Пьяным водителям вернут права раньше

Повышение штрафов, усиление ответственности — последние годы карательные санкции сыпались на автомобилистов как из рога изобилия. Но, кажется, волна ужесточений может пойти на спад, и первый признак этого — предложение смягчить законопроект, вводящий уголовную ответственность для водителей.

201309131441-201309131441-no_copyright_alcolock

201309131441-201309131441-no_copyright_alcolock

Автомобилист, впервые попавшийся пьяным за рулем, сможет вернуть права по истечении половины срока, то есть уже через год или даже 9 месяцев. Для этого ему придется найти поручителей, пройти медицинскую комиссию и, что самое главное, за свой счет поставить на автомобиль так называемый алкозамок. По мнению автора идеи, зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, это справедливо — ведь условно-досрочное освобождение (УДО) применяется и по более тяжелым уголовным статьям.

«Практика досрочного возврата прав действовала еще в СССР, — отметил депутат в разговоре с корреспондентом „За рулем.РФ“. — Конечно, мы понимаем, что существуют профессии, где без автомобиля не обойтись. Тем более что человек и так будет достаточно наказан уголовной судимостью».

Этот процесс не будет автоматическим: чтобы вернуть права, «перворазнику» придется пройти медкомиссию и доказать, что он не страдает алкозависимостью, а также получить ходатайство с места работы.

«Кроме того, он или его наниматель будет обязан оплатить установку в машину алкозамка. Возможность этого давно обсуждается нами, и, опираясь на мировую статистику, могу сказать, что алкозамок дает хорошие результаты, значительно снижая количество „повторников“, — добавил зампред комитета по госстроительству.

Алкозамок, то есть устройство, блокирующее запуск двигателя при обнаружении паров алкоголя в выдохе водителя, действительно широко применяется в Европе. Например, в Нидерландах автовладельцу, попавшемуся на «пьянке», предлагается выбор: либо поставить в машину такой «замок», либо лишиться прав на пять лет. Вопрос в цене: в Европе покупка и установка устройства обходятся в 200–500 евро. Сколько это будет стоить в России, учитывая необходимость создания сервисных центров и контролирующих организаций, вопрос пока открытый.

201310090448-201310090448-_no_copyright_gai_fines-575x393

201310090448-201310090448-_no_copyright_gai_fines-575x393

Как бы там ни было, пока что это только задумка, нуждающаяся в основательной экспертно-юридической проработке. Но соавтору «уголовного» автомобильного законопроекта Александру Хинштейну она заведомо не по душе: «Когда Госдума рассматривала нашу законодательную инициативу (уголовное преследование пьяных водителей. — Прим. ред.), депутаты понимали, что делают. Осознавали, насколько опасна пьяная езда, какое распространение она получила в нашей стране, какое количество людей ежегодно гибнет по этой причине. Думаю, говорить о каких-то поблажках преждевременно», — заявил он, отвечая на вопрос «За рулем.РФ».

С необходимостью подождать согласен и Вячеслав Лысаков. По его мнению, после принятия ужесточающего законопроекта разумно будет ввести по крайней мере годичный мораторий на любые поправки в «автомобильную» главу КоАП. И только потом смотреть, в какую сторону двигаться: устрожать дальше или, напротив, смягчать закон.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин убежден, что никакой либерализации не предвидится. «Ужесточения — постоянный поступательный процесс, который мы наблюдаем с 1990-х годов. Власти невыгодно хоть в чем-то ослаблять хватку: растущие штрафы, высокие цены на бензин и так далее — солидные источники дохода для бюджета. То есть за счет среднего класса у нас решаются проблемы и бедных, и богатых», — отметил он.

Такая политика грозит социальным взрывом, убежден эксперт. С одной стороны, власть поощряет граждан покупать автомобили (особенно отечественного производства, что жизненно важно для отрасли), а с другой — штрафами и законодательным «запугиванием» вынуждает от них отказываться. «Давление нарастает, и чаша терпения подходит к краю. Думаю, автомобилисты смогут спродуцировать настоящий протест», — предупреждает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Напомним, что поводом к ужесточению автомобильного законодательства послужила резонансная авария, произошедшая 22 сентября 2012 года, когда на Минской улице в Москве нетрезвый водитель протаранил автобусную остановку. В аварии погибли три девушки и двое юношей в возрасте от 14 до 16 лет, а также молодые супруги. Законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за управление автомобилем подшофе, был принят Госдумой в первом чтении в марте этого года; второе чтение документа состоится весной 2014 года.

Как сообщал «За рулем.РФ» ранее, последние сентябрьские поправки в КоАП, предполагающие ужесточение мер против правонарушителей за рулем, помогли уменьшить количество нарушений на 20%, однако пока не слишком сказались на снижении числа ДТП. Водители стали реже садиться за руль в нетрезвом состоянии (на 25%) и отказываться от медицинского освидетельствования (на 17,6%). Почти на 30% стали меньше ездить с просроченными «транзитами», на 28% — садиться за руль без документов, на 39% — не пристегиваться ремнем безопасности. Также на 33% уменьшилось число водителей, не уступивших дорогу пешеходам.

Тем не менее, по данным ГИБДД, за девять месяцев текущего года в стране произошло 146 тыс. ДТП (снижение на 2,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года), в которых погибло 18,9 тыс. человек (снижение на 7%). Число ДТП с пьяными водителями в текущем году составило 9,8 тыс. (снижение на 3,6%). В ГИБДД отметили, что ситуация с ДТП не может «резко измениться, даже несмотря на более жесткие санкции», так как на число дорожных аварий во многом влияет сезонность. «Осенью начинаются дожди, темнеет раньше, а значит, и число ДТП растет», — говорят в ГИБДД.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии