грузовика. Это свидетельство того, что даже самая ранняя его конструкция отличалась тщательностью исполнения и надежностью.

Следующий автомобиль Биркигта был мощнее (1825 смз, 10 л. с.) и больше. Правда, фирму, где работал конструктор, в 1901 году постигли финансовые проблемы и дальнейшее производство автомобилей стало под вопросом. Но молодой швейцарец, энергичный и предприимчивый, нашел кредиторов и занял пост главного конструктора новой фирмы под названием «Ф. Кастрой Си». Фирма строила автомобили конструкции Биркигта с моторами 4,5 л. с. и 10 л. с., получившими новое имя — «Кастро». В 1903 году появился «Кастро 14НР» — модель с четырехцилиндровым (2212 смз) 14-сильным двигателем и карданной передачей. Но и эта фирма просуществовала недолго — тоже подкосили финансовые проблемы, инфляция, а еще и забастовки.

Марк Биркигт и на этот раз не отчаялся. Он нашел покровителя в лице финансиста Дамиана Мате, и 14 июля 1904 года родилась фирма «Испано-Сюиза» (Испания-Швейцария) с начальным капиталом 250 тысяч песет. Ее техническим директором стал двадцатишестилетний Биркигт. Тогда, собственно, и началась славная история этой марки, а для конструктора открылись новые горизонты.

Выпуск модели 14НР (более поздняя версия 12–15НР) вели вплоть до 1913 года, а кроме того, была создана модель 20НР — более солидная и мощная, с двигателем рабочим объемом 3770 смз.

Успехи не заставили себя ждать. В 1905 году в Барселону приехал швейцарский промышленник Люсьен Пиктет. Случай свел его с Биркигтом, результатом чего стала покупка фирмой Пиктета лицензии на производство трехсот (по тем временам это было много) автомобилей «Испано-Сюиза 20НР». И уже в 1906 году в Швейцарии фирма «Пикар-Пиктет» выпустила первую серию автомобилей. Их называли здесь «SAG 18/24» (позднее «Пик-Пик»). А годом раньше три фаэтона «Испано-Сюиза» приобрел двор короля Испании Альфонсо ХIII.

В 1907 году появилась модель 45НР с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 3414 смз, а год 1909-й ознаменовался рождением знаменитой спортивной «Альфонсо ХIII». Двигатель ее в 2654 смз развивал 60 л. с. при 2500 об/мин. Во французских гонках «Куп де ль'ото ренне» эти машины заняли пятое, шестое и седьмое места.

В 1912 году «Испано-Сюиза» получила мотор рабочим объемом 3620 смз и мощностью 64 л. с. при 2300 об/мин. С ним обычный четырехместный автомобиль развивал 110 км/ч, а спортивная версия достигала 130 км/ч — прекрасные показатели для того времени.

В характере Биркигта было постоянное стремление что-то улучшать, обновлять, действовать. На сбыт дорогих машин накладывали свой отпечаток невысокие доходы большинства испанцев и, соответственно, низкая покупательная способность в стране. Это навело его на мысль открыть филиал в более богатой Франции. В 1910 году вместе с компаньоном он снимает помещение в пригороде Парижа Буа-Коломб, а в следующем начинает там монтаж упоминавшегося уже «Альфонсо ХIII» для взыскательных и богатых заказчиков. Однако вскоре стали появляться рекламации на магнето и это привело требовательного Биркигта к поиску новых поставщиков. Так он познакомился с Жюлем Лакостом, владельцем фабрики автопринадлежностей на бульваре Страсбург, который чуть позже возглавил административно-коммерческий департамент французского отделения «Испано-Сюизы».

В том же 1911 году фирма создает новый четырехцилиндровый прогрессивный мотор с верхним распредвалом и полусферической камерой сгорания. Концепция двигателя принадлежала Эрнесту Генри — швейцарскому инженеру, автору наделавших тогда много шума гоночных «пежо». Мощность нового двигателя (3065 смз) достигала 100 л. с. Этим мотором оснащали «испано-сюизы» с разными кузовами, в том числе и гоночный одноместный, как тогда принято было говорить — монопосто. В 1913 году, наряду с этим двигателем, завод выпускал моторы рабочим объемом 2,6, 3,8 и 5,6 литра.

В годы первой мировой войны фирма прославила себя отличными авиационными моторами. Двигатель V8 развивал 140 л. с. при 1400 об/мин, и им оснащали самолеты Франции, Англии, США, Италии, Японии. На фюзеляже самолета знаменитого французского летчика тех лет — капитана Георга Гинеме был нарисован аист, который с 11 сентября 1917 года стал фирменным знаком «Испано-Сюизы» — в память о пилоте-асе, погибшем незадолго до этого.

В 1915 году появился прототип новой модели автомобиля, который был представлен в 1919 году на первом послевоенном Парижском автосалоне. Этот автомобиль открыл новую эпоху в истории марки и принес ей заслуженную славу. «Испано-Сюиза Н6» — большой комфортабельный лимузин с шестицилиндровым мотором рабочим объемом 6597 смз, который по праву считается одним из самых лучших, созданных в те годы. Оснащенный сдвоенным карбюратором «Солекс», он развивал 100 л. с. при 1700 об/мин (форсированная версия — 134 л. с. при 2250 об/мин). Модель Н6 была известна во Франции под обозначением 32СV, в Испании — typ-41, в Англии — 37,2НР. Как и многие заводы того времени, специализировавшиеся на классических автомобилях, «Испано-Сюиза» строила двигатели и шасси. А кузова по заказу создавали знаменитые мастерские «Кельнер», «Галле», «Ганглофф» и другие.

Модель Н6 стала уже тогда легендой. Один из известных в то время романов писателя Пьера Фронде так и назывался — «Человек на „Испано“. Затем появился фильм, где внимание привлекала белая „Испано-Сюиза“ с кузовом торпедо. Автомобили Н6 приобрели король Испании Альфонсо ХIII, барон Ротшильд и другие знаменитости.

В 1921 году известный поклонник автомобилей француз Андре Дюбонне совершил на Н6 пробег Париж-Ницца, достигнув средней скорости 66 км/ч, а осенью следующего года он вывел доработанный Н6 на старт Херберт-Гран При в Монце против чистокровных гоночных автомобилей. Объем цилиндров его машины был доведен до 6,9 л, степень сжатия составила 5,75, а мощность — 150 л. с., она развивала 170 км/ч. Позже таким двигателем оснастили шесть спортивных двухместных «Испано-Сюиза Монца».

В развитие «спортивной „линии появилась версия „Болонья“ 1923 года с двигателем 7993 смз на укороченном шасси Н6, которая завоевала первое место в большом классе на соревнованиях в Болонье.

Для того же Дюбонне фабрика авиадеталей в Ньюпорте изготовила уникальный четырехместный спортивный кузов. Его алюминиевые панели скреплялись множеством заклепок. Этот автомобиль (кстати, он был отделан деревом ценных пород) в 1924 году стартовал в знаменитых «Тарга Флорио» и финишировал седьмым, хотя долгое время шел вторым — подвела частая смена шин. Много позже этот уникальный автомобиль был продан в Англию, где его тщательно отреставрировали.

В том же 1924 году перед публикой предстала модернизированная Н6b с алюминиевым блоком цилиндров двигателя и усилителем тормозов. Шестицилиндровый мотор обладал поразительной эластичностью. На третьей, прямой, передаче автомобиль уверенно разгонялся с 30 км/ч до 130 км/ч. Модель Н6b по лицензии выпускали на чешском заводе «Шкода». Отметим попутно, что Биркигт не забывал и об авиамоторах, которые в 20-х годах постоянно совершенствовались.

«Испано-Сюиза» стала символом французского изящества, так же как «Роллс-Ройс» — символом британского аристократизма, а «Майбах» — масштабности, смешанной с немецким рационализмом. Изящество «Испано-Сюизы» прекрасно сочеталось с ее высочайшим техническим уровнем и качеством изготовления.

Сенсацией Парижского автосалона 1931 года стала чудо-модель «Испано-Сюизы» — 54СV (typ 68). На ней стоял двигатель V12 с углом развала цилиндров 60°. Обладая впечатляющим рабочим объемом — 9424 смз, он развивал 210 л. с. при 2400 об/мин. Двигатель имел верхний распредвал, поршни были изготовлены из спецсплава, разработанного самим Биркигтом. Питали мотор два сдвоенных карбюратора «Солекс-Испано-Сюиза». На автомобиле применялись автоматический термостат и электробензонасос, расположенный в баке! Двойное зажигание включало по две свечи на цилиндр, четыре катушки и два прерывателя-распределителя. Такое дублирование обеспечивало безотказность работы. Завод предлагал три шасси с базами 343, 370, 400 см. Кузова изготовляли «Саутчик», «Френей», «Кельнер». Пресса того времени сообщала, что 12-цилиндровые автомобили Марка Биркигта доминировали на Парижском автосалоне и в дальнейшем подтвердили свое превосходство.

А еще раньше, в 1930 году, фирма «Испано-Сюиза» взяла на себя сбыт и сервис французских машин «Баллот». Удачное шасси восьмицилиндрового «Баллот-RН3» послужило основой для относительно недорогой версии «Испано-Сюизы» — «НS-26 Юниор».

В истории фирмы знаменательным был и 1934 год, отмеченный появлением модели 68 bis. Объем мотора V12 был доведен до 11 310 смз (!), почти как у знаменитого «Бугатти тип 41 Рояль». Двигатель развивал 250 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость достигала 175 км/ч, разгон до 100 км/ч занимал 12 с, до 130 км/ч — 19,5 с. При этом автомобиль расходовал бензина в среднем 32 л/100 км. По крайней мере, одна из таких машин — родстер работы ателье «Саутчик» сохранилась до наших дней у одного английского коллекционера.

А затем наступили другие времена. В 1937 году было принято тяжелое для Марка Биркигта решение — завод прекратил выпуск автомобилей. Перед неминуемо надвигающейся войной приоритетным стало производство авиамоторов и вооружения, хотя отдельные экземпляры автомобилей собирали в Буа-Коломб до самого ее начала. Всего во Франции, по разным оценкам, было сделано 2500–2600 автомобилей. В Барселоне «Испано-Сюиза 60 RL» выпускалась до 1943 года, всего в Испании построили около 6000 автомобилей. В 1938 году были открыты филиалы фирмы в Швейцарии и Англии, совсем не связанные с автомобилестроением. Общее число работающих на заводах фирмы превышало 17 тысяч, выпускались различные виды вооружений и, конечно же, авиамоторы.

После войны под руководством Биркигта был создан прототип совершенно нового переднеприводного автомобиля с двигателем V8, позже оригинальный мотор был заменен на «фордовский». Но затем Биркигт сам отказался от этой идеи — ситуация в разоренной войной Европе не сулила успеха автомобилю такого класса. Завод в Барселоне перешел в руки группы ENASA, которая в 1951 году вышла на рынок со спортивными автомобилями «Пегасо». Но это уже другая история.

Последние годы жизни кавалер ордена Почетного легиона, доктор Цюрихского института Марк Биркигт провел в своем доме в Версуа на берегу любимого Женевского озера. Он скончался 15 марта 1953 года. А ушедшие с арены на вершине своей славы «испано-сюизы» оставили в истории автомобилестроения замечательные страницы. Сегодня машины с аистом на решетке радиатора бережно хранят богатые коллекционеры. А менее состоятельные почитатели автомобильной старины с замиранием сердца разглядывают фотографии классических автомобилей конструктора-классика Марка Биркигта.

«Испано-Сюиза Альфонсо XIII» 1913 года.

Двенадцатицилиндровый автомобиль 68 bis с кузовом фирмы «Саутчик».

«Испано-Сюиза Н6».

Шесть стрелочных приборов, манетки на рулевом колесе Н6.

Музеи и выставки — воспоминание о триумфе (модель H6b).

«Испано-Сюиза тип 68».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии