Сток-кар по-европейски

СТОК-КАР ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

]

СПОРТ

СТОК-КАР ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

В России эти соревнования именовали вначале «автокорридой», потом за ними прочно укрепилось название «гонки на выживание». Многим, прежде всего москвичам, они знакомы благодаря стараниям телевидения, не первый год освещающего баталии на специально подготовленном для этих целей ристалище в районе Крылатского. Хотя проводят их сегодня не только в столице, а еще в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где тоже транслируют по телевидению.

Сергей СЕМЕНОВ

Фото автора

Пришли они к нам из-за рубежа, где все состязания подобного рода обозначаются коротким, как щелчок затвора, словом «сток-кар». Американцы склонны истолковывать его как «автомобили со складов», то есть как бы серийные. А вот британцы понимают иначе и, пожалуй, гораздо ближе к истине — автомобили для битья.

В России это началось совсем недавно, в начале 90-х. В Европе — сорок лет назад. Рожденная когда-то в США идея автомобиля со специально укрепленной рамой без бьющихся частей, который не слишком жалко шваркнуть о ближайший забор, благополучно пересекла океан. И первых сторонников нашла, как ни странно, в консервативном Туманном Альбионе. Владельцы гаражей, мелких транспортных компаний и торговцы подержанными машинами с энтузиазмом готовили старые малолитражки для трековых гонок, где разрешалось толкаться, всячески затирать соперников, вообще творить все что угодно, лишь бы прийти к финишу первым. Укрепляя рамы и форсируя двигатели, хозяева не забывали о рекламе, причудливо раскрашивая автомобили и выписывая на капотах имена владельца и спонсора. Публика, отбросив всяческую чопорность, с удовольствием ходила смотреть «побоища», в которых, однако, прийти к финишу первым всегда важнее, чем «наломать дров» из автомобилей конкурентов.

Шло время, «сток-кар» набирал обороты, появились правила, регламент, но сама идея «машины для битья» дожила до наших дней без особых изменений. Сегодня гонки подобного рода еженедельно проводят любительские ассоциации. В общей сложности задействовано около полусотни земляных и асфальтовых овальных треков различной длины: обычно от 250 до 500 метров, но есть и тысячеметровые. На большинстве из них не увидишь трибун — зрители располагаются непосредственно за металлическим ограждением. Соревнования проводятся для автомобилей нескольких классов и уже не только на землях Объединенного Королевства — «сток-кар» давно перешагнул через Ла-Манш, став общеевропейским.

Международная автомобильная федерация (ФИА) свое веское «добро» на проведение таких гонок не давала и, наверно, никогда не даст. Так что звание «чемпиона мира», за которое ежегодно сражаются гонщики-любители из Германии, Голландии, Франции, Бельгии, Испании, ЮАР, США, не стоит считать официальным. Но те, кто участвует в этих гонках и посещает их, легко закрывают глаза на столь «несущественный» факт. Сезон начинается ранней весной и заканчивается поздней осенью. Пик международных состязаний приходится на август. Финалы чемпионата мира, где стартует порядка сотни участников, традиционно проходят в Англии (500-метровый трек) и Голландии (1000 метров).

Вся техника подразделяется на несколько классов. Самый-самый — так называемая «формула 1», где используют восьмицилиндровые двигатели объемом до 10 л. На длинном треке такие машины развивают скорость 150 миль в час. Расход топлива (адская смесь с применением авиационных сортов) достигает 3 л на километр! Чтобы водитель не слишком утомлялся, автомобили оснащают автоматическими коробками передач. Две педали и руль — вот, собственно, и все, от чего зависят успех и... здоровье пилота, а порой и зрителей. Нередко машины переворачиваются, получив толчок на скоростном вираже, и вылетают на ограждение. Летящие в разные стороны колеса — это вам не бабочки-капустницы, поэтому значительную часть стоимости входного билета составляет медицинская страховка. Пилоты также платят страховой компании небольшую сумму перед каждым днем соревнований.

Однако главным гарантом безопасности является, конечно же, конструкция машины. Гонщик хорошо защищен: несгораемое «анатомическое» сиденье из специального пластика, прочные стойки, многоточечные ремни безопасности. Больше всего в аварийной ситуации страдает автомобиль, а ремонт его иногда влетает в копеечку. Судите сами: стоимость «по науке» подготовленного двигателя доходит до 80 тысяч, а всего автомобиля в целом — до 150 тысяч долларов. На длинном треке за день соревнований из строя выходят несколько десятков моторов. Страсти на трассе разгораются нешуточные, машины не выдерживают азарта пилотов, хотя финальный приз невелик — не более 10 тысяч долларов. Но если ты выиграл — на несколько дней становишься почти что национальным героем, а кроме того получаешь право покрасить крышу своего автомобиля в золотой цвет. Именно он лучший «раздражитель» потенциальных спонсоров.

Как и в классических видах автоспорта, любой успех во многом зависит здесь от подготовки техники. Имена создателей машин-чемпионов в кругу любителей «сток-кара» так же популярны, как имена пилотов, получающих призы. Один из них, Энди Ламберт, живет в Шотландии, недалеко от Эдинбурга, и более десяти лет строит автомобили «на выживание», что принесло ему немалую известность.

— Многие машины, — рассказывает Энди, — рождаются в тайне от посторонних, потому что каждый мастер имеет свои секреты. Только пилот и его механик видят эти автомобили до гонок. На трек их привозят в закрытых контейнерах, что подогревает любопытство конкурентов. Болельщики, техперсонал, спортсмены дотошно рассматривают каждую новинку. Механик вяло отвечает на расспросы. Все знают, что он врет, запутывая любопытных, поэтому действо напоминает покупку лошади у цыгана на базаре...

В прошлом году финал чемпионата на длинном треке проходил в городе Баарло в Нидерландах. Голландцы традиционно совмещают его с национальной гонкой «Джек Клиз Трофи» — ей уже почти четверть века. Каждый заезд — двадцать кругов. Гонка машин класса «формула 1», как всегда, — украшение соревнований. Голландец Пит Кайзер лидировал в течение пятнадцати кругов, а потом сошел с дистанции из-за пустяковой поломки масляной помпы. От досады Пит заплакал, склонив голову на колесо своего автомобиля, который так и не стал «золотым».

Английские команды традиционно — в центре внимания. Самые красивые и необычные автомобили несут под капотами мощные двигатели, а в кабинах — безапелляционных хозяев. «Сумасшедшие люди», — говорят голландцы, с завистью и опаской поглядывая на своих главных конкурентов. Холодные англичане толкаются больше всех и не сбавляют скорости на виражах. В одном из заездов не повезло голландцу ван Ливену — после сильного «пинка» в задний бампер его автомобиль вылетел с дорожки и несколько раз перевернулся. К счастью, обошлось без тяжелых последствий.

Страсти на трассе вызывают бурю эмоций на трибунах. «Сток-кар» — честные некоммерческие гонки, но публика сама устраивает свой тотализатор. Ставки — по 25–50 гульденов на автомобиль. Если в общей сложности вы вложили 500 гульденов (примерно 300 долларов США), есть за что переживать. В случае победы — призовые не меньше, чем у гонщика. А в случае проигрыша можно утопиться в пиве — главном напитке соревнований. Это никому не испортит настроения, поскольку страховка уже оплачена.

Вот она, «формула 1» «сток-кара»! Антикрыло, похоже, служит не столько во благо аэродинамики, сколько для размещения рекламы.

Эпизод заезда класса «Родео». Кажется, что здесь какие-либо общие конструктивные черты, не считая четырех колес и отсутствия всяких стекол, исключены.

В автомобилях класса «Ход Род», как ни странно, легко угадываются серийные «прародители». Эти, например, изначально были " Peugeot 205".

«Формула 2» от «формулы 1» отличается главным образом ограничением объема двигателя — не более 4 л.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии