От моря черного до моря белого

ОТ МОРЯ ЧЕРНОГО ДО МОРЯ БЕЛОГО

]

ПУТЕШЕСТВИЯ

ОТ МОРЯ ЧЕРНОГО ДО МОРЯ БЕЛОГО

На семейном совете решили: съездить одним, самостоятельно, в длительное автопутешествие — хотя бы в Мурманск, тем более что там живут наши друзья. По натуре я страстный любитель путешествий и немного авантюрист. Двенадцатилетний сын в этом отношении — почти копия. Жена... тоже согласилась. Все расчеты были сделаны заранее: примерно определили необходимые затраты и время выезда.

Михаил РАКТОВИЧ

Маршрут.

Его разработали, в первую очередь, с познавательным уклоном. Одной из особенностей путешествия стало символическое соединение вод Черного и Белого морей, что, собственно, и получилось. Попутно сделали для себя маленькое открытие: беломорская вода на вкус более соленая, чем из Черного моря.

Итак, Невинномысск — Черноморское побережье (пос. Кабардинка, наслышаны были о кемпинге) и четыре дня на море, потом — через Краснодарский край, Ростовскую область — станицу Вешенскую (шолоховские места) — по ростовской глубинке через станицу Казанскую (на Дону) на автомагистраль Ростов — Москва. Затем Воронеж — Спасское-Лутовиново на Орловщине (музей-усадьба И. Тургенева), оттуда в музей-усадьбу художника В. Поленова в Тульской области, далее — Сергиев Посад (Московская область), Ярославль (кремль) — Вологда — Белозерск — Вытегра, по южному побережью Онежского озера — Петрозаводск — Кемь, пос. Рабочеостровск — Мурманск. Обратно через Петрозаводск — Лодейное Поле — Новгород — Тверь — Сухиничи (Калужская область) с остановкой в автотуристском комплексе «Калинов куст» — Курск — Воронеж и на Черное море в ту же Кабардинку на четыре дня.

Водитель и автомобиль.

39 лет, водительский стаж на день выезда — 1 год и 2 месяца, 18 тыс. км самостоятельного «наезда» — не густо. Опыт техника-ремонтника значительно менее среднего. VAZ 21011 1978 года выпуска. Пробег — 76 тыс. км. До марта 1995 года машина «жила» в Германии, состояние почти отличное. В мае 1995-го поставил ярославские шины («москвичовские») Я-370, за год они отлично себя зарекомендовали на скоростных участках (110–120 км/ч), на раскисших черноземах, на скользкой зимней дороге. Один минус: хватает этих шин на 35–40 тыс. км. Бензин — АИ-93, расход по трассе со средней нагрузкой — 8 л/100 км. Кроме замены чешских свечей зажигания BRISK L15V (после 20 тыс. км) в Мурманске на такие же и регулировки развала-схождения в «Калиновом кусте», проблем больше не было.

Дороги и бензин.

Выехали в намеченный срок — 30 мая 1996 года. На Черное море решили идти не по традиционному маршруту: через Армавир — Кропоткин — Краснодар — Джубгу, а от Армавира на Лабинск — Майкоп — Апшеронск — Хадыженск — Горячий Ключ. Состояние дорог почти везде отличное, включая знаки и разметку, очень мало транспорта. Но недостаточная информация, а кое-где ее полное отсутствие (в Лабинске) и все-таки плохая дорога на одном участке — от Хадыженска до Горячего Ключа — причины, по которым теряется всякий смысл ездить к морю этим маршрутом, хотя он на 40 км короче. Еще раз убеждаешься в известной истине: лучше дальше по хорошей дороге, чем короче, но по плохой.

Проехав по 19 регионам России, можно с уверенностью сказать, что краснодарские дороги — лучшие по качеству, разметке, информации вне населенных пунктов. Впрочем, и основные дороги средней полосы (те, по которым пролегал маршрут) находятся, как правило, в приемлемом состоянии. Печальное исключение — участок от границы Ярославской области до Вологды — «стиральная доска». Неприятно удивило отсутствие указателей перед Ярославлем — дороги расходятся в разные стороны, и все... Перед Вологдой, по совету сотрудников ГАИ, свернули не на Кириллов, а в сторону Череповца: эта дорога чуть дальше — 160 км, но отличного качества. За Белозерском столкнулись с враньем в атласе автодорог. Тут же вспомнили, что читали о подобном в ЗР (1996, № 5). Вместо 45–50 км «обещанной» грунтовки — 160 км сплошной грязи! Вот где снова с благодарностью вспомнил о ярославской резине. В Вытегре, куда приехали в конце дня, весь экипаж трясло мелкой дрожью. Петрозаводск запомнился широкими, чистыми улицами и... отсутствием указателей на Мурманск. От Петрозаводска — почти тысяча километров добротного асфальта. После Медвежьегорска порой проезжали десятки километров в одиночку: ни встречных, ни попутных...

С «93-м» проблем почти не было — только на юге Воронежской области, севере Карелии и местами в Мурманской области, а еще на обратном пути за Ростовом из передвижной АЗС «угостили» бурдой — двигатель очень чувствителен к плохому бензину.

ГАИ.

Больше всего инспекторов и постов в Краснодарском крае и Московской области от границы с Тверской. Зато от Петрозаводска до Мурманска встретили три или четыре поста ГАИ с заколоченными окнами и дверями и не видели ни одного сотрудника автоинспекции — ни, так сказать, пешего, ни конного. Работая в системе МВД (в Государственной противопожарной службе, служебное удостоверение начинается словами «майор внутренней службы»), не совсем корректно сравнивать себя с простым братом-шофером. Во избежание долгого диалога, я предъявлял вначале удостоверение, а затем, если возникала необходимость, «права».

От Ростова-на-Дону до Москвы у обочин дорог встречаются стенды-предупреждения о ночевках вблизи постов ГАИ. До сих пор вызывает удивление, с каким нежеланием ее сотрудники разрешили остановиться на ночлег у поста перед въездом в Сергиев Посад и на выезде из Петрозаводска в сторону Мурманска.

А о карельских гаишниках остались просто незабываемые воспоминания. На обратном пути при выезде из Петрозаводска (на окружной дороге) остановили на посту ГАИ. Подошел человек в штатском — не представился, молча выхватил документы, молча долго изучал служебное удостоверение, также молча возвратил и удалился к сотоварищам. А перед границей с Ленинградской областью нас остановил патруль из двух сержантов. Уже почти проехав пост, услышал... свист, но не милицейского свистка, а именно свист «соловья-разбойника», и, оглянувшись, увидел кулак одного из постовых. Никаких нарушений ПДД не было. Обошлось.

Кемпинги и общепит.

Особенно хорош кемпинг в Кабардинке, что недалеко от Новороссийска. Чистая, ухоженная территория на самом берегу моря, много зелени, двух- и трехместные домики, в них — холодильники. На территории — несколько общественных кухонь с газовыми плитами, есть душевые. Еженедельная смена белья. Машину можно оставлять у домика. Есть кафе-бар, где мы неплохо обедали за 15–20 тысяч рублей. Стоимость проживания в домике — 30 тысяч, в своей палатке — 9 тысяч с человека в сутки — и все. Автотуристам здесь рады в любое время суток. Удобная форма расчета — за 12 часов. Единственный, наверное, минус — небольшой участок пляжа и каменистое дно моря.

Вообще-то, цивилизованных мест отдыха для автотуристов по нашему маршруту — единицы. Один-два кемпинга за Ростовом-на-Дону в сторону Воронежа, еще один — «Инема» — перед Подпорожьем Ленинградской области, где все в комплексе — от приличной гостиницы с нормальным питанием до охраняемой стоянки. Очень понравился комплекс для автотуристов, «дальнобойщиков» и просто проезжающих — «Калинов куст» в Калужской области. Прочитав о нем в журнале «За рулем» за 1995 год, захотели увидеть своими глазами. Все, как написано — двухместные номера, рядом, почти под окнами, охраняемая стоянка. Здесь же заправка, СТО, автомагазин. Запомнился специалист по ремонту ходовой части на СТО (к великому своему стыду и сожалению не узнал его имени). Действительно мастер — золотые руки.

Еще перед въездом в Тверь со стороны Санкт-Петербурга есть гостиница и рядом охраняемая стоянка. Вот, пожалуй, и все, что мы встретили на маршруте. От Вытегры Вологодской области до Петрозаводска по побережью Онежского озера — нигде ни одного хоть какого-то кемпинга. А ведь красота какая и мест для отдыха предостаточно! Честное слово, досадно. Но вот останавливаться одним в палатке на берегу — страшновато. Так что половину путешествия пришлось ночевать просто в машине.

Что же касается питания, то здесь проявилась закономерность: чем дальше от «цивилизации», тем дешевле и вкуснее. Запомнился обед в кафе станицы Вешенской. Первое, второе и третье на троих в начале июня обошлись в 17 тысяч рублей! Хорошо готовят, но маленькие порции, в частном кафе на трассе между Киришами и Новгородом, а также между Ярославлем и Вологдой, но тут уже дороже — от 35 до 57 тысяч на троих. В пути несколько раз готовили на сухом горючем — быстро, практично, удобно. Поджарить яичницу и вскипятить чайник — это восемь-десять таблеток (упаковка) стоимостью 1,5 тысячи рублей. В российской глубинке — в Ярославской и Вологодской областях — в магазинах все необходимое, чтобы поесть в дороге.

Эпилог.

Пройдено 9 тыс. км, 25 дней заняло все путешествие — из них 17 в дороге. Проехали территории двух краев, двух республик, пятнадцати областей. Истрачено бензина на 1,5 млн. руб., на питание — 2,5 млн. руб. и около 1 млн. на все остальное. Немало, конечно, но в такие поездки каждый год не поедешь. Наконец — дома! Устали, кажется, больше, чем отдохнули. Но победили маршрут, дорогу, победили в одиночку. Многие спросят: зачем? Нас поймут те, кто не может сидеть на месте, кто стремится увидеть новое, необычное, познать себя; наконец, нас поймут те, кого зовет дорога, кто хоть раз ощутил свежий ветер странствий.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии