"тюкоса" для россии

«ТЮКОСА» ДЛЯ РОССИИ

]

АВТОЗАРУБЕЖЬЕ

«ТЮКОСА» ДЛЯ РОССИИ

Японские автомобили завоевали не только российский Дальний Восток, но и заняли прочные позиции на всей территории, простирающейся за Уральским хребтом. Пусть правый руль при правостороннем движении неудобен, пусть «японки» уже не первой молодости, зато они подчас гораздо надежнее, чем новые отечественные, а главное — намного дешевле. Только вот откуда берутся «бэушные» японские автомобили на просторах нашего отечества? Действительно ли, как утверждают многие, это никчемный мусор со свалок, который интересует разве что сверхнеприхотливых россиян? Сегодня об этом рассказывает Андрей УГОЛЬКОВ, работавший в Японии врачом и интересующийся автомобильной темой.

Фото автора

В Японии действуют довольно строгие правила, регламентирующие регулярные техосмотры машин (по-японски — «сякэн») и обязательное техобслуживание, подетально и пооперационно расписанное в сервисных книжках — они есть у каждого владельца машины, в любой автомастерской.

Для каждой детали автомобиля четко определен срок службы — за точку отсчета обычно берутся 10 тысяч км пробега или шесть месяцев эксплуатации — что раньше наступит. Когда и что менять, отрегулировать, просто проверить надежность крепления или наличие внешних дефектов — квалифицированный техник (других в фирменном японском автосервисе просто нет) определяет строго в соответствии с регламентом сервисной книжки.

Техосмотр, тем не менее, все машины проходят ежегодно — это так называемый инструментальный контроль, который стал в последнее время предметом острой дискуссии в Москве. Занимает он немного времени и обходится владельцу машины в $100.

В первые годы своей жизни (примерно до пяти лет) автомобиль обычно не требует серьезного вмешательства мастера — качество японской техники залог этому. За год-два (в зависимости от срока гарантии) вы не затрачиваете ни иены на его техническое обслуживание. А вот дальше начинаются расходы. Каждые полгода, год, два механику приходится заполнять все больше пустых квадратиков в вашей сервисной книжке, при этом деталь может быть абсолютно пригодной, без малейших признаков износа — наступил срок и она подлежит замене. Дорога не столько сама деталь, сколько работа механика: квалифицированный труд в Японии — один из самых высокооплачиваемых в мире. Автосервис тоже не самый дешевый. К примеру, масло вам заменят за $200 при цене четырехлитровой канистры $15–20.

Японцы, как правило, свои автомобили не обслуживают, полагая, что каждый должен заниматься своим делом. И чем старше машина, тем она обходится дороже, притом это не зависит от вашего желания. Скажем, во время профилактического техобслуживания («тэйки тэнкэн сэйби») вам, например, могут полностью заменить все колеса, что стоит около $1200, хотя, по нашим российским меркам, им еще ходить и ходить. Но в Японии со специалистами и тем более с инструкциями, которыми они руководствуются, не спорят.

Не спорят, но начинают считать. И приходят к выводу, что тратить тысячи долларов на поддержание десятилетнего «Ниссана», даже очень любимого, просто невыгодно. Куда практичнее купить новый, тем более что в Японии, как во всем цивилизованном мире, автомобили продают в рассрочку. Именно к этому неизбежно толкает владельцев машин точно просчитанная государственная политика в отношении автовладельцев, завуалированная заботой о безопасности своих граждан, борьбой за сохранение окружающей среды (что есть, то есть) и т. д. Вся система жесткого контроля за техническим состоянием автомобиля с обязательным постоянным обновлением все большего числа деталей и узлов — это могучая поддержка национальной автоиндустрии.

Большинство японцев везут на продажу свою вполне еще приличную машину в ту же фирму, где ее приобрели, и покупают там новую модель с учетом стоимости (обычно небольшой, чисто символической) сданной. Далее машина поступает в распоряжение Ассоциации торговцев подержанными автомобилями, располагающей по всей стране сетью комиссионных автостоянок.

Если ваша машина все-таки «дошла до ручки» или еще в юном возрасте встретилась с деревом, столбом или другой машиной, ей прямой путь на свалку.

Но чтобы «пристроить» ее туда, нужно выложить определенную сумму. Тогда бывший хозяин машины получит справку от хозяина свалки, что автомобиль сдан, и у него не возникнет проблем с регистрацией нового автомобиля и с дорожной полицией. Если же старую машину просто где-нибудь бросить, владельца все равно найдут и раскошелиться ему придется и за то, что его искали.

Итак, на автосвалку попадают или битые, или действительно изношенные автомобили. Здесь их разбирают на запчасти и то, что годится к употреблению, продают. Стоимость деталей на таком автомобильном кладбище раза в два-три ниже, чем в магазине или в фирменном автоцентре. Например, владелец «Тойоты-Камри» 1988 года выпуска, разбив фару, не спешит в салон покупать новую за $300, а отправляется за город на автосвалку и находит там то же самое за $100. Выигрыш ощутимее, если заменяется крупная деталь или агрегат. Скажем, за двухлитровый двигатель на новую «Тойоту МР-2» в сервисе отдашь около $10000 (с установкой), а на кладбище машин почти новый (покореженные спортивные машины здесь не редкость) — $5000 и тоже с установкой. Этим занимаются крупные компании, владеющие огромными, в несколько гектаров, «автокладбищами», большим штатом сотрудников, офисом, боксами для ремонта со всем необходимым техоснащением...

Но в Россию автомобили попадают все-таки не отсюда. А с комиссионных автостоянок, которые торгуют подержанными машинами — «тюкоса». Они новее тех, что попадают на свалки, и состояние их намного лучше. Самые привлекательные для российских моряков и туристов — портовые стоянки, где цены ниже, чем в городе, в четыре-пять раз. Объясняется такая дешевизна просто: машины здесь продаются без ежегодно оплачиваемой страховки, обычно с просроченным «сякэн» и не прошедшие штатного техобслуживания, то есть с деталями и узлами, ресурс которых, по местным понятиям, исчерпан. Такие автостоянки изначально ориентированы на россиян — на то, что автомобиль будут эксплуатировать за пределами Японии.

Цену в основном определяет год выпуска. На стоянках (и на крошечных, где продают с десяток машин, и на гигантских, реализующих тысячи) автомобили расставлены рядами. В этих рядах самые разные модели — от «Ниссана-Микры» до «Тойоты-Кроун». Объединяет их одно — год выпуска. Ряд 1990 года — $800 за любой автомобиль, 91-го — $1000. Есть ряды за $500 и даже за $400 — это совсем старые, десятилетнего возраста. Здесь можно торговаться — продавец подчас готов снизить цену. Есть тут автомобили, у которых аккумулятор давно «умер», но это не беда — крошечный грузовичок с передвижным пусковым устройством оживит понравившееся вам авто и доставит к кораблю (благо, до причала 500 метров).

Основные автостоянки расположены в крупных городах — Осака, Иокогама, небольших — Тояма и Нанао (час езды от Канадзавы), где корабли из России — частые гости. Здесь же делают свой бизнес и «короли автосвалок», которые подгоняют прямо к судам грузовики с шинами, колесными дисками, различными деталями разобранных автомобилей. Все это продается по бросовым ценам.

... Если бы не жесткие таможенные барьеры, не только каждый российский моряк, пользующийся правом покупки автомобиля, но и каждый, кто приезжает в Японию, мог бы позволить себе купить подержанную машину. Конечно, можно спорить, хорошо это или плохо для нашей экономики, и по-прежнему заявлять, что у «советских — собственная гордость», но факт остается фактом: Япония готова завалить нас своим «бэу» по дешевке.

Транспаранты «Открытие выставки-продажи». Вполне современные модели. Цены — около 1 500 000 иен ($14000). Не для наших моряков, студентов-стажеров и прочих «временных».

Небольшой комиссионный магазинчик. Машины «не очень», цены — от 2,5 до 4,5 тыс. долларов.

Типичная автосвалка. Головная боль для местных властей (съедают жизненное пространство), но рай для наших туристов — любая деталь почти даром.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии