Ходынка. год 1997-й

ХОДЫНКА. ГОД 1997-Й

]

СПОРТ

ХОДЫНКА. ГОД 1997-Й

Вот три вопроса: какие автомобильные гонки сочетают в себе элементы «кольца» и кросса? В каких из них участвуют самые мощные легковые автомобили в мире? И какие внедорожные состязания наиболее популярны в Европе?

Андрей КЛЕЩЕВ, «АМС-Автомотоспорт»

Фото автора

Не ломайте голову над каждым вопросом в отдельности. У всех трех один, общий ответ: ралли-кросс. В самом деле, ралли-кросс — одна из самых необычных гоночных дисциплин в мире. Ну где вы еще увидите в одном заезде сразу несколько 700-800-сильных турбонаддувных машин (для сравнения — в ралли и кольцевых гонках легковые автомобили развивают «всего» 300 «лошадей»), набирающих «сотню» меньше чем за пять секунд! Причем на одном круге по короткой трассе эти суперавтомобили успевают поучаствовать и в кольцевой гонке, и в автокроссе, поскольку грунтовое и асфальтовое покрытия чередуются. Естественно, управляют этими «монстрами» далеко не новички — многие из пилотов до того, как прийти в ралли-кросс, познали успех в других состязаниях. Например, в ралли, как убеленный сединами швед Пер Эклунд, или в кроссе, как неоднократный чемпион Европы немец Рольф Фолланд.

Лучшие пилоты за рулем лучших машин! Разве такое не привлекает зрителей? Но и этого ралли-кроссу мало. Еще одна и, возможно, главная «изюминка» соревнований — в системе, по которой они проводятся. Здесь нет навевающих скуку контрольных заездов, когда гонщики по отдельности сражаются только с трассой и секундомером. «Квалификации» в ралли-кроссе — это одновременный старт сразу нескольких машин. Отличаются они от привычных полуфиналов тем, что здесь главное — не место, занятое в заезде, а показанное время. Сумма двух лучших результатов из трех распределяет гонщиков по финалам: быстрейшие попадают в основной финал «А», те, кто был помедленнее — в «В», а те, кто уступил и им — в финал «С». Дальше начинается захватывающая игра в «счастливый билетик»: победитель финала «С» получает «путевку» в «В», в котором, в свою очередь, приехавший на финиш первым допускается к старту в финале «А». Естественно, борьба при таком жестком отборе обостряется до предела, особенно если учесть, что ралли-кросс — одно из самых быстротечных и «контактных» гоночных состязаний в мире. Теперь можно понять, почему публика валом валит на этапы чемпионата Европы, да и национальные первенства не обделяет вниманием.

Довольно, — заметит иной читатель, — зачем так много о каком-то «ихнем» ралли-кроссе, о котором в России и слыхом не слыхивали, и видом не видывали. И будет неправ — все это «импортное» великолепие отныне можно лицезреть и у нас в стране, причем не где-нибудь, а почти в центре столицы, в двух шагах от станции метро «Полежаевская», на вошедшей в российскую историю Ходынке.

С сентября прошлого года некоммерческий фонд «Автоспорт» и генеральный представитель ГАЗа в Москве фирма

«ДАНИАН» решили поставить ралли-кросс на российские рельсы. И хотя отечественному до лучших зарубежных образцов еще далеко, главный, первый шаг сделан. Есть замкнутая километровая трасса, сочетающая в себе грунтовой участок с бетонной взлетно-посадочной полосой бывшего аэродрома. Есть правила, почти в точности повторяющие принятые во всем мире. Есть даже то, чего лишены европейские гонки — доступность для всех желающих. Причем не только для публики (за рубежом гонки проводятся в основном в небольших городках или вообще в сельской местности, куда добраться не так-то просто), но и для большинства спортсменов. Ведь для того, чтобы принять участие в нашем ралли-кроссе и рассчитывать на призы, пока не нужно суперавтомобиля. Достаточно обычной спортивной «восьмерки», оснащенной обычными в нашем спорте сдвоенными карбюраторами или впрыском. Наличие и грунтового, и твердого покрытия еще более уравнивает шансы спортсменов: подобной комбинации не встречается ни в «кольце», ни в ралли, ни в кроссе. Кроме того, в противовес Европе у нас не делают скидок на время года — лето так лето, зима так зима. Может быть, именно поэтому среди десятков участников гонок на Ходынке пока доминируют те, кто поднаторел сразу в нескольких видах автомобильного спорта — москвичи Аркадий Кузнецов, Сергей Понник, Андрей Рыжов, орловец Владимир Черевань. Добавим, что, только-только дебютировав, девятиэтапный «Кубок ДАНИАН» по ралли-кроссу с ходу заслужил признание у множества столичных спортсменов. Некоторые даже забросили свои «родные» дисциплины, отдав «голос» в пользу ралли-кросса. Не за горами, уверен, и всероссийское признание нового для нашей страны гоночного действа. Во всяком случае, успех первых ралли-кроссов и энтузиазм организаторов, уже этим летом планирующих проведение трехэтапного Кубка России, позволяют надеяться на это.

Как и следовало ожидать, основу автопарка российского ралли-кросса составили спортивные «восьмерки».

Аркадий Кузнецов доволен победой в одной из весенних гонок.

Трасса на Ходынке ровная, однако встречаются и небольшие трамплины.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии